Открытый урок "Взаимодействие преподавателя и концертмейстера по предмету "Основы хорового дирижирования"
план-конспект урока по теме

Охрименко Анастасия Николаевна

В конспекте содержится информация: цели  и  задачи урока, вступительное слово концертмейстера, конспект урока (в виде таблицы), анализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_oan.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Домодедовская детская школа искусств»

Филиал «Домодедовская детская хоровая  школа»

Открытый  урок

преподавателя предмета «Основы хорового дирижирования» Е.И.Шелест

и концертмейстера А.Н.Охрименко.

Тема урока: «Взаимодействие преподавателя  и концертмейстера по предмету «Основы  хорового  дирижирования».

Дата и место проведения:

23.12.2013г., заседание фортепианного отдела, филиал «Домодедовская детская хоровая школа»

Цель урока:

Показ особенностей работы концертмейстера и преподавателя на уроке по предмету «Основы  хорового дирижирования» с учащимся  7 класса.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Развитие познавательных интересов и музыкального кругозора учащегося;
  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие:

  • Развитие координации движения рук при выполнении  дирижерских жестов;
  • Психологическое раскрепощение учащегося.

Воспитательные:

  • Формирование чувства ответственности;
  • Активизация творческих способностей учащегося;
  • Умение взаимодействовать на уроках с преподавателем и концертмейстером

Основные  методы  работы:

  • Наглядный (практический показ);
  • Словесный (беседа, объяснение)

План (ход) урока:

1.Вступительное слово концертмейстера;

2.Организационные моменты (подготовка учащихся к работе);

3.Работа над произведениями (опрос, изучение нового материала и его закрепление);

4.Анализ урока.

В основе данного  урока положена здоровьесберегающая  технология, а также личностно –ориентированная технология с дифференцированным  подходом.

 

Вступительное слово концертмейстера.

Сегодня мы покажем открытый  урок с учащимся 7 класса по предмету «Основы хорового дирижирования» и как соблюдается интегрированная взаимосвязь  всех участников образовательного процесса: преподаватель –концертмейстер-учащийся.

Предмет «Основы  хорового дирижирования» включен в программу филиала «Домодедовская детская хоровая школа» в 2011 году, я работаю концертмейстером по этому предмету второй год. По моим наблюдениям, основные сложности у учащихся возникают с координацией  рук и одновременным исполнением вокальной партитуры.  Особую трудность вызывает проигрывание на фортепиано  и исполнение партитуры  по  отдельным  голосам.  В таких случаях я помогаю учащимся в изучении  нотного материала, указываю на сложности в исполнении и на собственном примере показываю, как должно звучать произведение (фразировка, штрихи, интонация).

Для успешной организации учебного процесса преподаватель основ  хорового дирижирования и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится  помощником, а для ученика- педагогом-наставником. При выборе программы и ее изучении преподаватель и концертмейстер обязательно должны учитывать, что этот предмет посещают учащиеся всех отделов школы. На школьных уроках и при выполнении домашнего задания учащимся народного отдела, как правило, требуется больше времени.

При работе над произведением с сопровождением, концертмейстер должен уметь играть « по руке», т.е. обладать способностью понимать дирижерские жесты и намерения. Для этого концертмейстеру необходимо знать основные приемы дирижирования; размерные сетки; изучить движения, обозначающие ауфтакт,  дыхание, снятие звука и другие; жесты, обозначающие штрихи  и оттенки. В процессе обучения концертмейстеру очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты  и он не должен  играть их однообразно. Таким образом, учащийся будет не только механически запоминать движения рук преподавателя, но и соотносить  их со звучанием  фортепиано.

Концертмейстеру во время работы необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения, отказаться от  своего собственного музыкального видения, т.к. учащемуся необходимо слышать реакцию на свои жесты единственно возможного исполнителя –концертмейстера.

