Специфика работы концертмейстера-вокалиста в ДШИ и ДМШ
методическая разработка

Александровская Марина Камильевна

Данная методическая работа занесена в банк данных ВДШИ им. А.С. Даргомыжского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_kontsertmeystera_vokalista.docx699.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДШИ им.А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Специфика работы концертмейстера-вокалиста

в ДШИ и ДМШ

Выполнила концертмейстер-иллюстратор:

Александровская М.К.

г. ВЯЗЬМА, Смоленская область

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................3

1. Задачи и специфика работы.........................................................................4

2. Проблемы раскрытия художественного образа в вокальном произведении.....................................................................................................7

3. Последовательность формирования навыков совместного творческого взаимодействия................................................................................................ 10

4. Музыкальное единение между учеником и педагогом иллюстратором, концертмейстером............................................................................................11

Заключение.......................................................................................................15

Литература........................................................................................................16

Приложение......................................................................................................17-21

ВВЕДЕНИЕ

      В сокровищнице мирового вокального искусства не так много произведений, которые исполнялись бы без сопровождения вокальной мелодии музыкальным инструментом (фортепиано, аккордеоном или оркестром). В детской песне, или в романсе, в хоровом номере или арии - всегда присутствует инструментальная партия, или аккомпанемент. Аккомпанемент- от французского "accompagner" - сопровождать. Музыкант, исполняющий аккомпанемент на инструменте, называется концертмейстер. Профессиональная деятельность концертмейстера всегда связанна с совместным исполнения музыкального произведения инструменталиста (чаще всего пианиста), а также двух и более певцов, а именно с ансамблевым музицированием. Ансамбль - в буквальном переводе: вместе, целое, совокупность. Другое понимание слова ансамбль - стройность, согласованность исполнения музыкальных произведений при совместной игре, совместном пении. Важным элементом формирования и развития навыков взаимодействия в ансамбле на сольных вокальных занятиях является работа концертмейстера над развитием, так называемым "аккомпаниаторским чутьем" - способностью почувствовать замысел и намерение партнера. Научить слушать, привить не только умение привлечь концертмейстера своим замыслом, но и умение увлечься замыслом концертмейстера, понять его намерения и принять их, научить испытывать во время исполнения творческое переживание и творческое сопереживание. Это сопереживание возникает, как результат непрерывного взаимодействия ребенка и концертмейстера, их взаимопонимания и согласия. Можно отметить, что психологическая настройка на налаживание личного и творческого контакта между учеником и концертмейстером, способствует появлению интереса к занятиям и инициативе у ребенка в выражении своих чувств, переживаний и эмоций, дает гармонию с собой и окружающим миром.

   Данная методическая разработка должна удовлетворить потребность детей в культурном обогащении, их творческой реализации, самоутверждении в окружающем мире, способствует развитию художественно - образному мышления, формирования музыкального интелекта на лучших образцах вокально - хоровой музыки.

ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

Целью разработки является - формирование навыков совместного творческого взаимодействия учащегося и вокалиста - концертмейстера  через развитие музыкальных способностей, раскрытия творческого потенциала и творческой активности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Воспитательные:

  • воспитать исполнительскую выразительность и навыки ансамблевого музицирования
  • привить интерес к творчеству учащегося
  • расширить кругозор учащегося через всестороннее и широкое знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох
  • воспитать культуру сценического поведения
  •  воспитать дисциплинированность, ответственность, целеустремленность.

Развивающие:

  • развить навыки ярко и убедительно предлагать свою концепцию исполнения с одной стороны
  •  с другой развить умение слушать и принимать концепцию исполнителя вокалиста – концертмейстера
  • развить коммуникативные способности.

Обучающие:

  • научить анализировать строение и образно - поэтическое содержание музыкального произведения (фразировку, темброво - динамическое развитие)
  •  научить доносить до слушателя художественный замысел музыкального произведения исполняемого в ансамбле с певцом - иллюстратором

Здоровъесберегающие:

  • развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах
  •  развить творческий потенциал, как основу дальнейшего становления личности
  •  создать атмосферу доверительного общения, сотворчество, сотрудничество, сопереживания.

