Л. Н. Толстой.
статья по литературе (10 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Краткие размышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_tolstoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

Свое творчество писатель начал с системы религиозно-философских воззрений. Это ранние рассказы. «Утро помещика», «Побег» и другие. «Севастопольские рассказы» - это малая трилогия, отражает воззрения человека на мир. 1854 год – идеал картины народной войны, нет ничего отвлеченного, все подчинено чувству. Это Божественное начало Вселенной. «Севастополь в мае» - Толстой касается отрицательного полюса бытия, который связан с цивилизацией, искаженной чувством. Человеческие страсти, эгоизм, тщеславие, себялюбие. Толстой не знал, как все это разрешится. Он не знал, куда приведет дорога героя. Конфликт в «Детстве» не разрешился, Коля Иртеньев не знал, куда идти. Третий рассказ «Севастополь в августе 1855 года» - название условно. Отодвинул борьбу естественного и цивилизации. Рассказ этот  объективный, реальный. Он видел мир по-иному. Оставили город, это и последний защитник города. Этот рассказ не очень горяч. Рассказ создан после активных действий армии. Это драматический рассказ, более сдержанный и объемный. Мера вещей иная – два брата Миша и Вова случайно встретились, и старший брат увлекает младшего в город Севастополь, в обреченный город. Мораль писателя на заднем плане. Вова – мальчик на войне (как правило, мальчики погибали во имя подвига), они наслушались рассказов о войне и решили совершить подвиг. Нечего им делать на войне. Бессмысленная смерть Вовы, нет героического ореола, но в рассказе другая высокая логика – смерть Миши, высокий подвиг «… все пропало,… сабельку,… вперед, ура,… начали ползти раненые, … через тридцать минут его на перевязочный пункт… и доктор, … молча, отошел к другим…». Далее священник подошел: «…сделал геройское дело». Состояние восторга Миши, с точки зрения Л.Толстого, видеть мертвых, поля сражения – это удел Наполеона. По Толстому это немыслимое. Здесь иное. Оба брата умерли за русский город Севастополь – святыню, умерли в период Отечественной войны. Толстой дал форму русского патриотизма в рассказе «Севастополь в мае»: «Все видели,… враги молчали,…все молчали,… ожидали мрачной ночи. Все крестились… чувство похожее на раскаяние, стыд… вздыхал и грозился врагам». Национальная проблематика. Севастопольский цикл закончен торжеством в битве.  «Севастополь в августе» - развитие философской  идеи (утопической).  «Казаки», «Анна Каренина» - отступление Толстого. Конец 50-х гг. – время поиска. Герой выражает представление Толстого о мире. Как примирить идеал добра, правды и жизнь вокруг него.1856 год «Утро помещика» задумано произведение. Задуман, как роман, но явился рассказ. Нехлюдов приехал в свою деревню, чтобы улучшить жизнь крестьян. Много смешного и печали. Между крестьянами и Нехлюдовым пропасть. Беседа с Иваном Чурисом пример этому. Писали ранее о мужиках Григорович, И.С.Тургенев «Записки охотника», Н.Успенский. У Л.Толстого получился гнетущий рассказ. В начале рассказа церковь, Нехлюдов пошел смотреть мужиков. Ценности Нехлюдова. Он идет своей дорогой. В конце 50-х гг. Л.Толстой ищет путей примирения героя и окружающего мира. Повесть «Казаки» (10 лет работа шла), объем велик. Толстой думал, что вернется еще к повести. Писатель остро нуждался в деньгах и взял у Каткова аванс (1862-1863 гг. закончил повесть). Это получился шедевр. Толстой был неистощим, много успевал. Во второй половине 50-х гг. пишет много. 1858 г. опубликовал «Юность», 1859 г. «Семейное счастье» (первый роман). Критика приняла книги прохладно. Читатели стали забывать писателя. Репутация Л.Толстого упала, ему совестно писать. Тогда писатель занимается практическими делами. 60-е гг. – освобождение крестьян от зависимости. Ничего не получилось. Затем Л.Толстой открыл школу в Ясной Поляне. 70-е гг. издание Азбуки. Занимается с учениками в школе, нет принуждения, он дает образование, но не воспитание. Не было класса. Все течет естественно. Время не ограничено. Педагогия – наука опытная. Понять, чему учить – нужен опыт. Это глубоко чувствуют дети. «Кому учиться писать и у кого» - крестьянские дети лучше чувствуют правду. Нужны предметы, чтобы освоить свою природу. Л.