Ответы на тесты по литературе (ГИА).
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Немного, но есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_na_testy_gia_litera.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Тест 1

Вариант 1

«Слово о полку Игореве»

Плач Ярославны

1.1.1.  Кто такая Ярославна? Кого олицетворяет она в «Слове о полку Игореве»?

         Образ Ярославны - это первый женский образ в древнерусской литературе . Он объединил в себе скорбь и мужество всех русских жен, матерей, дочерей Русской земли.

        Ярославна - это отчество жены князя Игоря Ефросиньи Ярославны, дочери Ярослава Галицкого, одного из самых могущественных русских князей.

        В «Слове о полку Игореве она олицетворяет всех русских жен, горюющих о своих мужьях. Об этом красноречиво говорит ее «плач».

1.1.2. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет слово «кукушка»: «…, кукушкой безвестной рано кукует. "Полечу, - говорит, - кукушкой по Дунаю…»

        В устной народной поэзии слово кукушка обозначало одинокую женщину, не имеющую семьи. Кукование кукушки в народе связывали с пророчеством долготы жизни. Называя себя кукушкой, Ярославна выражает свою горечь от разлуки с любимым мужем. Ярославны называет себя «безвестной кукушкой», подчеркивая свое одиночество.

1.1.3.  Какие средства художественной выразительности использует автор в «Плаче Ярославны»?

        Плач Ярославны очень близок к фольклору. В нем  используются  постоянные эпитеты  «светлое-тресветлое солнце», метафоры «засушило их муки», «в горести колчаны их закрепило». Ярославна обращается  силам природы: к солнцу, ветру, к  воде (Днепру). Риторические обращения сопровождаются междометиями и  восклицаниями: «О ветер, ветрило!», «Светлое и тресветлое солнце!», «О Днепр Словутич!».

        В плаче Ярославны используется троекратное повторение («Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая…»,  роднящее его с произведениями устного народного творчества.

        В речи Ярославны используются слова высокого стиля: «господин», «владыко», «лелеял». Она называет своего  мужа словом «лада», что в народной поэзии обозначало «возлюбленный».

1.1.4. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет плач Ярославны?

Ярославна олицетворяет в «Слове о полку Игореве» всех русских жен, на чью долю выпала горькая участь оплакивать своих мужей, нашедших безвременную смерть на поле боя. однако в этом произведении она надеется вернуть своего любимого. потому и обращается с надеждой ко всем силам природы. Кроме того, Ярославна  умоляет силы природы защитить не только ее мужа, но и его воинов: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?»

        Сила ее любви, сила ее гражданского чувства побеждают - и свершается чудо: князь Игорь возвращается из плена.

        Плач Ярославны можно рассматривать как  протест против войны, разрушений и жертв.


1.1.5. Сопоставьте перевод «Слова о полку Игореве» Н.Заболоцкого и дословный перевод, приведенный выше. Что объединяет эти переводы? Чем поэтический перевод отличается от дословного перевода?

          И дословный перевод плача Ярославны, и поэтический перевод Н.Заболоцкого основаны на народном поэтическом творчестве. В этих произведениях используются одни и те же образы ветра, солнца и Днепра, очень близки обращения к этим силам природы:

        "О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» (дословный перевод)

                — Что ты, ветер, злобно повеваешь,

                Что клубишь туманы у реки,

                Стрелы половецкие вздымаешь,

                Мечешь их на русские полки? (Н.Заболоцкий)

        Риторические вопросы также сближают эти отрывки.

В дословном переводе стрелы называются «хиновскими», а в поэтическом переводе - «половецкими». Это одно и то же название, только в дословном переводе оно записано на древнерусском языке, а у Заболоцкого - на русском.

        Однако есть и отличия между этими произведениями. В тексте Н.Заболоцкого картина намного шире той, которую представляет дословный перевод.

