Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

Сыч Наталья Ивановна

    Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2006 г. /.

Данная рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;

 

 Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                             Утверждена

                                                    Директор школы

                                                                                    __________________ Т.В. Толмачева

                                       Приказ

                                                                                                                             от «29 » августа 2014 года                                    

                                                                                                                                                                      № 149                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

11 класс

Срок реализации: 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа (базовый уровень) по литературе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и примерной  программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов (базовый  уровень) под редакцией  Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2013

 Учебник Литература 11 кл. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни): в 2 ч., под ред.  Г.И.Беленького.-11-е изд., стер.- М.:Мнемозина, 2010

Рабочую программу составила

Сыч Н.И.

 учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3

1 категории

2014 г.

  1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2006 г. /.

Данная рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;

 Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

В основе содержания и структуры программы  лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, т.е. освоение литературы как искусства слова.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи же определены целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией предмета:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентир самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к лицу и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия анализа и ценности произведений;

Следует напомнить, базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2006 г. /.

.(а в каждом классе выделяются ведущее базовое понятие). Данная система вовсе не отменяет логику литературного развития, а наоборот, направлена на формирование читательской квалификации и подхода к произведению как к искусству слова.

Более того, Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования впервые включил такие понятия, как интерпретация текстов и основные виды деятельности по освоению литературных произведений, что давно уже было включено в вышеуказанную программу, которая задолго осуществила переход на деятельностную компетентностную парадигму в образовательном процессе (и в этом ее положительные черты).

10-11 классы – это изучение литературы в историко-культурном и историко-эмоциональном аспектах.

Это значит, что, проводя определенные этапы литературного развития с 5 – 9 классы, учащиеся должны проявить следующие умения:

- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений;

- умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты;

- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выполнять исследовские работы (что тоже вошло в стандарты как новое).

Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией  Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2006 г. /.

во многом совпадает  с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.

В заключении следует сказать, что изучение произведения искусства в формах самого искусства и есть тот самый верный путь анализа художественного произведения, на который нацеливает программа  Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.

.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения. Так, учитывая содержание авторской программы под редакцией  Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого для 11 класса, творчество А.П. Чехова для изучения предусматривается в 11 классе. Поэтому часы рассматриваются не в 10 , а в 11 классе.

На изучение творчества А. П. Чехова отводится 9 часов. Количество часов и материал соответствуют примерной программе основного общего образования.

2. Цели и задачи курса

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в «Вестнике образования» в сентябре 2004г. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  Содержание курса  10 -11 класса, курса на историко–литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.  

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

   На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

II. Учебно-тематический план

ТЕМА

Количество часов

Домашнее сочинение

Классное сочинение

Для заучивания наизусть

1.

Введение

1

2.

Художественный мир А.П. Чехова

9

1

3.

Художественный мир русской прозы начала хх века. Обзор русской литературы первой половины хх века

1

4.

Художественный мир И.А. Бунина

4

1

5.

Художественный мир А.И. Куприна

2

1

6.

Художественный мир М. Горького

5

1

7.

Обзор зарубежной литературы хх века

4

8.

Художественный мир русской поэзии начала хх века

11

1

2

9.

Художественный мир А. Блока

7

1

2

10

И.Ф. Ного Пьеса «Шаман»

1

11

Художественный мир В.В. Маяковского

5

1

12

Художественный мир С. Есенина

5

1

1

13

Художественный мир М. Цветаевой

3

1

14

Художественный мир О. Э. Мандельштама

3

1

15

Художественный мир А.А. Ахматовой

5

1

1

16

Художественный мир Б.Л. Пастернака

4

1

17

Художественный мир М.А. Булгакова

6

1

18

Художественный мир А.П. Платонова

2

19

Художественный мир М.А. Шолохова

6

1

20

Литература второй половины хх века

18

1

3

Всего

102

7

3

14

III. Основное содержание примерной программы основного общего образования по литературе курса 11 класса (Базовый уровень)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Введение (1 час)

Русская литература хх века в контексте мировой культуры

           А. П. Чехов. Жизнь и творчество.(9 часов)

Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору(« О любви», «Крыжовник»)

Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Комедия «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

Литература первой половины хх века.

Обзор русской литературы первой половины хх века (1час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа  XIX  -ХХ вв.

           И. А. Бунин. Жизнь и творчество(4 часа)

Стихотворения: «Вечер», « Не устану воспевать вас, звезды!...», « Последний шмель».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору «Темные аллеи», « Легкое дыхание»

Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

           А. И. Куприн. Жизнь и творчество(2 часа)

Повесть «Гранатовый браслет»(Одно произведение по выбору.)