Толстой горд, что нашел новый способ обучения грамоте (чтение и письмо). Школа – эксперимент, но прекрасный эксперимент. В это же время он пишет повесть «Казаки». Дмитрий Олин – богач, решает непременно переменить свою жизнь. Л.Толстой много проводит времени с И.Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом. Это 1855год. Он никогда не был знаком и не встречался с Ф.Достоевским.  Л.Толстого принимают с энтузиазмом. Он увидел круг литераторов, понял, что господствует фраза и стал в позу. Напряженные отношения. 1862 год -  чуть не произошла дуэль с И.С.Тургеневым. На 17 лет разрыв отношений с И.Тургеневым. Л.Толстой – человек крайне неудобный. Говорил о братской любви, но эти представления разбивались о быт, о реалии жизни. «Казаки» - главный герой проводит прощальный вечер, уезжает на Кавказ. Читал  Бестужева, Марлине о героизме, красивой природе. Он в мире казаков, вольного народа. Чувствовал, что оживают его лучшие чувства, мир естественный освободил в нем самое лучшее, но этот мир отторгает героя. Почему? В повести две повести: Оленин, мир, существующий  по законам, и казачий мир (глава5). Казачья станица – языческий мир, мир природы. Дядя Ярошка воплощение язычества («старческие могучие морщины, волосы, шрамы, шея складками, плут, пьянь»). Нравственные нормы берет от природы. Между тем Оленину казалось, что все под стать живой природе. Оленин размышляет: «Никаких бурок, люди родятся, пьют, условия солнце, дерево, люди сильны, стыдно, грустно за себя». А на самом деле, можно человеку жить, как живет природа? Это невозможно. Рассказ «Станицы». В повести военная жизнь стоит на страже русских рубежей. Оленин пришел в станицу и это служение русскому миру. Отношения товарищеские. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя  похож с «Казаками» Л.Н.Толстого.  Ярошка – охотник, станица Нововлинская, люди, близкие земле, почве. Казачий фольклор, песни. Это правдивая жизнь казаков. Это единое русское общество. Оленин не принимает казачий мир. Он в лесу на охоте, лес тропический. В окружении природы Оленин мечтает, он чувствует, что все на свете живет любовью. Захотел делать добро. Подарил лошадь. Оленину нравилась Марьяна. Ему нравилось жить для других, а другие этого не хотят. Тогда надо жить для себя (звал Марьяну замуж, хотя она невеста другого). Блуждания шли в контрасте с жизнью казаков. Оленин уезжает, он чужой. Марьяна ему отказала. Казаки не принимают его. Он непонятен со своими поисками, блужданиями. Это две повести в одной. Кружение правды Оленина с правдой казаков. В реальном мире герою делать нечего. Это яркое произведение. 50-60-е годы Л.Толстой в творческом поиске. Задуман роман о декабристах, написаны всего три главы, а продолжения нет. В жизни 1862 года Толстой женился на дочери Берца. Это переменило многое в его жизни. Л.Толстой видел в этом религиозность, это путь гармонического строения жизни. 15 лет счастливой жизни. 60-е годы – родились сыновья и дочери. Через месяц после женитьбы счастлив (34 года). Через  месяц еще лучше в семье. 1863 год – работа над романом «Война и мир». Хотел сначала назвать «Казаки» «Молодостью». Время религиозных колебаний. Появление друга тетки Александры Толстой, фрейлины. Жил в Швейцарии рядом с Толстой. Переписывался с ней 50 лет. Еще не издавали  ничего об этом периоде жизни писателя. Александра Андреевна была сильно верующая. В 1859 году Толстой не Страстной неделе задумал говеть, но не получилось. Уважал веру, но у него не получалось соединиться с церковью. 1877-1878 гг. хотел приблизиться с церковью. 1860г. – кризис атеистический. Но это прошло быстро. «Война и мир» - новое возвращение Толстого к идеалу, окрепшему в семейной жизни. 1863-1869 гг. (за 6 лет написана книга). Главная работа в последние три года. Толстой много раз пытался объяснить, что создает. С 1805 года – далее 1812 – 1825-1856 гг. – не видел развязки лиц. 1868 год статья о книге «Война и мир», попытался объяснить замысел романа. 1865 год цель художника – любить жизнь во всех проявлениях (из статьи). Почему в 60-е гг. обращается к войне 1812 года, а Отечественной он не называл войну, просто война 1812 года. Время неспокойное. Общественные преобразования: на смену Николаю 1 пришло время публичности, реформ 1861 года, освобождение крестьян. Реформы судьбоносные, Земская и другие. К 50-м и к 40-м гг. новые жизненные принципы. Понимание человека, самого себя и мира. Выбор исторического пути. В русскую жизнь проникали новые идеи: человек – это главная несущая сила всего и вся. Ранее Соборность (19 век) человек живет земною жизнью и есть она вечная. Единство веры. Соборность – единство во Христе, духовно-нравственные ценности, христианские ценности. Изучает Н.