Роль рекламы в жизни современного школьника
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Научно - исследовательская работа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konkurs_nauchno.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2

г. Балей Забайкальского края Российской Федерации

XII региональная научно – практическая конференция

«Шаг в будущее – 2010»

Тема: «Роль рекламы в жизни современного школьника»

                                                               Выполнила:                   Ивлева Юлия Александровна,

                                                                                               учащаяся 9 класса МОУ ООШ №2

                                                               Научный руководитель: Ларионова Елена Юрьевна,

                                                               учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №2

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение………………………………………………………....                            2

2. Роль рекламы в жизни человека……………………………                                  3

3. Язык рекламы и способы ее создания…………………………..                           5

4. Влияние языка рекламы на жизнь современных школьников………………     8

5. Заключение……………………………………………………. ………………...   10

6. Список использованной литературы………………………….…………….        11

 

ВВЕДЕНИЕ

        Современный мир трудно представить себе без рекламы. А ведь еще недавно мы и не знали, что такое реклама на телевидении и радиовещании. Мы были знакомы лишь с так называемой уличной рекламой. Стремительный прорыв рекламы в общественную жизнь людей обоснован социальным заказом общества: увеличением товаров на рынке сбыта и необходимостью их реализации.

        Появление обилия рекламы на всех телеканалах сначала резко раздражало телезрителей, которые постепенно привыкли к ней.  Сегодня можно наблюдать такой факт: иногда мы сознательно ждем рекламы, чтобы ненадолго отвлечься от просмотра фильма или интересной передачи для решения каких-то мелких проблем, а иногда даже нервничаем, когда рекламы долго нет.

        Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач: определить роль рекламы в жизни человека, предложить способ классификации рекламы и указать способ ее создания, обозначить особенности языка телерекламы, а также доказать на примерах, какое влияние оказывает реклама на язык современных школьников. Провести данную работу планируется на рекламном материале  «Первого канала» Общественного Российского Телевидения.

        Гипотеза: если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

        Объект исследования: роль рекламы в жизни человека.

        Предмет исследования: влияние телерекламы на жизнь современных школьников.

        Методы и приемы исследования: наблюдение, анализ литературных и информационных источников, эксперимент, опрос, просмотр и анализ телерекламы.

РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

        Мы сталкиваемся с рекламой повсюду: сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах.   

           В современных рыночных условиях ни одно коммерческое предприятие не может успешно вести дела без рекламы в том или ином виде.

         Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним.   Самые древние торговцы налаживали свои связи с покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Именно эти послания несли в себе сущностные черты современной рекламы и других средств  продвижения товаров. Данная характеристика позволяет определить это направление коммуникаций, как проторекламу. Неслучайно слово «реклама» происходит от лат. reclamo (reclamare) – возобновлять крик, снова кричать, громко возражать.

           Так, например, в Древнем Риме очень часто для рекламирования товаров торговцы прибегали к услугам глашатаев. Глашатай – специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товаров нанимателя.

           Прежде всего, реклама несёт в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенная и доводящая до сознания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах.

           В настоящее время из всех видов рекламы, наибольшее влияние на людей оказывает телереклама. Возможно, это отчасти, потому что её невозможно игнорировать. Рекламу в газете можно пролистнуть, мимо уличной рекламы можно просто пройти, а от телерекламы никуда не деться. Ведь все мы по несколько часов в день сидим у телевизора. Вместе с новостями, развлекательными программами, художественными фильмами,  мы потребляем огромное количество всевозможной рекламы.

           Проанализировав данную проблему, удалось  определить, какой процент времени в сутки занимает реклама на телевидении. За время одной серии художественного фильма «Всегда говори всегда», которая длилась 2 часа, реклама заняла 30 минут, что составило 25% времени телевещания.   Следовательно, если определить количество времени, транслируемое рекламу в сутки, оно будет составлять примерно 6 часов. Это  много.

