« Роль концертмейстера на занятиях хорового и хореографического коллективов»
методическая разработка

Петрушина Ольга Васильевна

В данной методической разработке  рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пианиста-концертмейстера с хоровым и хореографическим коллективами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_rol_kontsertmeystera.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

                       Государственное Бюджетное  Образовательное  Учреждение

                                  Средняя  Общеобразовательная  Школа №  511

                                      Пушкинского района  г. Санкт-Петербурга

                  Отделение Дополнительного Образования Детей « Страна Успеха»

                                                 Методическая  разработка

«  Роль концертмейстера  на  занятиях  хорового  и хореографического  коллективов»

  Составила :       Петрушина Ольга Васильевна,

                                      концертмейстер  хорового  коллектива « Музыкальный   кораблик»,                

                                                          хореографического  коллектива « Танцевальная капель».  

                                         

                                                          г. Санкт-Петербург

                                                                   2019г.

                                                           Содержание:

1. Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера;

2. Требования к работе концертмейстера.

3. Особенности работы концертмейстера

4. Рекомендации по чтению партитур.

5. Список литературы.

Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера:

В данной методической разработке  рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пианиста-концертмейстера с хоровым и хореографическим коллективами.

Концертмейстер - полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Работу концертмейстера необходимо рассматривать как неотъемлемую часть единого процесса обучения, а содержание музыкального материала, репертуара и его исполнение — как основу развития творческого и эмоционального начала учащихся, их эстетического воспитания.  Зачастую мы   слышим   слова  «  аккомпаниатор» и  « концертмейстер» в  одном контексте- человек, который  сопровождает хоровые  занятия   или  выступление какого- либо коллектива .Давайте  поймем  и  разберём  разницу  в данных понятиях.

  Аккомпаниатор (от «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу.

Концертмейстер – «пианист, помогающий  вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах» .Понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

                                      Требования к работе концертмейстера.

Профессиональный рост концертмейстера не возможен без начальных знаний и навыков своего дела, которые   я  занесла  в  таблицу:

           Хореография

                       Хор

1

                                                         Чтение с листа

2

                     Знание разнообразного  музыкального материала

3

Знание основ хореографии, для организации музыкального сопровождения

Знание  основ  техники  дирижирования

4

Умение одновременно играть и видеть танцующих

Умение следить за жестами дирижера во время исполнения

5

Умение импровизировать вступления, проигрыши,  заключения

Умение  совмещать хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении

6

Уметь подбирать небольшие ,но очень яркие по характеру и музыкальной окраске  для восприятия музыкальные примеры.

Умение увлечь и заинтересовать хористов во время  первого  исполнения  произведения

7

Постоянно подбирать музыкальные произведения для занятий. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и обновлять.

Знание особенностей дыхания, интонационных трудностей ,степень развития слуховых и певческих данных хористов, их музыкального мышления, художественного воображения.

8

Знание  терминов и их  значения  на  французском  языке(plie, battements tendus demi plie, port de bras, battements tondus,)

Владение навыками игры в ансамбле;

9

Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки

10

Умение быстро подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента;

11

Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемых произведений.

Умение транспонировать  произведение  в  тональность , удобную для  исполнения.

                        

В обязанности  концертмейстера в хореографическом классе входит репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и обновлять. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет  к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Качество хореографических занятий зависит от правильного подбора музыкального сопровождения, нотного материала.

В хоровых  занятиях  репертуарный  план   составляется  и разрабатывается   совместно с  педагогом, учитывая  особенности  хорового коллектива. А распевки и  упражнения  для  дыхательной  гимнастики  должны  быть  разнообразными, интересными и  соответствовать  возрасту  детей, занимающихся  в   хоровом  коллективе.

                                            Особенности работы  концертмейстера.

Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер по классу хореографии помогает учащимся услышать музыку и прочувствовать ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу занятия.

Постоянная совместная работа педагога — хореографа и концертмейстера в одном классе предполагает координацию их действий и усилий.

Работая в хоровом классе, концертмейстеры должны помнить, что теперь они почти никогда не будут выступать в роли пианистов, но всегда в роли хора или оркестра. В этом привлекательность этой работы, но в этом и ее трудность.

Одним из главных факторов  концертмейстера хора, является то, что ему необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам). В этом заключается  способностью концертмейстера понимать дирижерские жесты и намерения.

.Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать музыкальный материал каждого занятия. Выбор музыкального репертуара – это коллективная работа педагога и концертмейстера.