        В дословном переводе мы узнаем, что Ярославна «с утра плачет . А Н.Заболоцкий расширяет эту картину: «Лишь заря займется поутру».

        В дословном переводе не дается характеристики Ярославне, а Н.Заболоцкий использует эпитеты: «Ярославна, полная печали…» и «Ярославна молодая». Таким образом, можно видеть. что поэтический перевод более лиричный, в нем открыто выражается авторское отношение к героине.

Вариант 2

М.В.Ломоносов.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны, 1747 года»

1.2.1.  В чем заключаются характерные особенности оды как жанра на примере данного фрагмента?

        Ода - стихотворение восторженного характера в честь какого-либо знаменательного события или исторического лица.  «Ода на день восшествия…1847 года» относится к высокому стилю. В ней используются слова книжной лексики, старославянизмы: отрада, дерзают, злато, услаждаюсь. Старославянизмы помогают почувствовать торжественный слог стихотворения, чувство гордости за свою родину.

1.2.2. Какое достоинство императрицы подчеркивает М.В.Ломоносов?

        М.В.Ломоносов  восхищается красотой Елизаветы Петровны:

                Душа ее Зефира   тише

                И зрак  приятнее Рая.

         Ломоносов показывает не только красоту, но и щедрость Елизаветы Петровны: «…твои щедроты ободряют  Наш дух и к бегу устремляют…» Ломоносов отмечает ее стремление к миру.  Она «войне поставила конец».

        И все же основным достоинством императрицы автор называет  стремление видеть счастливым русский народ:

                Я Россов счастьем услаждаюсь,

                Я их спокойством не меняюсь,

                На целый запад и восток".

1.2.3. Какие темы нашли отражение в этой оде М.В.Ломоносова?

        В оде М.В.Ломоносова нашли отражение различные темы. Прежде всего, это тема Родины. Поэт говорит о славном прошлом России, о заслугах Петра I, который  «Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес».

        Находит отражение в оде и тема науки. Ломоносов пишет:        

                …Здесь в мире расширять науки

                Изволила Елисавет.

        В конце оды мы находим Гимн науке и напутствие молодому поколению:

                О ваши дни благословенны!

                Дерзайте ныне ободрены…

                

1.2.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в строках:

                Царей и царств земных отрада,

                Возлюбленная тишина…

         С какой целью Ломоносов использует это средство?

        В самом начале оды М.В. Ломоносов использует перифраз - троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

                Царей и царств земных отрада,

                Возлюбленная тишина…

        Что может быть более желанным, чем мир? Ломоносов называет мир «земной отрадой», «возлюбленной тишиной», «блаженством». Тема мира имеет непосредственное отношение в образу императрицы, которая « возвратила мир»,  положила конец войне с Швецией 174-1743 годов.

1.2.5. Сопоставьте оду Ломоносова «На день восшествия…» с одой Г.Р.Державина «Фелица».

          Найдите общие черты этих произведений.

        В литературе XVIII века было принято строгое следование требованиям классицизма. Произведениям высокого «штиля», к которому относится ода, свойственно обращение к высоким темам или историческим личностям и использование слов высокого, торжественного слога. Ее гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развернутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, ее, по выражению самого Ломоносова, "высокость и великолепие" послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII в.

        Оды Ломоносова  и Державина посвящены женщинам, сыгравшим значительную роль в истории России: Елизавете Петровне и Екатерине II.  "Фелица" Г.Р.Державина - гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II в то время как ода М.В.Ломоносова обращена не только к Елизавете Петровне, но и к России, к ее прошлому и будущему.

        Как Ломоносов, так и Державин использует слова торжественного слога, старославянизмы:  добродетель, препровождает, блаженство. Однако в оде Державина есть отступление от норм классицизма. Державин вводит в оду просторечные слов:

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой…

        Так Державин подчеркивал отличие императрицы от ее приближенных, которых в тексте называет «мурзами».

