Пояснительная записка к рабочей программе по литературе. 9 класс. Учебник Коровиной.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Только пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_poyasnit_zapiska_litera_9_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 9 классе

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса  разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

 формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы для 9 класса рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа за год)  по учебнику Коровиной В.Я., «Литература 9класс», «Просвещение», 2010

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА

знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

· изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

· определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать свое отношение к прочитанному произведению;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе

№ п.п.

Часы

Тема

Основное содержание

1

1

Введение

 Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Русская литература в контексте мировой литературы. Эпохи развития литературы. Литературный процесс

2

6

Древнерусская литература

Жанры древнерусской литературы; характеристика содержания и проблематики изученных произведений ДРЛ; теоретико-литературные понятия

3

7

Литература 18 века

Новаторство в русской литературе 18 века; представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии

4

55

Литература 1 половины 19 века

Основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль;


Процесс  жанрообразования в литературе;  мотив; авторские,

лирические отступления

5

7

Литература 2 половины 19 века

Новаторство русской литературы 2 половины 19 века; комедия как жанр драматургии. Сентиментализм в литературе. Эволюция образа маленького человека

6

19

Русская литература 20 века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Прием гротеска.  Пейзаж. Идея произведения. Сказовая манера повествования. Притча. Образы и ритмы поэзии. Особенности поэтики. Образ России в поэзии 20 века. Интонация и стиль лирики

7

2

Современная литература

Нравственная проблематика современной литературы, особенности сюжетов, языка и героев

8

5

Зарубежная литература

Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. Вечные образы в мировой  литературе

Литература для учителя:

  1. В.Я.Коровина «Методические советы М.: «Просвещение», 2001
  2. И.В.Золотарева «Поурочные разработки по литературе М.: «Просвещение», 2009
  3. В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы. 9 класс. М.: «Просвещение», 2010
  4. В.Я.Коровина. Хрестоматия по русской литературе. М.: «Интербук», 2009-2010

Литература для ученика:

1. Учебник «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение»,2011

2. В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы. 9 класс. М.: «Просвещение», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11 кл. для общеобразовательных учреждений (В.В. Агеносов)

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11 кл.общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова. Соответствует требованиям к оформлению рабочей программы....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5-9 классов

Составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений по литературе (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Забарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Прос...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 9 класс ФГОС (В.Я.Коровина)

В пояснительной записке указано количество часов, место предмета в учебном плане, содержание курса....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс ФГОС (В.Я.Коровина)

В пояснительной записке указано место предмета в учебном плане, дана общая характеристика программы....