Конспект  урока

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Организационный момент, включающий:
  • Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимся на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимся, чтобы  его дальнейшая работа на уроке была эффективной).
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов организации работы учащегося на начальном этапе урока, настроя ученика на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей ребенка, с которым работает преподаватель).

Цель:

  • Настроить учащегося  на активную учебную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Способствовать выработке навыков точного дирижирования  на основе выполнения координационно-тренировочных упражнений.

Методы и способы достижения целей:

  • Концертмейстеру приготовить учебный материал (ноты) и оборудование (стул, пюпитр).
  • Ученику  приготовить дневник, папку с нотами.
  • Словесный настрой (в форме беседы с использованием невербальных средств) об эмоциональном состоянии учащегося и готовности к взаимодействию с преподавателем и концертмейстером.
  • Организация правильной дирижерской стойки учащегося.
  • Проведение координационно-тренировочных упражнений для снятия  зажатости рук с показом преподавателя и концертмейстера.
  1. Опрос учащегося по заданному на дом материалу, включающий:
  • Определение целей, которые преподаватель ставит перед учеником   на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимся);
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • Определение возможных действий преподавателя, если ему или учащемуся не удается достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации  деятельности учащегося  с учетом  его индивидуальных особенностей;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе опроса;
  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащегося в ходе опроса.

Цель:

  • Определить уровень подготовки учащегося к данному  уроку.
  • Опрос учащегося: исполнить хоровую партитуру на фортепиано, затем спеть ее  по голосам, далее продирижировать (р.н.п.«Я вечор в лужках гуляла»; р.н.п.«У меня ль во садочке»в обр.А.Юрлова, р.н.п. «По диким степям Забайкалья»; польская н.п.в обр.В.Иванникова, рус.текст С.Кондратьева; «Гимн Москве» муз.В.Мурадели, сл.А.Коваленкова)

Задачи:

  • Добиваться правильного выполнения дирижерских жестов.
  • Следить за соответствием жестов с ритмическим рисунком произведений  и динамикой.

Методы и способы достижения целей:

  • Мотивирование учащихся к активизации  самостоятельного мышления.
  •  Метод демонстрации (показ преподавателя  и концертмейстера).
  • словесный метод (беседа с учащимися);
  •  метод разучивания (по элементам, по фразам, целиком).
  • Критерием оценивания исполнения является  точное выполнение дирижерских жестов с интонированием мелодии и правильным текстом.
  1. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения преподавателем предметным материалом)
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной деятельности учащегося с учетом личных  особенностей;
  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащегося к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе освоения нового учебного материала.

Цель:

  • Разбор и закрепление новых произведений с сопровождением  концертмейстера (словацкая н.п.«Спи, моя милая» в обр. Ж.Металлиди; «Зимний вечер» муз.М.Яковлева, сл.А.Пушкина;  р.н.п.«Во поле рябинушка стояла» запись и  обр.И.Пономарькова)

Задачи:

  • Изложение основных  положений нового материала доходчиво и конкретно.
  • Научить учащегося читать с листа партитуру.
  • Научить учащегося анализировать своё исполнение.  

            Следить при этом за правильным  

             выполнением дирижерских жестов.

  • Объяснить особенности работы над произведением  с сопровождением  и научить учащегося  взаимодействовать с концертмейстером;
  • Отработать отдельные фразы, затем продирижировать 1  куплет полностью.

Методы и способы достижения целей:

  • Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывая физиологические и психологические свойства организма;
  • Обратить внимание на характер произведений, их ритмический рисунок,  наличие пауз.
  • Критерием уровня внимания на данном уроке является интерес ученика к новому материалу, показ  преподавателем  и концертмейстером конечного  этапа изучения выбранного произведения.
  • Оценивать исполнение ученика после каждого повтора. Обращать внимание на положение рук  и тела  во время дирижирования. Преподавателю  и концертмейстеру поощрять учащегося словами за правильное исполнение.

  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:
  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащегося;

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимся нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования в ситуации, когда преподаватель определяет, что  учащийся не освоил новый учебный  материал.

