пояснительная записка к рабочей программе по ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс (ФГОС ООО); тематическое планирование
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по программе Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_5_klass_fgos.doc | 268 КБ |
rabochaya_programma_po_literauture_5_klass_fgos_.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (105 ЧАСОВ)
№ п/п № п/п урока | Название темы (раздела) | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | Дата | ||
По плану | По факту | |||||
1. | 1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека. | Изучение содержания параграфа, работа с теоретическим материалом. | 1 | ||
Устное народное творчество (10ч) | ||||||
2. | 1. | Фольклор - коллективное устное народное творчество. | Составление таблицы «Жанры фольклора», составление тезисного плана по теме «Детский фольклор». | 1 | ||
3. | 2. | Малые жанры фольклора. | 1 | |||
4. | 3. | Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка. | Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному. | 1 | ||
5. | 4. | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров, пересказ. | 1 | ||
6. | 5. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров, пересказ. | 1 | ||
7. | 6. | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»: волшебная богатырская сказка героического содержания. | Выразительное чтение сказки, пересказ, устные и письменные ответы на вопросы. | 1 | ||
8. | 7. | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | Выразительное чтение сказок, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге. презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
9. | 8. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | Работа с занимательным материалом, тестами, загадками и иллюстрациями | 1 | ||
10. | 9. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | Работа с занимательным материалом, тестами, загадками и иллюстрациями | 1 | ||
11. | 10. | Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» | Выявление уровня обученности учащихся за курс начальной школы Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1 | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч | ||||||
12. | 1. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Понятие о летописи. Практические работы. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора | 1 | ||
13. | 2. | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Понятие о летописи. Практические работы. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора | 1 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2ч | ||||||
14. | 1. | М.В. Ломоносов- учёный, поэт, художник, гражданин. | Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернет. | 1 | ||
15. | 2. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» | Выразительное чтение стихотворений, анализ | 1 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 41ч | ||||||
16. | 1. | Жанр басни в мировой литературе. | Составление сообщения о баснописце. | 1 | ||
17. | 2. | И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов. | 1 | ||
18. | 3. | И.А. Крылов «Волк на псарне». | Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
19. | 4. | Р.р. И.А.Крылов. Басни | Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла басни. | 1 | ||
20. | 5. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». | Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев презентация и защита собственных иллюстраций. | 1 | ||
21. | 6. | В.А. Жуковский «Кубок». | Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
22. | 7. | А.С. Пушкин. «Няне». | Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть. | 1 | ||
23. | 8. | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» | Устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев. | 1 | ||
24. | 9. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | Выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев. | 1 | ||
25. | 10. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | Составление плана произведения и характеристики героев. Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки. | 1 | ||
26. | 11. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки | Создание собственных иллюстраций к произведениям поэта. | 1 | ||
27. | 12. | Р.р. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта. | 1 | ||
28-29. | 13-14. | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | 2 | ||
30. | 15. | А.С.Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения) | Выразительно читать сказки( в том числе наизусть и по ролям) Поиск незнакомых слов, работа со словарём. | 1 | ||
31. | 16. | Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам. | 1 | ||
32. | 17. | «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | Обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций. | 1 | ||
33. | 18. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, выразительное чтение(В том числе наизусть), Поиск незнакомых слов, работа со словарём. | 1 | ||
34. | 19. | «Бородино»: проблематика и поэтика. | Устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование, презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
35. | 20. | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» как литературная сказка. (Урок внеклассного чтения) | Выразительное чтение (в том числе наизусть), поиск незнакомых слов, работа со словарём. Устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование. | 1 | ||
36. | 21. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе. | 1 | ||
37. | 22. | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев. | 1 | ||
38. | 23. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством» ( Урок внеклассного чтения) | Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений. | 1 | ||
39. | 24. | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | Поиск под руководством учителя сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о поэте, | 1 | ||
40. | 25. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | Выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов | 1 | ||
41. | 26. | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | Поиск незнакомых слов, работа со словарём презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
42. | 27. | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве | Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, в том числе по ролям, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём презентация и защита собственных иллюстраций. Создание собственного текста. | 1 | ||
43. | 28. | «Муму» как протест против рабства. | 1 | |||
44. | 29. | «Муму»: система образов. | 1 | |||
45. | 30. | РР И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. | 1 | |||
46. | 31. | А.А. Фет. Лирика. | Выразительное чтение стихотворения( в том числе наизусть) устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге | 1 | ||
47. | 32. | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет. Выразительное чтение. Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа, составление плана. | 1 | ||
48. | 33. | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 | |||
49. | 34. | Р.р. «Кавказский пленник». | 1 | |||
50-51. | 35-36. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими? Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | ||
52. | 37. | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | Поиск под руководством учителя сведений о писателе устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана. | 1 | ||
53. | 38. | Р.р. «Хирургия» | 1 | |||
54. | 39. | Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения) | 1 | |||
55. | 40. | Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге. Письменный анализ под руководством учителя. Презентация и защита собственных иллюстраций. Создание собственного текста. | 1 | ||
56. | 41. | А.Н.Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков. «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). | 1 | |||
57. | 42. | Р.р. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. | 1 | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (19 часов) | ||||||
58. | 1. | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | Поиск под руководством учителя сведений о писателях, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана различные виды пересказов, выразительное чтение, работа со словарём, создание письменного высказывания о произведении | 1 | ||