        Обеим одам свойственно включение комплиментов - лестных отзывов об императрицах. И.Ломоносов, и Державин показывали кротость императриц. Ломоносов пишет:

                Божественным устам приличен,

                Монархиня, сей кроткий глас…

        Державин также заостряет внимание на добродетелях Екатерины II. Как для Ломоносова, так и для Державина важно, чтобы заслугами императрицы процветала наша держава:

                Да дел твоих в потомстве звуки,

                     Как в небе звезды, возблестят.

Тест 2

Вариант 1

                        Баллада В.А. Жуковского «Светлана» 

1.2.1. Докажите принадлежность произведения В.А.Жуковского «Светлана» к жанру баллады.

        Баллада - это произведение романтического жанра. В ней жизнь героев представлена в противостоянии судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним. Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между реальным и потусторонним миром.

        В балладе создается романтическая обстановка: ночь, туман, « тускло светится луна», и героиня одна наедине со своими страхами и переживаниями.

        В балладе находят отражение  романтические образы и картины.  В «мёртвом молчанье» ночи были слышны тревожные звуки: жалобный крик «вестника полуночи» сверчка, зловещее карканье ворона.

        В балладе используется образ  «белоснежного голубка», который своими крылами защищает Светлану, как бы отвечая на её горячую молитву. В этом прослеживается романтическая идея баллады - любовь торжествует над смертью.

1.2.2. Какую роль в балладе играет вступление?

         В балладе "Светлана" Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа — в отличие от баллады "Людмила", являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера "Ленора". В "Светлане" поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

        В описании гадания  поэт использует просторечные слова: «раз в крещенский вечерок…», «башмачок», «ярый воск». Это придает национальный колорот картине гадания. По напевности, простоте эта часть баллады напоминает народные песни, в которых нашла отражение обрядовая поэзия:

                …Расстилали белый плат

                    И над чашей пели в лад

                     Песенки подблюдны.

1.2.3. Можно ли назвать образ Светланы в этой балладе романтическим образом? Почему вы так считаете?

        Светлану в балладе В.А.Жуковского можно назвать романтической героиней. Она молчалива и грустна. Ее окружает романтическая обстановка - ночь, туман, луна. Главное содержание ее жизни - любовь. Это чувство захватило её настолько,  что она ни о чем не может думать, как о своем милом:

                Как могу, подружки, петь?

                Милый друг далеко;

                Мне судьбина умереть

                В грусти одинокой.

            Одиночество, мысли о смерти, желание узнать «жребий свой» - все это соответствует романтическому характеру.

           Полная «тайной робости»  страха,  от которого она  «чуть... дышит», Светлана все же решается прибегнуть к гаданию.

1.2.4.  Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать его отношение к героине?

        Жуковский особой любовью и нежностью. Представляя героиню, он пишет:                         Молчалива и грустна

                     Милая Светлана.

        Эпитеты «молчалива и грустна» передают сочувствие поэта, а эпитет «милая» помогает не только увидеть приятную внешность девушки, но и почувствовать авторскую симпатию.

          Баллада завершается оптимистическим заключением:

                О! не знай сих страшных слов

                          Ты, моя Светлана…

        Обращение «моя Светлана» передает любовь автора к героине.

Для выполнения задания 1.5 дайте развернутый связный ответ (5-8 предложений).

Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на данный фрагмент или другие эпизоды произведения.

1.2.5. Прочитайте начало баллады В.А.Жуковского «Людмила» и сопоставьте с балладой «Светлана». Что объединяет баллады «Светлана» и «Людмила»?

        Баллады «Людмила « и «Светлана» объединяет сходство сюжета: и Людмила, и Светлана чувствуют свое одиночество, они грустят о своих возлюбленных, не могут думать ни о чем ином.  Действие в обеих балладах разворачивается на фоне романтического пейзажа: ночью за каждой из них приезжает жених и увозит с собой.        Обе героини в начале баллад мысленно обращаются к возлюбленным.