Цель:

  • Соединить воедино исполняемые произведения;

Задачи:

  • Повторение и закрепление  пройденных произведений.

Методы и способы достижения целей:

  • Многократное повторение изученного с игрой концертмейстера;
  • Критерием степени усвоения материала следует считать умение ученика точно показывать новые жесты согласно партитуре, реагировать движениями рук  на смену нюансов, стремиться к выразительному исполнению.
  • Поощрять  ученика после каждого правильного  повторения учебного материала.

  1. Задание на дом, включающее:
  • Постановку цели самостоятельной работы для учащегося (что должен сделать учащийся в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;
  • Определение и разъяснение учащемуся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель:

  • Закрепление  пройденного материала и  навыков  дирижирования  в процессе домашних занятий.

Задачи:

  • Мотивировать учащегося к грамотной самостоятельной домашней работе.

Методы и способы достижения целей:

  • Понимать строение произведений  и их музыкальный  замысел;
  • Выучить пройденные на уроке произведения путем  проигрывания  партитуры и использованием правильных, точных  дирижерских жестов;
  • Заниматься дома дирижированием перед зеркалом, представляя перед собой исполнителя.

 

Анализ урока.

Концертмейстер должен помогать преподавателю и учащемуся достичь поставленных на уроке целей с помощью своего аккомпанемента и пояснений.

Нужно знать и объективно  оценивать возможности каждого учащегося, их настрой на восприятие  нового музыкального  материала и продуктивную  работу на уроке.

Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу возраста, не всегда может контролировать свои действия и грамотно выражаться. Учащемуся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, они могут растеряться  в любой момент. Концертмейстер помогает ему сконцентрироваться в нужный момент и  преодолеть эти и другие качества личности, мешающие  точному исполнению.

На каждом уроке преподавателю и концертмейстеру необходимо наладить с учащимся контакт, создавать и поддерживать  на протяжении  всего занятия доброжелательную, рабочую обстановку. Во избежании скованности или зажатости учащегося, замечания делать тактично и спокойно. Концертмейстер, как и преподаватель, должен уметь разбираться в настроении  учащегося, проявлять педагогический такт, терпение, выдержку.

МБОУ ДОД «Домодедовская детская школа искусств»

Филиал «Домодедовская детская хоровая  школа»

Открытый  урок

преподавателя предмета «Основы хорового дирижирования» Е.И.Шелест

и концертмейстера А.Н.Охрименко.

Тема урока: «Взаимодействие преподавателя  и концертмейстера по предмету «Основы  хорового  дирижирования».

Дата и место проведения:

18.01.2014г., заседание хоровой секции Домодедовского методического объединения,  филиал «Домодедовская детская хоровая школа»

Цель урока:

Показ особенностей работы преподавателя и концертмейстера на уроке по предмету «Основы  хорового дирижирования» с учащимся  7 класса.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Развитие познавательных интересов и музыкального кругозора учащегося;
  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие:

  • Развитие координации движения рук при выполнении  дирижерских жестов;
  • Психологическое раскрепощение учащегося.

Воспитательные:

  • Формирование чувства ответственности;
  • Активизация творческих способностей учащегося;
  • Умение взаимодействовать на уроках с преподавателем и концертмейстером

Основные  методы  работы:

  • Наглядный (практический показ);
  • Словесный (беседа, объяснение)

План (ход) урока:

1.Вступительное слово преподавателя;

2.Организационные моменты (подготовка учащихся к работе);

3.Работа над произведениями (опрос, изучение нового материала и его закрепление);

4.Анализ урока.

В основе данного  урока положена здоровьесберегающая  технология, а также личностно –ориентированная технология с дифференцированным  подходом.

Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы покажем открытый  урок с учащимся 7 класса по предмету «Основы хорового дирижирования» и как соблюдается интегрированная взаимосвязь  всех участников образовательного процесса: преподаватель –концертмейстер-учащийся.

