"Ахмадулина Б.А. Поэзия изысканного вкуса": Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 9, 11 класса
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Левина Елена Дмитриевна

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, перечислены награды, которыми она была удостоена при жизни. В презентации раскрываются особенности изысканной поэзии, основные темы, а также рассказано о необычной манере исполнения автором своих стихотворений. В презентации упомянуты стихи, ставшие основой романсов в известных кинофильмах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ahmadulina_b.a._poeziya_izyskannogo_vkusa.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поэзия изысканного вкуса»: по творчеству современной поэтессы Беллы Ахмадулиной Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель: Левина Е.Д., МОУ ОСОШ № 94 г. Ярославль

Слайд 2

Задача: Осветить особенности личности и лирики знаменитой современной поэтессы Беллы Ахмадулиной.

Слайд 3

Белла Ахмадулина (1937– 2010 г.г.) Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года . Б. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов нашего времени. Б. Ахмадулина – автор более 40 поэтических книг. Ее произведения переведены на многие европейские языки. Обладатель различных литературных и государственных наград и премий, награждена правительственными орденами. Жила и работала в Москве. Скончалась 29 ноября 2010 г.

Слайд 4

Начало творческого пути Б. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, распавшуюся связь времен. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Слайд 5

Литературный институт Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М.Горького. В институте Б. Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт.

Слайд 6

Известность Известность Б. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры.

Слайд 7

Творчество Беллы Ахмадулиной Стихи Беллы Ахмадулиной очень похожи на нее саму. Утонченная хрупкость и музыкальность, изящество и искренность, яркость и возвышенность, - все эти эпитеты одинаково точно характеризуют как поэтессу, так и ее произведения. Поэзия для Б. Ахмадулиной ― самооткровение , встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов .

Слайд 8

Мир высокой духовности Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа».

Слайд 9

Традиции русской классики Автор стихов и эссе о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и др. поэтах Во многих стихах она воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит черты, которые составляют этический идеал ее поэзии. Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой. В их судьбе она находит свою меру — любви, добра, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. Б. Ахмадулина в квартире А.С. Пушкина на Мойке

Слайд 10

Ахмадулина пишет о любви 1. Б. Ахмадулина с мужем художником Б. Мессерером; 2. На картине мужа. В ее стихах есть предпочтение любви творчеству. Лирическая героиня тяготится своей уникальностью, избранностью, ее желание - быть "как все", жить любовью: Возникает стремление замаскировать свою сущность, скрыть от любимого свою "особость", чтобы не помешать любви. 1. 2.

Слайд 11

"Друзей моих прекрасные черты" Да будем мы к своим друзьям пристрастны, Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, Бог не приведи! Творчество, и жизнь Ахмадулиной проходят под знаком Дружбы: глубоко уважая и любя своих друзей, поэтесса всегда их поддерживает, а при необходимости - и заступается за них. Лирика Б. Ахмадулиной переполнена признаниями в любви друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира. Участники альманаха «Метрополь» (слева направо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.

Слайд 12

Природа, мир, тайник вселенной... У лирической героини - благоговейное отношение к природе. Этот мотив: восприятие природы, причем самой обыденной, как чего-то безмерно превосходящего, стремление преклониться перед ней или вовсе самоустраниться - наиболее характерен для Б.Ахмадулиной и выделяет ее на фоне традиций отечественной поэзии.

Слайд 13

Взаимопроникновение слова и природы Для ранней лирики показателен образ дождя. В зрелой лирике центральным является образ сада. Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы. Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. В стихах последнего периода возрастает значение точно зафиксированной даты: впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца И – хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щётки. Он вырывался. Он летел на щёки, прозрачной слепотой вставал у глаз.

Слайд 14

Переплетение архаики и современности Б. Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Поначалу доля необычного в стихах поэтессы была очень велика, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Слайд 15

Манера выступления Б. Ахмадулина – уникальное явление в русской поэзии ХХ века. Уникальность её состоит, прежде всего, в самобытности. Стиль Ахмадулиной легко узнаваем. Принадлежность стихотворения её перу определяется и подбором слов, и их порой странным сцеплением, и “специфической интонацией традиционного русского фольклорного плача, невнятного причитания. Последнее особенно заметно на её выступлениях” [ И. Бродский ]

Слайд 16

Кино В картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» Б. Ахмадуллина сыграла журналистку По улице моей По улице моей который год Звучат шаги, мои друзья уходят. Друзей моих бессмысленный уход Той темноте за окнами угоден. О одиночество! Как твой характер крут, Посверкивая циркулем железным, Как холодно, ты размыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным… И вот тогда, из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова. К/ф "Жестокий романс" Романс о романсе; Снегурочка; А напоследок я скажу; Романс о романсе

Слайд 17

Итоги творчества Издала на Родине несколько десятков стихотворных сборников. Активно переводила поэзию народов СССР, в первую очередь, грузинскую. Печаталась в самиздатовском журнале "Синтаксис" (1959-60). Выпустила кн. стихов "Озноб" в изд-ве "Посев" (Франкфурт, 1968). Участвовала как прозаик в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1979). Публиковала стихи в эмигрантских изданиях. Издала Собр. соч. в 3 тт. М., “ПAN”, “Корона-Принт”, 1997. Печатается в журналах: "Октябрь"; “Знамя”, “Остров”, "Знамя", "Арион".

Слайд 18

Поэтические сборники "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Нечаяние" (стихи-дневник, 1996-1999), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (2000).

Слайд 19

Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)

Слайд 20

Заключение Белла Ахатовна Ахмадулина нашла свою нишу в русской поэзии, и никто другой не может даже примериться к ней. Она создала своё уникальное звено в неразрывной цепочке русской поэзии. Белла Ахмадулина - одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX – начала XXI столетия . Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация ''старинного'' слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Слайд 21

Список использованных источников Ахмадулина Б.А. http :// ru.wikipedia.org / wiki /% C0%F5%EC%E0%E4%F3%EB%E8%ED%E0,_%C1%E5%EB%EB%E0_%C0%F5%E0%F2%EE%E2%ED%E0 Ерофеев В. Новое и старое. Заметки о творчестве Б. Ахмадулиной // Октябрь. 1987, № 5; Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной // Вопросы литературы. 1995, вып. IV. Ахмадулина Б.А. Биография http :// chtoby-pomnili.com /page.php?id=1147 Ахмадулина Б.А. http :// www.library.ru /2/ lit /sections.php?a_uid=42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....

Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"

Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....

Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5(6) классе по произведениям о собаках

Иллюстрации к рассказу Ю.Казакова "Арктур - гончий пёс" и роману Э.Найта "Лесси"....