В.Гоголя «Тараса Бульбу» вместе с «Мертвыми душами», что есть товарищество, небесное братство. 60-е годы – период новых ценностей. Русский мир – споры материалистов, чистое искусство и натуральная школа, Чернышевский и Боткин, Аленький – наивны, с нашей точки зрения. Толстой в гуще этих споров. Интуитивно обращается к этому времени. Принцип сильной личности (к18-н19 вв.). Права – первичны, а обязанности вторичны. Наполеон – кумир многих до сегодняшнего дня. Ценности эти неустойчивы, ими сейчас многие на Западе пренебрегают. С.Г.Нечаев организовал «Народную расправу» против культа сильной личности. Бакунина, Герцена убедил, что организация сильна, но нужны деньги. Студенты, Иванова убили, Нечаева посадили в Алексеевский равелин, сумел подготовить побег, переманил на свою сторону солдат. Но ничего случайно не вышло. Л.Толстой хотел дать ответ на вызовы, рожденные временем. Его тревожило положение, и он противопоставил свои идеи субъективные. Религиозно-философские принципы. Начало 19 века – картины русского общества. Как воссоздал Л.Толстой историческую эпоху? Страхов сравнил «Войну и мир» Л.Н.Толстого  с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина. Исторические события с точки зрения человека обыкновенного. У А.С.Пушкина – Гринев плюс и минус строго расставлены, великое в малом. У Л.Н.Толстого все иначе: чувство Божественно. История чувствительна. Чувство – это главное. Глас божества. Пропустить его через чувства многих героев. Создание реальности. У А.С.Пушкина по спирали идет, а у Л.Толстого все растекается. Всего много. Божество? Начало мира? Добро? Л.Толстой строго относился к историкам. Дал резкий отзыв об истории Богдановича, Л. А.Тьери, Толстому казалось, что это искажение истории, событий, поэтому он ценил мемуары, где тон правды. Это то, что испытал очевидец в конкретных обстоятельствах. Тон правды. Термин Д.Давыдова. Много подлинного. Прототипы. Капитан Тушин несколько Бирюков. Автор толстой книжки. Тушин – это брат Николай. Кучин доказывает, что потомок великого Кучина. Аустерлицкое сражение – артиллерист Кучин, небогатый помещик, к 40-м годам старик, был в Туле. Ветеран войны. Кучин – Тучин - Тушин. Тип русского офицера. Для Л.Толстого мемуары дороги. Записки Родыжицкого, Сергея Глинки, Ги се Гюра – записи. Семейные предания от дедов и родителей. «Война и мир» - нет героев, которые были бы связаны с реалиями мира. Андрей Болконский, Пьер, их жизни полны мысли и созвучны людям 19 века. Сергей Глинка увлекался наполеоновской мечтой и подвигом Тучкова (погиб на Бородинском поле). Все связано с реальностью. Строгая документальность. Освещение события у Л.Толстого свое. Своя философия. 1812 – это полный год. 1867 появилось название «Война и мир» (было название «Все хорошо, что хорошо кончается»). Название мир – мipъ (первое значение) и миръ (второе значение). Восьмеричное И. Первое значение мipъ – предметное явление, мироздание, космос, общество. И второе значение слова миръ духовно-нравственное, отсутствие вражды, мир, согласие. Так и у Л.Толстого. Для Л.Толстого различие между словами не определено. Одно и то же фактически означало. Нет в мире виноватых, есть цивилизация, которая сбивает людей с пути истинного. Человек во всех обстоятельствах земной жизни, пространство и время. Картина скульптурная. Как добился этого Л.Толстой? Люди разные (по сословию, благам). Две особенности в романе: идет событие через повествование связки и через эмоции мира героев. Душевный мир человека приводит в движении. Чувство идет в мысль. Л.Толстой – психолог. Внутренняя жизнь дана через внешний облик мира. Герои часто плачут в романе «Война и мир», либо сдерживают рыдания. Жесты связаны с внутренним состоянием человека. Единство чувства как Бог в мире, и все приводит в действие Бог. Автор пытался заразить читателя, ведь роман «Война и мир» о жизни, о безгрешной жизни и в то же время книга о смерти. Автор много говорил об этом. Изнутри показал это. Умерли старый граф Безухов, старый князь Болконский, Петя Ростов, Каратаев, Андрей Болконский. Почему это интересно для Л.