Предмет «Основы  хорового дирижирования» включен в программу филиала «Домодедовская детская хоровая школа» в 2011 году, я работаю преподавателем по этому предмету третий год. По моим наблюдениям, основные сложности у учащихся возникают с координацией  рук и одновременным исполнением вокальной партитуры.  Особую трудность вызывает проигрывание на фортепиано  и исполнение партитуры  по  отдельным  голосам.  

Для успешной организации учебного процесса преподаватель основ  хорового дирижирования и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится  помощником, а для ученика- педагогом-наставником. При выборе программы и ее изучении преподаватель и концертмейстер обязательно должны учитывать, что этот предмет посещают учащиеся всех отделов школы. На школьных уроках и при выполнении домашнего задания учащимся народного отдела, как правило, требуется больше времени.

       Искусство дирижера проявляется в руководстве музыкальным коллективом. Перед дирижером всегда стоит сложная задача – подчинить себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов, и направить творческие усилия коллектива в единое русло.

Какими же средствами дирижер передает коллективу свои исполнительские намерения? В период подготовительной работы ими являются речь, личный исполнительский показ, и собственно дирижирование.

 Дирижер, хорошо  владеющий мануальной техникой, может достигнуть гибкого и живого исполнения на концерте.

Дирижерское искусство требует наличие разнообразных способностей. В их число входит и то, что может быть названо дирижерским дарованием –способностью выражать в жестах содержание музыки, делать «видимым» развертывание музыкальной ткани произведения, воздействовать на исполнителей.

Дирижер должен обладать совершенным музыкальным слухом и обостренным чувством ритма. Движения его должны быть подчеркнуто ритмичны; все его существо –руки, корпус, мимика, глаза –«излучать» ритм. Для дирижера очень важно ощущать ритм, как выразительную категорию, чтобы передавать жестами разнообразнейшие ритмические отклонения декламационного порядка. Но еще более важно ощущать ритмическую структуру произведения («архитектонический ритм»). Это как раз то, что наиболее доступно отображению в жестах.

Во время подготовительной стадии деятельность дирижера аналогична деятельности режиссера  и педагога; он объясняет коллективу стоящую перед ним творческую задачу, согласовывая действия отдельных исполнителей, указывает на правильность звукообразования.

Итак, специфика деятельности дирижера требует от него многообразнейших способностей: исполнительских, педагогических, организаторских, наличия воли  и умения подчинять себе коллектив. Дирижер должен обладать глубокими и многосторонними знаниями различных теоретических предметов, вокальных особенностей хора, хоровых стилей; в совершенстве владеть анализом формы  и фактуры  произведения; хорошо читать партитуры, знать основы вокального искусства, иметь развитой слух (гармонический, интонационный, тембровый и пр.), хорошую память и внимание.

Начинающему заниматься техникой хорового дирижирования должны быть  известны основные приемы  показа «начала» и «окончания» музыкального произведения, элементарные сведения о показе динамических оттенков  и т.п.

Подготовка к началу исполнения  музыкального произведения  заключается в трех основных моментах:

1) установив готовность участников хора, дирижер должен поднять руку к началу исполнения, или руки, на которых хоровые певцы фиксируют свое внимание. Это момент должен быть максимально коротким и явиться первым элементом показа начала музыкального произведения;

2) следующее за этим движение руки показывает хору взятие дыхания, предваряющее момент начала пения. Это движение должно быть в характере начала исполнения произведения, т.е. оно должно выразить его содержание, «дать» его темп, динамику, характер звуковедения и т.д.

Показ дыхания делается на долю такта, предшествующую доле вступления.

3) третьим моментом является, собственно, показ вступления.

Очень близко к приему показа начала пения будет показ окончания исполнения. Он содержит в себе, так же как и прием начала, три момента: приготовление, заключающееся в фиксировании  внимания хора на руке  дирижера; движение, подготовляющее  окончание исполнения, и жест, показывающий само  окончание.