                Такой поток рекламы не может не оказывать воздействие на человека. Нам удалось отметить некоторые особенности психологического воздействия рекламы на телезрителей:

   -   способность привлечь внимание читателей – заголовком, телезрителей         видеорядом;

   -    воздействие на эмоции потребителей рекламы;

   -    сила воздействия на поступки и решения (желание непременно купить   данный товар);

   - необычность, нестандартность, новизна представления рекламы, проявляющаяся в желании досмотреть рекламу до конца.

        Таким образом, реклама как бы подсознательно управляет желаниями и поступками человека; часто рекламируемый  товар прочно запоминается, и, когда встает вопрос о покупке того или иного товара, то чаще всего мы покупаем именно то, что рекламируют по телевизору.

         Анализируя рекламный материал, нам удалось выявить также некоторые  виды телерекламы и объединить их в следующие группы:    реклама продуктов питания «для всех»;   реклама услуг различных фирм;   реклама различных  ценных бумаг;    реклама парфюмерных товаров и медикаментов;    реклама периодических изданий подписной кампании;    реклама бытовой техники;   реклама мебели;    реклама средств передвижения.

ЯЗЫК РЕКЛАМЫ И СПОСОБЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ

        При анализе телерекламы мне удалось выявить некоторые языковые (лингвистические) закономерности создания рекламы и выделить несколько групп рекламы:

   1. Реклама, построенная по принципу диалога,  например, реклама кофе «Nescafe»:

- Здравствуйте!

- Добрый день!

- А мне на свадьбу нужен…

- Смокинг?

- Точно.

- Мой закройщик пока занят, но вы не откажитесь от чашечки кофе?

- Кофе, так соблазнительно…

- Вас так легко соблазнить. У вас же свадьба скоро?

- Да нет, у моего деда! Пятый раз! Представляете?

Один изысканный вкус, одна неслучайная встреча!

   2. Реклама, построенная по принципу объявления, например, реклама спутникового телевидения:

Цифровое спутниковое телевидение ещё доступнее!

Только с 1 октября по 31 декабря!

Звоните и подключайтесь!

   3. Реклама, построенная на основе стихосложения, например, реклама мебели:

На Черноморском побережье

Среди лесов, скалистых гор,

Кредит на мебель предоставил

Добрый дядька Черномор.

Сказка становится былью!

Мебель в офис, мебель в дом,

Мы теперь в кредит даём!

   4. Реклама, построенная на описании внешнего вида предмета или продукта. Например, реклама шоколада «Reter Sport»:

Reter Sport – это квадратный дисселер, отличный шоколад в практичной упаковке. Шоколад «Reter Sport» с потрясающим количеством аппетитных начинок. Попробуй разнообразие вкусов от  «Reter Sport!»

   5. Реклама, основанная на описании состава или качества того или иного товара. Например, реклама геля для душа:

«Открытие энергии утреннего солнца с новым «Palmolive Aroma» терапия с прополисом. Гель для душа со 100% натуральным экстрактом прополиса и эфирными маслами оживляет чувства и придаёт коже мягкость. Наполняет каждый ваш день сиянием и жизненной силой.

   6. Реклама, в основе которой лежит принцип образования  новых слов, не существовавших ранее в русском языке. Например, при рекламе «Сникерса» используется глагол-неологизм: сникерсни!

   7. Реклама, в которой используется транслитерация (написание заимствованного слова русскими буквами). Например, при рекламе некоторых продуктов  слово Макдональдс пишется русскими буквами.

   8. Реклама, построенная на вопросно-ответной форме изложения материала. Например, реклама йода:

Что особенно важно для развития интеллекта? Правильно, баланс йода!

Препарат «Йод баланс» помогает развитию умственных способностей.

   9. Реклама, содержащая призыв к действию или обращение к покупателю. Например, реклама мясных продуктов:

                    -Ням, ням, ням, ням!

                    Покупайте «Микоян»!

   10. Реклама, созданная  на основе мультипликации. Например, реклама молочных продуктов:

 - Свежие новости из Простоквашино:

 «Дорогие наши папа, мама и дядя Фёдор! Живём мы замечательно, как говорится, крепнем день ото дня. Ещё лучше стало наше молоко. Разливаем мы его теперь в бутылочки. И кефир у нас, и столько вкусностей! А йогурты с натуральными фруктами! Простоквашино – всегда свежая история!»