59. | 2. | И.А.Бунин «Подснежник» (урок внеклассного чтения) | 1 | |||
60. | 3. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | |||
61. | 4. | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 | |||
62. | 5. | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | |||
63. | 6. | РР. «В дурном обществе» | 1 | |||
64. | 7. | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | Выразительное чтение стихотворений, устное рецензирование чтения одноклассников и чтения актёров, устные ответы на вопросы Презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
65. | 8. | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём Презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
66. | 9. | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | |||
67. | 10. | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов Презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
68. | 11. | «Теплый хлеб»: язык сказки. | 1 | |||
69. | 12. | «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения) | 1 | |||
70. | 13. | С.Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения) | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение ( втом числе по ролям), устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
71. | 14. | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 | |||
72. | 15. | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | |||
73. | 16. | Р.Р. «Двенадцать месяцев» | 1 | |||
74. | 17. | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение Рецензирование чтения одноклассников Участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев Составление плана и письменная характеристика героев Составление письменного ответа на проблемный вопрос Презентация и защита собственных иллюстраций | 1 | ||
75. | 18. | «Никита»: быль и фантастика. | 1 | |||
76. | 19. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | |||
77. | 20. | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | |||
78-79 | 21-22 | Контрольная работа | 1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)? | 1 | ||
80. | 23 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников и чтения стихотворений актёрами. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций. | 1 | ||
81. | 24. | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 | |||
82. | 25. | И.А.Бунин. «Помню- долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1 | |||
83. | 26. | Д.Кедрин. «Алёнушка»; А.Прокофьев. «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». | 1 | |||
84. | 27. | Саша Черный «Кавказский пленник». | Устные рассказы о писателях выразительное чтение произведений Различные виды пересказов Участие в коллективном диалоге Работа со словарём литературоведческих терминов Устное иллюстрирование Презентация и защита собственных презентаций | 2 | ||
85. | 28. | Саша Черный «Игорь- Робинзон». | 1 | |||
86. | 29. | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||
87. | 1. | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков. | Поиск под руководством учителя сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, Устные рассказы о писателях Выразительное чтение(в том числе наизусть) Устное рецензирование чтения одноклассников, чтения актёров Различные виды пересказов Нравственная оценка героев рассказа, составление плана Обсуждение и составление речевой характеристики персонажей произведений Работа со словарём литературоведческих терминов | 1 | ||
88. | 2. | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя | 1 | |||
89. | 3. | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | |||
90. | 4. | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | 1 | |||
91. | 5. | Х.К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | |||
92. | 6. | Х.К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | |||
93. | 7. | Х.К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?». | 1 | |||
94. | 8. | Х.К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения) | 1 | |||
95-96 | 9-10 | Р.Р. Х.К. Андерсен. Сказки. | 1 | |||
97. | 11. | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | |||
98. | 12. | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. | 1 | |||
99. | 13. | Р.Р.«Приключения Тома Сойера»- любимая книга многих поколений читателей. | 1 | |||
100. | 14. | Дж. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | |||
101. | 15. | Дж. Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1 | |||
102 | 16 | Итоговая контрольная работа по литературе. | Письменные ответы на вопросы Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым ответом на вопрос | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Поэтому особое место отводится различным видам чтения и пересказа. В учебной работе со второй группой предусматривается развитие умения анализировать художественные произведения. В третей группе активизируется связь курса литературы с курсом отечественной истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры и общества в целом.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.
В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: в 5-м классе – внимание к книге, в 6-м классе - художественное произведение и автор, в 7-м классе – особенности труда писателя, в 8-м классе – взаимосвязь литературы и истории, в 9-м классе – начало курса на историко-литературной основе.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
В рабочей программе курс представлен разделами:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература 18 века.
- Русская литература 19 века.
- Русская литература 20 века.
- Литература народов России.
- Зарубежная литература.
- Обзоры.
- Сведения по теории и истории литературы.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в – 102ч.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Литература»
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
- Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- смысловое чтение;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «Литература»
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Практическая часть:
уроков развития речи | 5 |
уроков внеклассного чтения | 6 |
уроков контроля: стартовый контроль контрольные работы контрольные тесты итоговый контроль | |
1 | |
6 | |
2 | |
1 | |
проектов | 4 |
Проекты:
№1 Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (коллективный, Срок реализации-1 неделя)
№2 Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» (коллективный, Срок реализации-1 неделя)
№3 Литературный праздник (коллективный, Срок реализации-1 месяц)
№4 Портфолио читателя «Я художник-иллюстратор» (индивидуальный, Срок реализации-1 год)
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Рабочие программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2016.
- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2014.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 5 кл.- М.: Просвещение, 2013
- Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч.- М.: Просвещение, 2013.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 2012.
- Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы.- М.: Просвещение, 2010.
- http://www.metodichka.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к программе по литературе для 7 класса
Пояснительная записка содержит цели и задачи в обучении литературе, календарно-тематическое планирование, перечень учебников и медиаресурсов....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ФГОС
Рабочая программа составлена на основе учебника Технология.Технология ведения дома. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.-...
Пояснительная записка к рабочей программе по ЛИТЕРАТУРЕ 5 кл и тематическое планирование
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе к учебнику В.Я.Коровиной по ФГОС. 5 кл. и тематическое планирование по литературе...
Пояснительная записка по ОБЖ 8-9 класс пл ФГОС
Пояснительная записка ОБЖ по ФГОС авторы Смирнов, Хренников...
Пояснительная записка по ОБЖ 10-11 класс ФГОС
Пояснительная записка по ОБЖ ФГОС автор Хренников...
Пояснительная записка по технологии 5-9 класс ФГОС
Пояснительная записка по технологии 5-9 класс ФГОС автор Казакевич...