Конспект  урока

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

  • Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимся на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимся, чтобы  его дальнейшая работа на уроке была эффективной).
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов организации работы учащегося на начальном этапе урока, настроя ученика на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей ребенка, с которым работает преподаватель).

Цель:

  • Настроить учащегося  на активную учебную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Способствовать выработке навыков точного дирижирования  на основе выполнения координационно-тренировочных упражнений.

Методы и способы достижения целей:

  • Преподавателю приготовить учебный материал (ноты) и оборудование (стул, пюпитр).
  • Ученику  приготовить дневник, папку с нотами.
  • Словесный настрой (в форме беседы с использованием невербальных средств) об эмоциональном состоянии учащегося и готовности к взаимодействию с преподавателем и концертмейстером.
  • Организация правильной дирижерской стойки учащихся.
  • Проведение координационно-тренировочных упражнений для снятия  зажатости рук с показом преподавателя и концертмейстера.

2.Опрос учащегося по заданному на дом материалу, включающий:

  • Определение целей, которые преподаватель ставит перед учеником   на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимся);
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • Определение возможных действий преподавателя, если ему или учащемуся не удается достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации  деятельности учащегося  с учетом  его индивидуальных особенностей;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе опроса;
  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащегося в ходе опроса.

Цель:

  • Определить уровень подготовки учащегося к данному  уроку.
  • Опрос учащегося: исполнить хоровую партитуру на фортепиано, затем спеть ее  по голосам, далее продирижировать (р.н.п.«Я вечор в лужках гуляла»; р.н.п.«У меня ль во садочке»в обр.А.Юрлова, р.н.п. «По диким степям Забайкалья»; польская н.п.в обр.В.Иванникова, рус.текст С.Кондратьева; «Гимн Москве» муз.В.Мурадели, сл.А.Коваленкова)

Задачи:

  • Добиваться правильного выполнения дирижерских жестов.
  • Следить за соответствием жестов с ритмическим рисунком произведений и динамикой.

Методы и способы достижения целей:

  • Мотивирование учащегося к активизации  самостоятельного мышления.
  •  Метод демонстрации (показ преподавателя  и концертмейстера).
  • словесный метод (беседа с учащимся);
  •  метод разучивания (по элементам, по фразам, целиком).
  • Критерием оценивания исполнения является  точное выполнение дирижерских жестов с интонированием мелодии и правильным текстом.

3.Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения преподавателем предметным материалом)
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной деятельности учащегося с учетом личных  особенностей;
  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащегося к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе освоения нового учебного материала.

Цель:

  • Разбор и закрепление новых произведений с сопровождением  концертмейстера (словацкая н.п.«Спи ,моя милая» в обр. Ж.Металлиди; «Зимний вечер» муз.М.Яковлева, сл.А.Пушкина;  р.н.п.«Во поле рябинушка стояла» запись и  обр.И.Пономарькова)

Задачи:

  • Изложение основных  положений нового материала доходчиво и конкретно.
  • Научить учащегося читать с листа партитуру.
  • Научить учащегося анализировать своё исполнение.  

            Следить при этом за правильным  

             выполнением дирижерских жестов.

  • Объяснить особенности работы над произведением  с сопровождением  и научить учащегося  взаимодействовать с концертмейстером;
  • Отработать отдельные фразы, затем продирижировать 1  куплет полностью.

Методы и способы достижения целей:

  • Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывая физиологические и психологические свойства организма;
  • Обратить внимание на характер произведений, их ритмический рисунок,  наличие пауз.
  • Критерием уровня внимания на данном уроке является интерес ученика к новому материалу, показ  преподавателем  и концертмейстером конечного  этапа изучения выбранного произведения.
  • Оценивать исполнение ученика после каждого повтора. Обращать внимание на положение рук  и тела  во время дирижирования. Преподавателю  и концертмейстеру поощрять учащегося словами за правильное исполнение.

4.Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащегося;

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимся нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования в ситуации, когда преподаватель определяет, что  учащийся не освоил новый учебный  материал.

