Пояснительная записка к программе по литературе 10 кл.
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Абдурахманова Динара Аскатовна

Пояснительная записка к программе по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska_po_liter._10_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Литература  10  класс, базовый уровень

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы  для  общеобразовательных  учреждений,  допущенной  Департаментом  общего  среднего  образования  Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение»)

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса ( Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч.М.: Просвещение)

Актуальность  изучения  курса  литературы.

В  соответствии  с  этим  целью  литературного  образования  становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание  духовно  развитой  личности,  готовой  к  самопознанию  и  самосовершенствованию,  способной  к созидательной  деятельности  в  современном  мире;

-  формирование  гуманистического  мировоззрения,  национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие  представлений  о  специфике  литературы  в  ряду  других  искусств;  культуры  читательского  восприятия художественного  текста,  понимания  авторской  позиции,  исторической  и  эстетической  обусловленности  литературного процесса;  образного  и  аналитического  мышления,  эстетических  и  творческих  способностей  учащихся,  читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Специфика  курса.

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением -художественным произведением -к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования

-способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним -основа литературного образования.

Дополнительные сведения.  При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае будут внесены соответствующие примечания

                         

                              Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать :

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь :

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-методическое обеспечение

Список для обучающихся

  1. Рекомендованная литература (основная)
  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Рекомендованная литература (дополнительная)
  1. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола.

Список для учителя

  1. Рекомендованная литература (основная)
  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Рекомендованная литература (дополнительная)
  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2010
  3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2006.
  4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2006.
  5. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
  6. В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. – М.: Издательский Дом «Литера». 2010.
  7. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение, 2010
  1. Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия)

  1. http://school-collection.edu.ru/ (ЕК ЦОР)
  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/viktoriny-nebolshoy-pismennyy-opros-po-materialu-izuchennogo-proizvedeniya
  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-373279.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по литературе

Характеристика учебного предмета ( виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий )...

Пояснительная записка к программе по литературе для 7 класса

Пояснительная записка содержит цели и задачи в обучении литературе, календарно-тематическое планирование, перечень учебников и медиаресурсов....

пояснительная записка к КТП 7 литература

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта 2010 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литератур...

Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа

  Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Бе...

Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)

Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....

Рабочая программа 9 кл. Пояснительная записка к программе по истории

Рабочая программа составлена на основеПримерной программы основного общего образования по истории.Авторы программы: Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю.(Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI век...