                Иль не вспомнишь обо мне?

                    Где, в какой ты стороне?

                    Где твоя обитель? («Светлана»)

                "Где ты, милый? Что с тобою?

                            С чужеземною красою,

                            Знать, в далекой стороне

                           Изменил, неверный, мне;

                            Иль безвременно могила

                            Светлый взор твой угасила". («Людмила»)

Без ответа остаются вопросы Светланы  и Людмилы. Неопределенность судьбы порождают уныние и мысли о смерти. Светлана говорит подружкам:

                 Милый друг далёко;

                     Мне судьбина умереть

                     В грусти одинокой.

И Людмила, предполагающая, что ее милый друг погиб на войне, говорит:

                    "Расступись, моя могила;

                    Гроб, откройся; полно жить;

                    Дважды сердцу не любить".

И в одном, и в другом произведении автор сочувствует героиням:

                О! не знай сих страшных слов

                          Ты, моя Светлана…( «Светлана»)

                       Где ж, Людмила, твой герой?

                            Где твоя, Людмила, радость?

                            Ах! прости, надежда-сладость! («Людмила»)

Различаются баллады концовкой: Людмила умирает, разделяя судьбу своего жениха, а к Светлане утром приезжает ее жених.

Вариант 2

Г.Р.Державин.

«РЕКА ВРЕМЕН В СВОЕМ СТРЕМЛЕНЬИ…»

1.2.1.  К какой лирике относится стихотворение Г.Р.Державина? Почему вы так считаете?

        Стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…» относится к философской лирике. В нем поэт заостряет внимание на проблеме жизни и смерти. Поэт размышляет о том, что в жизни нет ничего вечного. Он  с грустью утверждает, что даже творчество (лиры и трубы) подвержено забвению.

1.2.2. Какие образы  представлены в стихотворении?  

        Г.Р. Державин, размышляя о жизни человека, использует в стихотворении образ времени. Он называет его «рекой времен» и «жерлом вечности». Река, в которую нельзя ступить дважды, традиционно связывается с жизнью человека, быстро текущей и подчас непредсказуемой. Время неумолимо движется вперед, на смену одному поколению приходит другое. В этом и заключается смысл жизни.

1.2.3. Как вы понимаете выражение:  все «вечности жерлом пожрется»?

        Размышляя о времени, поэт приходит к мысли, что все, чем живет человек, рано или поздно закончится, «пожрется» «вечности жерлом». Слово «жерло» означает узкое и глубокое отверстие. Просторечное слово «пожрется» порождает образ жернова, перемалывающего зерна. Можно предположить, что поэт имеет в виду, что с течением времени ничего не остается от жизни настоящей, что все «канет в Лету».

        Известно, что это стихотворение Г.Р.Державин использовал в качестве эпиграфа к оде «Бог», в которой говорится, что только Бог «теченьем времени превечный».

1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

        В стихотворении Г.Р.Державина «Река времен в своем стремленьи…»  используются  метафоры: «река времен», «пропасть забвенья», «вечности жерлом пожрется»,  «общей не уйдет судьбы!» Все эти метафоры побуждают читателя подумать о том, что все, чем живет человек, временно, что перед смертью равны все: и простые люди, и цари.

        Большую роль в стихотворении играет звукопись. В нем чередуются твердые и мягкие напряженные звуки [р] и [р′]:    

                 [Р′]ека в[р′]емен в своем ст[р′]емленьи

                ……………………………………………..

                           На[ р]оды, ца[ р]ства и ца[р′]ей.

        Аллитерация на [р] и [р′]   дает возможность понять  авторскую мысль, что, что все в нашей жизни переменчиво.

        

1.2.5. Сопоставьте стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» со стихотворением «Водопад» Г.Р.Державина. Что объединяет эти стихотворения?

        Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» со стихотворением «Водопад» Г.Р.Державина объединяет высокий, торжественный слог. В стихотворении «Река времен в своем стремленьи…»  используются старославянизмы: стремленье, забвенье. И в стихотворении «Водопад» тоже есть старославянизмы: «сребра», «чрез поток», «рекою млечною». Высокий слог дает возможность ощутить значимость картин, представляемых поэтом.

        В этих стихотворениях мы можем увидеть один и те же образ реки. Однако в стихотворении «Река времен в своем стремленьи…»  река олицетворяет течение времени, а в стихотворении «Водопад» река имеет прямое значение перемещения воды: «…волны тихо льются, /Рекою млечною влекутся».

        Еще один образ объединяет эти стихотворения -  «жерло». В обоих стихотворениях он обозначает крайнюю точку. В стихотворении   «Река времен в своем стремленьи…»   это «жерло вечности», и  в стихотворении «Водопад» - всепоглощающая бездна:        

                О водопад! в твоем жерле

                       Все утопает в бездне, в мгле!

        Державину свойственно использование звукописи для передачи мира чувств. В обоих стихотворениях мы наблюдаем аллитерацию на [р] и [р′] :

                 Седая пена по б[р′]егам

                       Лежит буг[р]ами в деб[р′]ях темных… («Водопад»)

Следует отметить, что в стихотворении «Водопад» аллитерация позволяет услышать все звуки  бушующей стихии: и звон («алма[з]на» гора, бе[з]дна, бры[з]ги),  и рев ([р′]ев в лесу  

г[ р′]емит), и гром, и шипение ( «Шумит - и средь густого бора / Теряется в глуШи потом…»).

Тест 3

Вариант 1

А.С.Грибоедов. Горе от ума

(1-е явление 2-го действия)

1.1.1.  Определите главную мысль монолога Фамусова.  (Какую роль в этом фрагменте играет такая деталь, как календарь?)

        А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» рисует сатирический портрет Фамусова как представителя «высшего» света. В монологе, обращенном к слуге, Фамусов обнаруживает пустое времяпрепровождение дворян. Такая деталь, как календарь, помогает нам представить образ жизни людей фамусовского круга: обеды, похороны, крестины…

        

1.1.2.  О чем свидетельствуют следующие строки:

                     Куда как чуден создан свет!

                     Пофилософствуй, ум вскружится;

                     То бережешься, то обед:

                     Ешь три часа, а в три дни не сварится!

        Эти строки монолога Фамусова выражают авторское осуждение образа жизни дворян, которые, не имея высокой цели, дорожат зваными обедами:

                … К Прасковье Федоровне в дом

                 Во вторник зван я на форели.

        В приведенном отрывке слова «ешь три часа, а в три дни не сварится» напоминают нам о жизни героя рассказа А.С.Пушкина «Дубровский» Троекурова, который часто страдал от обжорства.

        Сатирическое отношение Грибоедова к Фамусову выражается в том, что Фамусов восхищается жизнью, которую ведет светское общество:

                Куда как чуден создан свет!

                     Пофилософствуй, ум вскружится…

            Не о предназначении человека «философствует» Фамусов, а об обедах, которые составляют для него и для людей его круга смысл жизни.

1.1.3.  Что Фамусов называет похвальным в жизни Кузьмы Петровича?

        Вспоминая о Кузьме Петровиче, Фамусов заостряет внимание на том, что он оставил «по себе» память «житьем похвальным»:

                …С ключом, и сыну ключ умел доставить;

                Богат, и на богатой был женат…

        Для людей фамусовского круга основным в жизни было достижение почестей и богатства. Фамусов с почтением говорит о Кузьме Петровиче: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Употребление множественного падежа вместо единственного (синекдоха) позволяет дать обобщенную картину жизни московской знати.