Мотивационные:

  • привить желание к концертному исполнительству
  •  сформулировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появилось во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,  как правило,  были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Постепенно эта универсальность была утрачена. Что связано с дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями. И сегодня профессия «концертмейстер» очень распространена, особенно среди пианистов, но концертмейстеры-вокалисты (иллюстраторы), которые работают в ДМШ и ДШИ с будущими пианистами встречаются достаточно редко. Искусство иллюстратора или концертмейстера-вокалиста требует высокого музыкального мастерства и художественной культуры. На современном этапе развития профессионального музыкального образования, значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных учреждений дополнительного образования. Мастерство концертмейстера-вокалиста глубоко специфично. Его труд способствует созданию на каждом уроке нерасторжимого художественного ансамбля, в котором соединены и наставления педагога, и творческое начало ученика, и личная инициатива, грамотность концертмейстера. Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания. Реакция концертмейстера на это имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик. Работа профессионального концертмейстера-вокалиста включает в себя умение контролировать качество исполнения учениками их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Специфика работы концертмейстера-вокалиста заключена в умении найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, часто участником второплановым. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере ученика. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

ПРОБЛЕМА РАССКРЫТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ВОКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

   Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор. Если художественный образ — это особая форма отражения и познания окружающей жизни, если это своеобразный способ воплощения ее индивидуальной неповторимости, то в разных искусствах общие черты художественного образа проявляются только при помощи специфических особенностей их языка. В музыке — совокупными, согласованными средствами всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также внутренним строением, т. е. композицией каждого музыкального произведения. 
Моделирование художественного музыкального образа – это один из сложнейших психологических процессов, в основе которого лежат процессы музыкального восприятия, воображения, памяти и музыкального мышления. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии  на органы чувств. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Само понятие  «восприятие» ученые (Е.В. Назайкинский)  разводят на понятия «восприятие музыки» (процесс общения с музыкой) и «музыкальное восприятие». В педагогике музыкальное восприятие понимается как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Воображение – деятельность сознания, в результате которой человек создает новые представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, сохранившиеся в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя их. Воображение необходимо в любой деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Музыкальное мышление как процесс целенаправленной и осмысленной обработки музыкально-звукового материала выражается в способности понимать и анализировать слышимое, мысленно представлять элементы музыкальной речи и оперировать ими, оценивая музыку. В процессе формирования художественного музыкального образа участвуют различные виды музыкального мышления: образное, логическое, творческое и ассоциативное. Музыкант-исполнитель, и слушатель должны оперировать в процессе музыкальных восприятий определенными системами представлений об интонациях, простейших выразительно – изобразительных средствах – всём том, что вызывает определенные настроения, поэтические воспоминания, образы, ощущения и т.д. На этом уровне проявляет себя музыкально-образное мышление, мера и степень развитости которого зависят от того, какое место занимает данный аспект в подготовке музыканта. Творческое мышление представляет собой особую ступень музыкального мышления. Музыкально-интеллектуальные процессы на этом уровне характеризуются переходом от репродуктивных действий к продуктивным, от воспроизводящих к созидательным. В связи с этим вопрос о поиске продуктивных методов формирующих творческое мышление является весьма актуальным. Из сказанного ранее, мы видим, сколь трудным является процесс осмысления и передачи художественного образа в музыкальном произведении, поэтому в педагогической деятельности при обучении юных исполнителей особенно важно обращать внимание на эту проблему, из урока в урок оттачивая мастерство учащихся. Вокальные произведения, помимо всех перечисленных аспектов, чаще всего, имеют текстовую основу (кроме вокализов), что, с одной стороны,  помогает наиболее полно осмыслить и передать художественный образ произведения, а, с другой, ставит перед собой дополнительные задачи, как, например, взаимосвязь музыкального и словесного текста, проблема подтекста, взаимо-дополнение музыкальной и речевой интонации и др. Учащимся здесь придется учиться не только музыкальным средствам выразительности, но и основам ораторского искусства, риторики, приемам актерского мастерства.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Этот пункт состоит из нескольких уровней: начальный, основной и заключительный.