Толстого? Философия Л.Толстого утверждала, что чувства – божественны, а потом слияние с началом. Смерть – возвращение к истоку. Сопряжены смерть и жизнь. Дом Ростовых, именины, смерть князя Болконского и главы чередуются. Связь во всем. Княжна Марья должна умереть, но чувствует, что жизнь не окончена. Жизнь сильнее. Княгиня родила и умерла. Крик новорожденного. Князь Андрей слышит крик нечеловеческий и крик ребенка. Зачем в книге слезы, которые хотел Толстой получить от книги, чтобы люди сопереживали? Да, чувствовали мир и жизнь. Л.Толстой верил, что в нем инстинкт братства правит  людьми. Это врожденное в душе человека. Пьер на допросе у маршала. Оба поняли, что братья они, а не враги. Момент сближения людей должен переустроить Вселенную. Жизнь семейная – 1877 год. Л.Толстой сказал, что «мысль семейная» для романа несущая мысль всего произведения. Семейная жизнь – сцены увлекательны, проникновенны. Семья Пьера и Наташи и другие новые семьи. Это незыблемо. Это национальное свойство. Дом Ростовых. В семье всегда первые опыты любви, хорошее и плохое. Семья Болконских, приезд Пьера в Лысые Горы («все уже любили его» - ключевые слова). Национальная вековая традиция. Традиция возможна в чувствительной семье, душе. Это реальная проблема. Эмоциональная сфера – связь с далекими веками. Много национальной правды. Л.Толстой подчинял собственным ценностям, субъективным. А в семье не надо уроков, формул, поучений, это передается из опыта. Сцена. Николай Ростов проигрался и разговор с отцом. Или. Денисов и предложение от  него Наташе Ростовой. Или. Пение Наташи. Николай чувствует себя преступником. Приезд старого графа из клуба, он любит сына (сын накануне проиграл 42 тысячи рублей) – состоялся разговор. Это семья, где все дано изначально. Семейная мысль в образе Наташи Ростовой. Она живет в реальном времени, меняется. Подлинное лицо героев через Наташу. Это мерило, эталон красоты. Почему в ней? Это постоянная естественность, идеальная чистота жизни. Но не всем критикам она казалась идеалом. П.В.Анненков писал, что «Наташа не имеет нравственного образования». Были и другие расхождения. «Чувству не надо образования», - так считал Л.Толстой. Надо жить сейчас, а не откладывать жизнь на потом. Нравственные начала! Гринев из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина («девушка чувствительная, благоразумная»). А для Л.Толстого в романе благо – разумность – это негатив. Благоразумие должно быть. В 1867 году Л.Толстой написал Фету: «… мы одинаково думаем…». Разум и эмоциональная чувствительность. Ум, сердце просто у Л.Толстого. разум = чувство. Повесть «Юность», сцена «Коленька в малиннике» - полное слияние с природой, избавление от личности. Наташа Ростова – не отступала от истины, она живет в чувственном мире. Она – идеал прекрасного (внутренний мир), это неотделимо от чувств. Простота – добро – правда = Красота + Наташа. Наташа Ростова идеальна ли в национальной героине? Ильин: «… национальный тип, в Соне, а не в Наташе». Вечно цветущая жизнь. Слово «прелесть» в сцене «В Отрадном» повторили семь раз. «Прелесть» в изначальном значении негативно-соблазнительное, искушение. Но в 19 веке А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов  считали высшей степенью привлекательности, красоты. Для Л.Толстого прелесть мира шла от Наташи Ростовой, и она ее  воспринимала, все в ней соединилось. Для Л.Толстого «прелесть» - это наивысший итог. Хотя в «Эпилоге» Наташа – «самка». Николай Ростов слушает пение Наташи и думает, что можно убить и быть счастливым. Князь Андрей слушает пение Наташи (2 том), а сам говорит с дамами. Андрей испытывал чувство противоположное между пением и тем, что он был сам. Танец с Денисовым. Нет описания танца, а только одно движение руки героини, русское движение. Мысли семейные и народные взаимопроникаемы. Соотнесение с Шенграбенским сражением (нет приказов, все естественно, все подчинено инстинктам). В этом реализм ценности Л.Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".

Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя и поэта, направлен на формирование  у учащихся представления  о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....

Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого

Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...

"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...