1.1.4.  Как называются в литературоведении такие персонажи, как Кузьма Петрович? Приведите примеры других подобных персонажей из комедии «Горе от ума»

        В драматическом произведении, помимо действующих лиц, вводятся внесценические персонажи. Они используются для того, чтобы расширить круг действующих лиц и представить обобщенную картину жизни. Например, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», кроме Кузьмы Петровича, звучат имена Максима Петровича, Татьяны Юрьевны и других представителей московской знати.

1.1.5. Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», обращенный к Чацкому. Сопоставьте его с монологом Фамусова, обращенном к Петрушке. Что их объединяет?

        Фамусов в своих монологах раскрывает идеал человека светского общества на примере Кузьмы Петровича (монолог, обращенный к Петрушке) и Максима Петровича (монолог, обращенный к Чацкому):

                …Максим Петрович: он не то на серебре,

                     На золоте едал; сто человек к услугам;

                     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…

        Так же, как и в монологе, обращенном к Петрушке, в этом молологе Фамусов восхищается людьми, достигшими высокого положения в обществе, преклоняется перед их памятью, даже создается мнение, что он им немного завидует.

                Кто слышит при дворе приветливое слово?

                Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

                Максим Петрович! Шутка!

                В чины выводит кто и пенсии дает?

                Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, - нутка!

        В коротком отрывке Фамусов трижды с восхищением произносит имя Максима Петровича. В  монологе, обращенном к Петрушке, также  используются  восклицания, чтобы показать особое уважение Фамусова  к тому, кто  для него является идеалом:

                Кузьма Петрович! Мир ему!

        Авторитет таких людей, как Максим Петрович и Кузьма Петрович, для Фамусова и людей его круга непререкаем.

Вариант 2

Г.Р.Державин.  «Памятник»

1.2.1.  Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

         В стихотворении Г.Р.Державина «Памятник» раскрывается тема поэта и поэзии. Мысль о бессмертии в творчестве Державина находили отражение неоднократно. Когда поэт воспевал Екатерину II, он писал:

                Превознесу тебя, прославлю,

                Тобой бессмертен буду сам!

        В стихотворении «Памятник» Державин утверждает, что своими трудами «знак бессмертия себе воздвигнул». Он уверенно пишет:

                Слух пройдет обо мне от белых вод до Черных,

                     Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…

        Поэт выражает гордость за «славянов род», который не будет забыт в веках. Он видит свое бессмертие в том, что служил своему народу, и поэтому останется в памяти потомков.

1.2.2.  Раскройте смысл названия этого стихотворения.

        Стихотворение Г.Р.Державина  «Памятник» является подражанием римскому поэту Квинту Горацию Флакку, создавшему  оду «К Мельпомене». (Мельпомена - муза-покровительница высокой поэзии). Точный перевод этого стихотворения Горация сделал М.В.Ломоносов и поместил в своей «Риторике». В переводе Ломоносова первая строка звучит так:

        Я знак бессмертия себе воздвигнул…

Название стихотворения Г.Р.Державина  «Памятник» восходит к слову «память» -  «знак бессмертия» (по Ломоносову). Державин ведет речь в стихотворении о том, что благодаря своему творчеству он останется в памяти потомков.

1.2.3. Поясните, что вы видите за строками стихотворения:

                Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

                     О добродетелях Фелицы возгласить,

                     В сердечной простоте беседовать о боге

                     И истину царям с улыбкой говорить.

        В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин впервые в русской поэзии заговорил о своем поэтическом бессмертии. Поэт подводит итог своего поэтического творчества.

Одним из лучших произведений Державину по праву считают «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице», в которой он «дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить» самым простым языком выразил свое восхищение Екатериной II.

        Другим замечательным произведением Г.Р.Державина стала его ода «Бог», в которой он  очень образно раскрыл свое отношение к Творцу:

                О ты, пространством бесконечный,

                       Живый в движеньи вещества,

                       Теченьем времени превечный,

                       Без лиц, в трех лицах божества!