   11. Реклама, построенная на принципе ошибки. Например, при рекламе окон использовалось такое написание: «Диввные окна»

   12. Реклама, построенная на принципе анафоры.

Например: «Быстрый суп – быстрое решение вкусного приготовления!»

   13. Реклама, основанная на методе сравнения предмета. Например, реклама порошка «Тide »:

«Возьмём обычный порошок и новый порошок «Тide ». Постираем скатерть обычным порошком -  в результате ткань портится, и на ней остаются пятна. Потом постираем эту же скатерть порошком «Тide » -  скатерть стала намного чище!

«Тide »  вы ещё не пробовали? Тогда мы идём к вам!»

 

        Итак,  язык рекламы должен быть краток, точен, эмоционален и, может быть, нестандартен,  ведь основная задача рекламы – привлечь внимание к рекламируемому предмету. На телевидении этому помогает и музыкальное оформление, и разнообразные способы ее представления.

          При исследовании принципа создания рекламы использовалась реклама «Первого канала» общественного российского телевидения.

  

ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА РЕКЛАМЫ

НА РЕЧЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

         Большое   количество  прослушиваемой   и  просматриваемой  рекламы  не может не повлиять на язык детей и подростков.

        Молодёжь – это универсальный потребитель массовой информации и рекламы, что, безусловно, негативно сказывается на устной и письменной речи большинства подростков. Существует реклама, которая построена на принципе ошибки. Создатель такой рекламы не уважает ни себя, ни людей. Ему важно прорекламировать свой товар, он считает, что придумал оригинальный ход. Это плохо! Потому что, когда слова с ошибками часто появляются на экранах телевизора, то дети запоминают, как они пишутся и произносятся, и в устной и письменной речи употребляют их неправильно.         Заимствованные слова в рекламе обычно используют, чтобы привлечь внимание потребителя. Но, плохо владея нормами русской речи, рекламодатели часто попадают впросак, неточно, грамматически неправильно оформляя текст, например: «Похудеть навсегда до 10 килограммов!»  Как здравомыслящий человек может усвоить эту рекламу, тем более купить это средство. Или еще: «Женский журнал для мужчин и женщин». Как может женский журнал одновременно быть  и мужским? Создатель этой рекламы явно и сам не понял смысла своей работы. Так же рекламодатели  часто используют слова, которые отличаются новизной звучания, но не имеют  никакого нового значения, необходимости в их появлении практически нет, кроме как привлечение внимания в рекламных роликах: сокос, Сникерсни. Такие слова являются отличительной чертой современных детей и подростков.

        Но нельзя не сказать о положительном влиянии рекламы на речь подростков: иногда реклама, построенная на основе художественных произведений или стихотворений, становится рекламой правильного литературного  языка, а произведения – известными всем.  Например, стихотворение А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» после удачной рекламы  знают все наизусть. Хочется верить, что придет время, когда любая реклама станет образцом русского литературного языка.

        Мы провели выборочный опрос учащихся МОУ ООШ № 2 и обнаружили такие данные:

70% учащихся рекламу смотрят, только не всегда ее слушают и анализируют, чаще всего, она играет  роль звукового оформления, которое дает время для решения каких-то мелких дел во время просмотра фильма или развлекательной передачи;

10%  учащихся, как только начинается реклама, переключают телевизор на другой канал;

10%  внимательно смотрят и слушают ее, запоминая и анализируя, а слова любимой рекламы часто употребляют в своей речи;

10% учащихся к рекламе относятся совершенно равнодушно.

        Учащиеся отметили, что им особенно нравится реклама, транслируемая к праздникам: она отличается эмоциональностью, соответствующим музыкальным сопровождением, сюжетной фабулой семейной обстановки; реклама, героями которой являются дети и животные; реклама, представляющая различные виды  и услуги мобильной связи.

        Указана и реклама, которая не нравится  учащимся, которую они стараются не смотреть: реклама памперсов и предметов личной гигиены.

На вопрос: Что особенно раздражает в рекламе?

Почти единодушно все ответили: «Чрезмерное количество времени, выделяемое на рекламу!»