На  занятиях  в  классе хореографии музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные педагогом — хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке  или тактовой квадратности (строиться  по равномерным частям «квадратам»), поэтому  с  первых занятий  по освоению основных элементов танца до построения сложных композиций преподаватель — хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения современной, отечественной и зарубежной классики.

   При работе  на  хоровых  занятиях  концертмейстеру  при чтении с листа музыкального произведения  можно упрощать текст ,избирая самое необходимое , подчёркивая  гармонию .Ведь внимание концертмейстера  должно распределяться между нотным текстом (порой и увиденным впервые) и действиями дирижера .Концертмейстер

должен обладать вниманием совершенно особого вида. Оно у концертмейстера многоплоскостно: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к дирижеру.

Концертмейстер не может играть так, как слышит и понимает музыку он сам, а только так как слышит и понимает музыку хоровой  коллектив  и  его  руководитель . Постижение произведения и передача его сути – это последовательные этапы исполнительского процесса. Постижение подразумевает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, исполнительской концепции; под передачей имеется в виду реализация этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления. В период подготовки произведения к публичному исполнению  хоровой  коллектив и концертмейстер проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики. Концертмейстер активно помогает коллективу в создании художественной интерпретации произведения. Данная работа проходит под чутким   руководством  дирижёра( руководителя  коллектива), и все трое – коллектив , концертмейстер и преподаватель – составляют творческий союз.

Рекомендации исполнению музыкального  материала  на  занятиях  по хореографии

и  чтению партитур на  хоровых  занятиях.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее как  в танцевальных движениях, так  и  в хоровых  занятиях.  Музыкальное оформление занятий  должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере, музыки, ритмическом рисунке, динамике.

На занятиях  по хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком: марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие  для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини — этюд или воплотить конкретный образ под  заданную музыку.

     Занятия хореографией от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы учащиеся  привыкли организовывать свои движения согласно музыке.

     В хоровых  занятиях  концертмейстеру  очень  важно правильно  передать  задумку   композитора,  при  разборе   произведения:  это  и   правильно  прочитанные  штрихи,   музыкальные термины, условные обозначения, касающиеся характера исполнения и звуковедения, темпа, динамики. Необходимо внимательно прочитать авторские указания, не допуская небрежности к тексту, неточной игре. От определения правильного темпа, показа его изменений будет во многом зависеть, насколько точно передан образ и содержание произведения. Особое  внимание  следует  обратить на  нюансы. Главное требование – подчеркнуть тембровую окраску голосов, стараясь играть не поверхностно, а глубже, прослушивая все голоса.  Партия сопровождения всегда исполняется тише вокально-хоровой. Ее динамика увеличивается, как правило, при повторении темы или в момент инструментального солированиия. Можно допускать исключения отдельных голосов: октавного унисона, удвоенных и выдержанных звуков; незначительно изменять фактуру. Профессиональный концертмейстер всегда должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не переходить на форсацию звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда стремится преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому звучанию.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Он должен уметь применять свои знания, демонстрировать владение техникой. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися  как хореографического класса, так  и  хорового коллектива .  Концертмейстер и педагог -  одно целое. Их взгляды и мнения должны совпадать. Только находясь в творческом процессе, применяя  совместные усилия, содержание  занятий  проходит на высоком уровне, что приводит к хорошим результатам и достижениям.

                             Список  используемой  литературы:

1.Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000

2. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4.

3. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - №5.

4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

5.  Стрельцова Т. Заметки о воспитании концертмейстеров классов хорового дирижирования // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение.Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференциипреподавателей и аспирантов (февр. 1998 г.) / Тамбовск. гос. ун-т. Отв. ред.

6.  Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург.гос. пед. ун-т; Ред. колл: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.

7.  Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.

8.Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1980.

9. Юдин А.Н. Секреты мастерства. Русская школа концертмейстерства. С-Пб., 2008.

10.  Егорова С. В. Концертмейстерское мастерство. Технические и практические аспекты. Тула. Изд-во ТГПУ им.Л.Н.Толстого,2012.

11. . Репертуар концертмейстера  « Классический  танец»  Изд. « Композитор»  Санкт- Петербург 2012

12. Г. Новицкая  « Урок танца» Изд. « Композитор» Санкт- Петербург, 2003

13.С. Хазанова  Концертмейстер  на  уроках  хореографии Издательство «  Композитор»  Санкт- Петербург, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...

Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...

Роль театра.Какие роли мы играем

Внеклассное занятие с элементами театральной деятельности.Взаимодействие детей и родителей.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...