Цель:

  • Соединить воедино исполняемые произведения;

Задачи:

  • Повторение и закрепление  пройденных произведений.

Методы и способы достижения целей:

  • Многократное повторение изученного с игрой концертмейстера;
  • Критерием степени усвоения материала следует считать умение ученика точно показывать новые жесты согласно партитуре, реагировать движениями рук  на смену нюансов, стремиться к выразительному исполнению.
  • Поощрять  ученика после каждого правильного  повторения учебного материала.

5.Задание на дом, включающее:

  • Постановку цели самостоятельной работы для учащегося (что должен сделать учащийся в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;
  • Определение и разъяснение учащемуся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель:

  • Закрепление  пройденного материала и  навыков  дирижирования  в процессе домашних занятий.

Задачи:

  • Мотивировать учащегося к грамотной самостоятельной домашней работе.

Методы и способы достижения целей:

  • Понимать строение произведений  и их музыкальный  замысел;
  • Выучить пройденные на уроке произведения путем  проигрывания  партитуры и использованием правильных, точных  дирижерских жестов;
  • Заниматься дома дирижированием перед зеркалом, представляя перед собой исполнителя.

 

Анализ урока.

Преподаватель должен помогать учащемуся достичь поставленных на уроке целей с помощью  аккомпанемента концертмейстера  и своих  пояснений.

Нужно знать и объективно  оценивать возможности каждого учащегося, их настрой на восприятие  нового музыкального  материала и продуктивную  работу на уроке.

Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу возраста, не всегда может контролировать свои действия и грамотно выражаться. Учащимся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, они могут растеряться  в любой момент. Преподаватель помогает им сконцентрироваться в нужный момент и  преодолеть эти и другие качества личности, мешающие  точному исполнению.

На каждом уроке преподавателю и концертмейстеру необходимо наладить с учащимся контакт, создавать и поддерживать  на протяжении  всего занятия доброжелательную, рабочую обстановку. Во избежании скованности или зажатости учащегося, замечания делать тактично и спокойно. Преподаватель должен уметь разбираться в настроении  учащегося, проявлять педагогический такт, терпение, выдержку.

Конспект открытого урока

для преподавателей хоровой секции Домодедовского методического объединения

Аттестуемый преподаватель –Малофеева Светлана  Викторовна.

Концертмейстер                       Пелих Татьяна Михайловна

Предмет –   «Хор»,   1-7 классы

Тема урока: «Начальный этап работы над хоровым произведением»

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Организационный момент, включающий:
  • Постановку цели, которая должна быть достигнута учащейся на данном этапе урока (что должно быть сделано учащейся и преподавателем, чтобы  дальнейшая работа на уроке была эффективной).
  • Определение целей и задач, которые преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов организации работы на начальном этапе урока, настроя ученицы на учебную деятельность, тему урока (с учётом реальных особенностей учащейся).

Цель:

  • Познакомить всех присутствующих с темой открытого урока.
  • Приготовить учебный материал (ноты для показа).
  • Организация правильной вокальной стойки учащихся.
  • Ученикам  приготовить дневники, папки с нотами.
  • Настроить учеников на учебную деятельность и приготовиться  к  исполнению музыкальных произведений.
  • Развитие вокальных умений и навыков, выполнение координационно-тренировочных упражнений после показа учителя.
  1. Опрос учащейся по заданному материалу, включающий:
  • Определение цели, которую преподаватель ставит перед учащейся на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут);
  • Определение целей и задач, которые преподаватель хочет достичь на данном этапе;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • Определение возможных действий преподавателя, если ему или учащейся не удается достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации совместной деятельности учащейся и преподавателя с учетом особенности учащейся;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности в ходе проверки домашнего задания;
  • Описание методов и критериев оценивания исполнения при проверке домашнего задания.

Цель:

  • Разбор произведения муз. В Фадеева, сл. К. Бальмонта «Поспевает брусника».
  • Сделать разбор произведения (тональность, размер, форма, характер).