  1. уровень начальный: знакомство с вокальным или хоровым произведением. На данном этапе произведение должно быть исполнено педагогом и концертмейстером. Первое исполнения требует огромного мастерства, потому что именно первое знакомство должно затронуть струны души ребенка, вызвать эмоциональный отклик и пробудить желание самому исполнить услышанное произведение. После прослушивания необходимо дать возможность ребенку высказать свои переживания, впечатления. Это поможет глубже понять свои чувства и эмоции.
  2.  уровень расширение музыкального кругозора: На данном этапе происходит глубокое погружение в музыкальный мир произведения. Необходимо рассказать о композиторе интересные факты. Познакомить с исторической эпохой жизни, со стилевыми и жанровыми особенностями музыкального творчества. Рассказать о литературе, архитектуре, изобразительном искусстве того времени.
  3.  уровень основной: Работа над музыкальным произведением, его содержанием и исполнением. На данном уровне происходит анализ средств музыкальной выразительности, анализ текста. После чего наступает осмысление и понимание ребенком художественного образа. Учение должен подойти к раскрытию содержания произведения. Продолжается работа над развитием моторно – двигательной синхронности, единством метроритма, артикуляции, темпе. Одновременно проводится обучение навыками согласованности звучания интонации. Тембра, динамики. Работа над слуховой синхронностью. Таким образом на данном уровне происходит согласованное, совместное вживание в образ ребенка и концертмейстера общая работа над единой концепцией исполнения.
  4.  уровень заключение: на этом уровне происходит работа над психологической синхронностью. Это единство передачи эмоциональных состояний и единство сценического исполнения. Которое позволит ребенку пережить ситуацию успеха. Все уровни в процессе работы переплетаются между собой, дополняя друг друга. Все приобретенные навыки оказывают влияние на становление ребенка как личности – музыканта. Суть заключается в том, чтобы научить ученика в процессе исполнения произведения совместно с концертмейстером создать целостный музыкальный образ при помощи согласованности звучания вокальной партии и партии фортепиано через единство и согласованность средств музыкальной выразительности и эмоционального состояния. В результате у учащихся развивается музыкальное мышление, самостоятельность, ответственность. Ученик начинает понимать важность грамотного прочтения нотного текста, что способствует правильному пониманию содержания музыкального произведения. Развивается музыкальный слух, умение слушать партнера. Через призму своих собственных музыкальных представлений ребенок начинает пропускать представления концертмейстера, вполне самостоятельно может создать единый законченный музыкальный образ произведения в совместном творческом исполнении с концертмейстером – иллюстратором донести до слушателя.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЕДИНЕНИЕ МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И ПЕДАГОГОМ- ИЛЛЮСТРАТОРОМ, КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОМ.