        Таким образом, можно сделать вывод: раздражает не сама реклама, а частота ее появления на экранах наших телевизоров.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Работать над этой темой было интересно, потому что очень разнообразный материал представлен для исследования.  Поставленные во введении, задачи выполнены.

 В работе дана попытка определения места и роли рекламы в жизни человека: реклама стала спутницей жизни современного человека, она сопровождает его повсюду: на улице, в магазине, в общественном транспорте, на телевидении и радиовещании.

         Предложена оригинальная версия классификации и способа создания рекламы: реклама, построенная по принципу диалога, реклама, имеющая вид объявления; реклама, созданная на основе стихосложения; реклама, в основе которой главный признак - описание внешнего вида предмета или продукта; реклама, представляющая состав или качество того или иного товара; реклама, в основе которой лежит принцип образования  новых слов; реклама, в которой используется транслитерация; реклама, содержащая вопросно-ответный принцип подачи материала; реклама, построенная на принципе призыва к действию; реклама, созданная  на основе мультипликации; реклама, основанная на принципе ошибки; реклама, построенная на использовании анафоры; реклама, в основе которой находится метод сравнения предметов.

             Определено влияние рекламы на язык современных школьников: реклама, построенная на принципе ошибки, неграмотно и неточно составленная реклама ведут к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

              Хочется верить, что скоро придет время, когда  языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

             Проведен выборочный опрос учащихся МОУ ООШ № 2 и определен главный недостаток современной рекламы, даже не самой рекламы: большое количество времени, выделяемое на рекламу в телеэфире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Батра Р. и др. Рекламный менеджмент. – М., 2005. – 346 с.

2.     Викентьев И.П. Приемы рекламы. – СПб., 2004. – 295 с.

3.     Ромат. Л.Н. Реклама. – СПб., Питер, 2002. – 190 с.

4.     Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. 

        – Петрозаводск, Фолиум, 1999. – 347

Аннотация

        Цель работы: проследить и выяснить, какое влияние оказывает телереклама на жизнь современных школьников.

        Методы и приемы исследования: наблюдение, анализ литературных и информационных источников, эксперимент, опрос, просмотр и анализ телерекламы.

        Полученные данные.

Проанализировав данную проблему, удалось  определить, какой процент времени в сутки занимает реклама на телевидении. За время одной серии художественного фильма «Всегда говори всегда», которая длилась 2 часа, реклама заняла 30 минут, что составило 25% времени телевещания.   Следовательно, если определить количество времени, транслируемое рекламу в сутки, оно будет составлять примерно 6 часов. Это  много. Мы провели выборочный опрос учащихся МОУ ООШ № 2 и обнаружили такие данные:

70% учащихся рекламу смотрят, только не всегда ее слушают и анализируют, чаще всего, она играет  роль звукового оформления, которое дает время для решения каких-то мелких дел во время просмотра фильма или развлекательной передачи;

10%  учащихся, как только начинается реклама, переключают телевизор на другой канал;

10%  внимательно смотрят и слушают ее, запоминая и анализируя, а слова любимой рекламы часто употребляют в своей речи;

10% учащихся к рекламе относятся совершенно равнодушно.

Учащиеся отметили, что им особенно нравится реклама, транслируемая к праздникам: она отличается эмоциональностью, соответствующим музыкальным сопровождением, сюжетной фабулой семейной обстановки; реклама, героями которой являются дети и животные; реклама, представляющая различные виды  и услуги мобильной связи.

Указана и реклама, которая не нравится  учащимся, которую они стараются не смотреть: реклама памперсов и предметов личной гигиены.

На вопрос: Что особенно раздражает в рекламе?

Почти единодушно все ответили: «Чрезмерное количество времени, выделяемое на рекламу!»

        Поставленные во введении, задачи выполнены.

         В работе дана попытка определения места и роли рекламы в жизни человека: реклама стала спутницей жизни современного человека, она сопровождает его повсюду: на улице, в магазине, в общественном транспорте, на телевидении и радиовещании.

