ЕГЭ (литература).
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubochka_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности? В чем созвучны они стихотворению М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски»?

Конфликт мечты и реальности может выражаться в целом ряде тем, мотивов и образов.

Сравним лирику Лермонтова и Пушкина.

Во-первых, для лирического героя Пушкина время и связанные с ним  понятия (движение, развитие, эволюция, смена поколений, смена жизненных циклов) всегда наполнены положительным смыслом («Телега жизни», «Воспоминание») Пушкин позиционирует  стихотворение «Телега жизни», как философское. Декларируя тем самым, что признаёт над ним только философскую юрисдикцию. Так что будем судить его по философским законам. Три последних четверостишия – безупречны. Смысл – "По мере взросления человека, его жизненный кураж падает." Три характерных возрастных состояния описаны точными словами: сначала "лень", "нега", потом – "порастрясло", "страшней", а,  в конце концов  – "привыкли", "дремля". Лаконично и исчерпывающе. Однако, первое четверостишие полно загадок. Например, строка "Ямщик лихой, седое время"… Может ли Время вообще быть "старым"? Есть ли категория Времени у Любви? «Воспоминание» - это и исповедь, человеческий документ, это жизнь мысли и мука мысли. Стихотворение написано на вечную тему о любви, и при этом оно согрето сиюминутным чувством. А  для героя Лермонтова время всегда  отрицательный, обременяющий фактор; чувствуется стремление  вырваться за его пределы.

Во-вторых, неприятие времени — это  неприятие смерти, тоска по Вечности, по бессмертию. В соответствии с этим конфликт мечты и реальности может  выражаться как конфликт со временем — не столько в смысле социально-политическом, сколько в философском:  неудовлетворенность настоящим, тоска по прошлому, мечта о будущем.  Романтический идеал связывается с прошлым или будущим,  противопоставляется неудовлетворительному «настоящему».

Таким  образом, характерное романтическое «двоемирие» коренится в психологии поэта, структуре его личности. Идеальный образ прошлого имеет определенные мифологические  истоки: утерянный человеком рай (идеальное прошлое человечества в целом) и жизнь души до рождения (идеальное прошлое отдельного человека). В частности, тема стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски» — мировая тоска по любви, «томленье» души, принесенной «холодной полумаской» на землю, по тому миру, откуда она пришла, по небесной родине.

Как в стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски» раскрывается тема одиночества?

В стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…» центральной темой является одинокая любовь. Внимание поэта сосредоточено на женском образе.

Во-первых, в 1-2 строфах слагается образ  возлюбленной «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова). В двух последних строфах возникает «бесплотное виденье» красавицы. В финале поклонение и романтическая дистанция.

Во-вторых, разве может быть любовь под маской, закрытой, разве может быть «холодной», «бесплотной»? Это не любовь, а одиночество лирического героя. Неприятие всего, что составляет эмоциональную жизнь людей: любви, страстей.

По-моему мнению, при такой силе и напряженности чувств любовь поэта не могла не принести ему страданий, не могла не быть безответной, потому что соответствовать порывам его души было почти невозможно. Лермонтову и его лирическому герою трагически недоставало взаимности. Поэт не мог найти родственную душу, поэтому был одинок и в жизни, и в любви.

С5

Как авторская позиция проявляется в драме Островского «Гроза»?

В пьесе Островского Гроза поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много,  и они недостаточно выразительны. Остается один вариант - авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

Во-первых, очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в «Грозе» -  это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века. Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище Кабаниха дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - кулига - это болото. Существует поговорка «Всяк кулик свое болото хвалит». Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил.

Важны женские греческие имена. Катерина обозначает чистая, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара - варварка - она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Варвара верит, что каждый грех можно искупить. Именно по этому принципу разделяются все персонажи Грозы. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания  и или дарами откупиться от него. Это Дикой, он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина. Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий,  не тяготит окружающий мир - они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.

Во-вторых, авторская позиция выражена в композиции. Композиция “Грозы” вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.

Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется соблюдающей все обряды и традиции, неправа, так же как неправа и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

Как авторская позиция проявляется в драме Островского «Гроза»?

Мир Островского создается не резкостью оценок, не простоватыми карикатурами, а глубоким постоянством авторского взгляда на человека 19 столетия, присутствующим без исключения в каждом герое и событии «Грозы». Авторская позиция вырастает как бы исподволь в сцеплении всего драматического действия, и эта целостность труднее всего раскрывается или не раскрывается вовсе.

Приведем примеры авторской позиции в пьесе. Возьмем самое поверхностное – список действующих лиц и их фамилии. Все мы соблазнились говорящими фамилиями. Теперь реплики героев. У островского все живет атмосферой единства, родового слияния людей, а это плоть бытия. Островский постоянно подчеркивает этот мотив сближения людей. Автор позволяет свободно жить своим героям, волевое авторское начало словно убрано на периферию, в ремарки его манера ненавязчива, в чем-то женственна. И вот Островский в ремарке, да и то в редком случае, обнаруживает себя. Свой акцент. Ремарки совпадают пародийно.  Но это не пародия. Всеми совпадениями Островский показывает видение добродетели и само проявление любви.

Островский показывает через реплики героев (например, Варвара отвечает Катерине о Боге и доме – «Да ведь у нас  то же самое»), что у  героев «Грозы» будет единый исток – мотив своеволия.  Островский показывает, что послушание настоящий подвиг и испытание героя, невосполнимое же падение личности совершается мгновенно и легко при самом неглубоком соблазне своеволия. Жестокость, по Островскому, проистекает из жажды личной свободы, не скованной никаким порядком, который всякий раз перерастает в насилие над ближним или отвращением к самому себе (Катерина, Тихон, Дикой). Дикой свое недовольство вымещает на дочерях. Островский прямолинейно наделяет своих героев назойливым невежеством (Кулигин пытается выступать благодетелем человечества, если англичане денег дадут). Островский представляет не оценку, не идею, а картину, состояние мира. Реплика Катерины: «Что мне захочется, то и сделаю» - трагическая картина жизни, лишенная общего смысла, жизни, в которой каждый стремится утвердить свою волю, во что бы то ни стало. У автора пьесы нет одномерных оценок. Особое отношение автора к грозе. Она символична. Перед божьей грозой едины все Катерины и Марфы Кабановы, Борисы и Савёлы Кабановы. И ничто не может лучше грозы передать это древнее и вечное присутствие Бога, Божией воли, которую человек должен постигать и с которой бессмысленно соперничать.

Итак, авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем смысл произведения и его актуальность в 21 веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...