Сочинение по творчеству И.А. Бунина или А.И. Куприна

           М. Горький. Жизнь и творчество(5 часов)

Рассказ «Старуха Изергиль». (возможен выбор другого произведения)Романтизм ранних рассказов Горького

Пьеса «На дне».

Сочинение по творчеству М. Горького

Обзор зарубежной литературы первой половины хх века( 1 час)

Б. Шоу. Жизнь и творчество(обзор)(2часа)

Пьеса «Пигмалион»(возможен выбор другого произведения)

Г. Аполлинер(1час). Стихотворение «Мост Мирабо»(возможен выбор другого стих

отворения)

Обзор русской поэзии конца XIX  - начала  XX века(1 час)

Символизм. Истоки русского символизма(1 час).

В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор) (1 час)

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны».

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество(обзор)(1 час)

Стихотворения: « Я мечтою ловил уходящие тени…», « Безглагольность», « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

А. Белый. Жизнь и творчество(1 час)

Стихотворения «Русь», «Раздумье», «Родине».

Акмеизм. Истоки акмеизма (1час)

Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество(1 час).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Футуризм (1час)

И. Северянин. Жизнь и творчество (1час) Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог», « Двусмысленная слава».

В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор) (1час)

Стихотворения « Заклятие смехом», «Кузнечик», «Еще раз, еще раз…»

Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А.Клюева (1час)

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов»

Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века

А.А. Блок. Жизнь и творчество (7 часов)

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Скифы»,  «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,» О, весна без конца и без краю…», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

Поэма «Двенадцать».

Сочинение по творчеству А.А.Блока.

 И.Ф. Ного. Жизнь и творчество  Пьеса «Шаман» (1 час)

 В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «А вы могли бы?», « Нате!»,  «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

С.А. Есенин. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», « Русь», « Я покинул родимый дом», « О красном вечере задумалась дорога…», « Запели тесанные дроги…», « До свидания, друг мой, до свидания…».

Поэма « Анна Снегина»

Сочинение по творчеству С. А Есенина

  М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (3 часа)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Идешь, на меня похожий…», « Куст».

  О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество ( 3 часа)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль», « Адмиралтейство».

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Поэма «Реквием».

Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (4 часа)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», « Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (6 часов)

Роман «Мастер и Маргарита».

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

А. П. Платонов. Жизнь и творчество ( 2 часа)

Повесть « Котлован».

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (6 часов)

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

Литература второй половины хх века ( 18 часов)

Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. (2 часа)

Повесть «Старик и море».

Обзор русской литературы второй половины хх века (1 час)

 

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (2 часа)

Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», « Дробится рваный цоколь монумента», « О сущем».

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (2 часа)

«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество ( 2 часа)

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Роман «Архипелаг Гулаг» ( обзор).

В. М. Шукшин. Жизнь и творчество(1 час).

Рассказы « Верую!», «Алеша Бесконвойный»

В.В. Быков. Жизнь и творчество (1час)

Повесть « Сотников».

В.Г. Распутин. Жизнь и творчество (1 час)

Повесть « Прощание с Матерой».

Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: « Видения на холме», « Листья осенние»

Р. Гамзатов. Жизнь и творчество ( 1 час)

Стихотворения: « Журавли», « В горах джигиты ссорились, бывало…»

И.А. Бродский. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»

Б.Ш. Окуджава. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», « Живописцы»

Драматургия второй половины XX века (1 час)

А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

Произведение одного автора по выбору.

А.В. Вампилов. Жизнь и творчество.

Пьеса « Утиная охота».

 Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).

IV. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. образную природу словесного искусства
  2. содержание изученных литературных произведений
  3. основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
  4. определять род и жанр произведения
  5. сопоставлять литературные произведения
  6. выявлять авторскую позицию
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Используемая литература:

  1. Примерная программа МО РФ 2010г..
  2. Программа под редакцией  Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина,  2006 г. /, издательский дом «Дрофа»,   Москва, 2005.
  3. Учебник литературы «В мире русской литературы»  под редакцией Г.И.Беленького / М., Мнемозина,  2010 г. /.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс

В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,ко...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО АЛГЕБРЕ 8 КЛАСС

Требования к результатам обучения, критерии оценок...

Пояснительная записка по химии.9 класс

Пояснительная записка по химии 9 класс...

пояснительная записка к планированию (3 класс)

пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...

Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень

Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень, 6 часов....

Пояснительная записка и ктп 6 класс(2 часа)

Здесь размещены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 6 класса на 2 часа в неделю (ФГОС)...