Важная деталь в работе иллюстратора – умение найти контакт с учеником, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой. Без этого процесс создания ансамбля, совместного творчества и музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Ученику нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе вокальной партии принадлежит огромная, отнюдь не подчиненная роль, которая требует обмена мыслями и идеями. Цель будет достигнута, если оба музыканта (учащийся и иллюстратор) станут в художественном смысле равноправными членами единого музыкального организма. Тогда у обучаемого появится аккомпаниаторская свобода, все его внимание будет устремлено на солиста-иллюстратора, вместе с которым он мысленно будет «петь». А это уже, в свою очередь, устранит излишнее волнение на сцене, позволит установить контакт с публикой и станет залогом успешного выступления. Поэтому, прежде всего, работа должна быть направлена на умение наладить вокальный ансамбль. Какими же качествами и навыками должен обладать вокалист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть голосом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Немаловажно знать и законы ансамблевых соотношений, развивать в себе чуткость к партнеру, ощущать неразрывность взаимодействия своей партии и партии аккомпанемента. Хороший концертмейстер-вокалист должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, а также быть предельно внимательным к ходу урока, стремиться своим исполнением «зажечь», вызвать интерес к изучаемому произведению у ученика,  артистичным, способным образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст. Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если ученик на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая петь, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительное пение, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду мимикой или жестом. Навыки чтения с листа, выразительного исполнения, качественный вокальный звук — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера-вокалиста над собой. Концертмейстер существует до тех пор, пока находится в труде и поиске. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать  случая практически соприкоснуться  с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт, и понять особенности каждого вида исполнительства. Поэтому можно сказать, что это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. В ходе подготовки к урокам концертмейстеру-вокалисту необходимо просматривать нотный материал, чтобы в его представлении возник и сложился звуковой образ, детально изучать музыкальный текст и отрабатывать трудные в техническом отношении места. Необходимо постоянно расширять музыкальный кругозор, чтобы наиболее точно и выразительно воплощать мысли композитора. Только так можно заинтересовать современного ученика и прийти к верному пониманию исполнения музыкальных произведений, которые предстоит оттачивать в совместном творческом союзе далее на уроках. Работа концертмейстера-вокалиста в ДМШ и ДШИ  включает в себя и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность.  Мастерство концертмейстера требует от вокалиста не только огромного артистизма, но и разносторонних  музыкально-исполнительских дарований,  знания особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вокальное искусство образует вокруг себя мощную воспитывающую среду, оказывает непосредственное влияние на всех участников художественно - педагогического процесса. Главная задача певца - передать музыкальный замысел композитора и поэта, донести его до слушателя посредством исполнения различных техник пения, а также - передача слушателю, зрителю,  актерского мастерства эмоциональной глубины музыкального произведения. Для педагога по специальному классу "вокалист - концертмейстер" – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для ученика  — это наперсник его творческих дел, он и помощник, и наставник, и тренер, и педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и ответственностью в достижении нужного художественного результата в процессе учебно-воспитательной работы с будущими молодыми специалистами.    

ЛИТЕРАТУРА

1.Виноградов К. О специфики творческих взаимоотношений пианиста – концертмейстера и певца. М.: Музыка, 1988. 243с.

2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музыка, 1961. – 321с.

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М.: 2002. – 136с.

4 . Кубанцев, Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором. Музыка в школе, 2005 №5

5. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемент: Методологические основы.Л.: Музыка, 1972.- 267с.

6. Мильштайн Я. И. Уникальный ансамбль. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. Композитор,1983. – 278с.

7. Смирнова М. О работе концертмейстера. М, 1974.- 214с.

8. Шендерович Е.М. В Концертмейстерском классе. Размышления педагога. М. : Музыка, 1996 – 324с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

D:\Desktop\image_image_1947462.jpg

Международный конкурс "Созвездие" 2016 г. г. Чебоксары . Лауреат 3 степени.

Вокалист – концертмейстер Александровская М.К., аккомпанирует Титова Е.А.

D:\Desktop\image_image_979711.JPG

Международный фестиваль – конкурс «И помнит мир спасённый» г. Тверь 2015 г.

D:\Desktop\IMG-f0d7ec0ce6462a5cbac3e49eb01051f1-V.jpg

Музыкальный салон  Верди "Хабанера" испл. Александровская М.К. концертмейстер Власова О.Э. 2019 г.

D:\Desktop\IMG-406dc86b650fa49fd503034003f5acd6-V.jpg

А.С. Даргомыжский " Мне грустно" испл. Александровская М.К. аккомпанирует Караваева Елизавета (лауреат школьных, зональных, всероссийских конкурсов) 2018- 2019г.

видео: https://nsportal.ru/user/388696/video Караваева Елизавета

D:\Desktop\cfgvbbn.jpg

с. Вязьма - Брянская аккомпанирует Мальцева Марина(лауреат школьных, зональных, всероссийских конкурсов) 2015 - 2018г.

 А.С. Даргомыжский "Я  всё ещё его люблю" концертмейстер Александровская М.К.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=HOs_5dkNaMw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера хореографии

 Особенности музыкального сопровождения, педагогические функции концертмейстера, взаимодействие концертмейстера с хореографом....

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.

В статье отражена специфика работы концертмейстера на уроках вокала в детской музыкальной школе....

Специфика работы педагога с различными категориями семей

Каждый новый учебный год начинается с составления социального паспорта класса, школы, каждый год начинается с досадных недоразумений, касающихся определения категории семьи - полная/неполная, мать-оди...

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...