Главные вкладки

    Творческая деятельность, как способ развития познавательных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста
    методическая разработка на тему

    Попова Наталья Викторовна

    Методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskaya_deyatelnostdetey_s_ovz.docx21.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческая деятельность, как способ развития познавательных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста

    Формирование творческой личности - одна из важнейших задач на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Изобразительная деятельность  заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

    Творческая деятельность оказывает большое значение на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается восприятие себя, как личности. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Следует отметить, что некоторые дети ограничены или лишены возможности говорить, и тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения своих чувств. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния стресса. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. Общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы. Для развития творческих способностей необходимы специальные условия на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности. Только через сформировавшийся контакт с ребенком, мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровую ситуацию можно достичь результат.

    Любой вид деятельности с такими детьми следует начинать через эмоциональный настрой – прочтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца, подготовки руки: пальчиковая гимнастика, объяснение задания и непосредственная работа. Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому с такими детьми необходимо выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательным этапом включаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень детям  нравится. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. Обучающиеся  испытывают потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья используют нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.

    Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру:

    • Рисование шприцами, пальчиками, ладонью.
    • Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции.
    • Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать объект через прикосновение к бумаге тампоном (облачко, одуванчик).  
    • Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации.

    Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения. Можно использовать интегрированные виды занятий: нарисовать ёлочку и  украсить ее разноцветными шариками, вырезанными из бумаги.  Аппликацию Деда Мороза сделать из ваты (борода, шапка, отделка костюма), украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Следует подвести ребенка к самостоятельному принятию решения. Развитие творческих способностей способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

    В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

    Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

    Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)

    Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)...

    Мнемотехника как прием развития памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

    Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, ли...