         Предложена оригинальная версия классификации и способа создания рекламы: реклама, построенная по принципу диалога, реклама, имеющая вид объявления; реклама, созданная на основе стихосложения; реклама, в основе которой главный признак - описание внешнего вида предмета или продукта; реклама, представляющая состав или качество того или иного товара; реклама, в основе которой лежит принцип образования  новых слов; реклама, в которой используется транслитерация; реклама, содержащая вопросно-ответный принцип подачи материала; реклама, построенная на принципе призыва к действию; реклама, созданная  на основе мультипликации; реклама, основанная на принципе ошибки; реклама, построенная на использовании анафоры; реклама, в основе которой находится метод сравнения предметов.

             Определено влияние рекламы на язык современных школьников: реклама, построенная на принципе ошибки, неграмотно и неточно составленная реклама ведут к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

              Хочется верить, что скоро придет время, когда  языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

             Проведен выборочный опрос учащихся МОУ ООШ № 2 и определен главный недостаток современной рекламы, даже не самой рекламы: большое количество времени, выделяемое на рекламу в телеэфире.

План исследований

Проблема исследования: какое влияние оказывает реклама на жизнь современных школьников.

Гипотеза: если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

Подробное описание метода: анализируя рекламный материал, нам удалось выявить также некоторые  виды телерекламы и объединить их в следующие группы:    реклама продуктов питания «для всех»;   реклама услуг различных фирм;   реклама различных  ценных бумаг;    реклама парфюмерных товаров и медикаментов;    реклама периодических изданий подписной кампании;    реклама бытовой техники;   реклама

мебели;    реклама средств передвижения.

Нам удалось отметить некоторые особенности психологического воздействия рекламы на телезрителей:

   -   способность привлечь внимание читателей – заголовком, телезрителей         видеорядом;

   -    воздействие на эмоции потребителей рекламы;

   -    сила воздействия на поступки и решения (желание непременно купить   данный товар);

   - необычность, нестандартность, новизна представления рекламы, проявляющаяся в желании досмотреть рекламу до конца.

Таким образом, реклама как бы подсознательно управляет желаниями и поступками человека; часто рекламируемый  товар прочно запоминается, и, когда встает вопрос о покупке того или иного товара, то чаще всего мы покупаем именно то, что рекламируют по телевизору.

 Мы провели выборочный опрос учащихся МОУ ООШ № 2 и обнаружили такие данные:

70% учащихся рекламу смотрят, только не всегда ее слушают и анализируют, чаще всего, она играет  роль звукового оформления, которое дает время для решения каких-то мелких дел во время просмотра фильма или развлекательной передачи;

10%  учащихся, как только начинается реклама, переключают телевизор на другой канал;

10%  внимательно смотрят и слушают ее, запоминая и анализируя, а слова любимой рекламы часто употребляют в своей речи;

10% учащихся к рекламе относятся совершенно равнодушно.

Учащиеся отметили, что им особенно нравится реклама, транслируемая к праздникам: она отличается эмоциональностью, соответствующим музыкальным сопровождением, сюжетной фабулой семейной обстановки; реклама, героями которой являются дети и животные; реклама, представляющая различные виды  и услуги мобильной связи.

Указана и реклама, которая не нравится  учащимся, которую они стараются не смотреть: реклама памперсов и предметов личной гигиены.

На вопрос: Что особенно раздражает в рекламе?

Почти единодушно все ответили: «Чрезмерное количество времени, выделяемое на рекламу!»

Библиография. 

1.     Батра Р. и др. Рекламный менеджмент. – М., 2005. – 346 с.

2.     Викентьев И.П. Приемы рекламы. – СПб., 2004. – 295 с.

3.     Ромат. Л.Н. Реклама. – СПб., Питер, 2002. – 190 с.

4.     Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. 

        – Петрозаводск, Фолиум, 1999. – 347


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СМИ Великобритании и России. Роль СМИ в жизни современного подростка. 9 класс

Тема урокаЦель урока   Задачи урока:             Словарь урока     Тип урока  Форма у...

Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...

Книга и её роль в жизни современного школьника

Статья о роли книги в современном мире вообще и в жизни школьников и подростков....

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека"

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека" на конференцию "Шаг в будущее" "...