  • Развитие навыков чтения с листа на уроке хора.
  • Активизировать и развивать внимание учащихся к процессу обучения на уроке.
  • Пропевание  после показа педагога отдельных фраз произведения. С помощью преподавателя сочетать методы: демонстрации, словесный метод, метод разучивания ( по элементам, по частям, в целом виде).
  • Критерием оценивания исполнения является интонационно точное исполнение мелодии и правильное название нот, певческое произношение  гласных и согласных букв.
  1. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащейся (какой результат должен быть достигнут ученицей на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащейся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения преподавателем предметным материалом)
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной деятельности учащегося с учетом его особенностей;
  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащегося к излагаемому учебному материалу;
  • Описание методов (стимулирования) учебной активности учащейся в ходе освоения нового учебного материала.

Цель

  • Разбор произведения р.н.п. «Я по бережку ходила молода»
  • Воспитывать и формировать творческий подход к занятиям. Научить учащихся читать с листа и транспонировать с листа нотный текст. Развитие  вокальных навыков, правильного звукообразования. Способность формировать мотивацию к творческому самовыражению.
  • Научить учащихся анализировать своё исполнение.  

Следить при этом за правильной работой гортани, за ровностью звучания.

  • Отработать отдельные фразы, затем просольфеджировать 1  куплет полностью.
  • Критерием уровня внимания на данном уроке является интерес учеников к новому материалу, показ  преподавателем  выбранного произведения.
  • Формировать у учеников эстетический вкус на примерах лучших образцов народной песни.
  • Оценивать исполнение учеников после каждого повтора. Обращать внимание на положение головы и всего корпуса во время пения. Поощрять за правильное исполнение

  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:
  • Постановку конкретной учебной цели перед учащейся (какой результат должен быть достигнут учащейся на данном этапе урока)
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащейся нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования в ситуации, когда преподаватель определяет, что учащаяся не освоила материал.

Цель:

  • Воспитывать навык правильного пения, как способ самовыражения учеников;
  • Работа над произведением Ю. Тугаринова, сл. Е. Румянцева «Первое сентября»
  • Критерием степени усвоения материала следует считать- умение учеников точно проинтонировать мелодию, реагировать на смену лада, стремиться к выразительному исполнению.
  • Обратить внимание на ритмическую сторону произведения, наличие пауз.
  • Поощрять  учеников после каждого правильного  повторения учебного материала.

  1. Домашнее задание, включающее:
  • Постановку цели самостоятельной работы для учащейся (что должна ученица сделать в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь преподаватель в результате домашних занятий;
  • Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель:

  • Закрепление  пройденного материала и вокальных  навыков  в процессе домашних занятий.
  • Выучить пройденные на уроке произведения нотами, Понимать строение мелодии, ознакомиться с поэтическим текстом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково

Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование....

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование - это подведение итогов первого года обучения в музыкальной школе. Обучающиеся обязательно выполняют дан...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «Специфика работы концертмейстера по предмету «Хоровое дирижирование»

Работа будет полезна преподавателям и концертмейстерам ДШИ и ДМШ...

Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Хоровое дирижирование"

В методических рекомендациях дана характеристика и технические приемы выполнения основных штрихов (legato, non legato, staccato, marcato) в классе хорового дирижирования. Для совершенствования шт...

« Роль концертмейстера на занятиях хорового и хореографического коллективов»

В данной методической разработке  рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру, а также специфические...

Статья "О важности развития навыков аккомпанирования в фортепианном классе" (из опыта работы преподавателя и концертмейстера)

Предлагаемая статья адресована преподавателям предметов «Концертмейстерский класс» и «Аккомпанемент» детских музыкальных школ и школ искусств.  Содержание статьи раскрывае...

Рабочая программа по математике и информатике 53.02.06. Хоровое дирижирование

1.1 Область применения программы.Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии  с ФГОС СПО  по специальности 53.02.06. Х...