        В стихотворении «Памятник» Державин пишет о том, что «истину царям с улыбкой» говорил. Возможно, поэт имел в виду свою оду «Фелица». Ведь комплиментарность в адрес Фелицы есть не что иное, как желание таковой видеть императрицу.

1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

        В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин широко использует эпитеты (памятник  «чудесный, вечный», гром  «быстротечный», « в народах неисчетных», «в забавном русском слоге»,  «заслугой справедливой»). Эти эпитеты помогают поэту ярче выразить свое отношение к поэзии.

        В стихотворении используются также развернутые метафоры и олицетворения:

                     Так! - весь я не умру: но часть меня большая,

                     От тлена убежав, по смерти станет жить.

                     И слава возрастет моя, не увядая,

                     Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

Автор утверждает, что бессмертие поэта в бессмертных его произведениях.

        Заключительная строфа стихотворения - обращение к Музе. В этой строфе поэт использует олицетворения:

                     О Муза! возгордись заслугой справедливой,

                     И презрит кто тебя, сама тех презирай;

                     Непринужденною рукой, неторопливой,

                     Чело твое зарей бессмертия венчай.

Так  Державин выражает мысль о том, что поэт не должен зависеть от мнения  тех, кто не понимает смысла поэзии. Он должен быть верен самому себе. Эту мысль спустя сорок лет повторит  А.С.Пушкин в своем стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

1.2.5. Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» со стихотворением Г.Р.Державина «Памятник»

        Стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» и стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» представляют собой перевод оды «К Мельпомене» римского поэта Горация. Однако точным переводом этой  оды является стихотворение Ломоносова, который в точности воспроизвел в своем переводе реалии римской культуры:

                Пока великий Рим владеет светом.

                   Где быстрыми шумит струями Авфид,

                  Где Давнус царствовал в простом народе,

                   Отечество мое молчать не будет…

Авфид - река в южной Италии.

Давнус - легендарный царь Апулеи, римской провинции, где родился поэт Гораций.

        Ломоносов использует в своем стихотворении и другие понятия, связанные с поэзией Горация:

Аквилон - северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Алцейская лира - символ древнегреческой поэзии.

Дельфийский лавр - - относящихся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона.

        Г.Р.Державин же в своем переводе употребляет русские географические названия: Волга, Дон, Нева,  Урал. Он пишет о славянском роде. Поэтому можно сделать вывод о том, что стихотворение Г.Р.Державина лишь по форме близко к стихотворению Горация и Ломоносова.

        Державин впервые в литературе выразил мысль о бессмертии своих творений:

…Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

 Как из безвестности я тем известен стал…        

        Обращение к музе, приносящей славу поэту, есть и у Ломоносова, и у Державина:

                Взгордися праведной заслугой, муза,

          И увенчай главу Дельфийским лавром. (Ломоносов)

        О Муза! возгордись заслугой справедливой…  (Державин)

 Но Державин высказал мысль о независимости поэта и его творчества:

                О Муза! возгордись заслугой справедливой,

                 И презрит кто тебя, сама тех презирай;

       Непринужденною рукой, неторопливой,

    Чело твое зарей бессмертия венчай.

Тест 4

Вариант 1

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

(2-е явление 2-го действия) и выполните задания

1.1.1.  Какую роль в монологе  Фамусова  играют слова: «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему», «Вы, нынешние»?

        В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов освещает проблему противоречий между старым и новым поколением. Фамусов видит, что молодое поколение не стремится продолжать традиции, заведенные «исстари». Вот почему в его монологе звучат слова : «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему».

        Себя и людей своего круга Фамусов называет «мы», восхищается умением  их «отцов» на примере Максима Петровича добиться уважения «при дворе». К молодому поколению Фамусов относится скептически: «Вы, нынешние, - нутка!»

 1.1.2.  За что Фамусов уважает Максима Петровича?

        Для Фамусова люди, подобные Максиму Петровичу, - пример достойный подражания. Осуждая гордость молодого поколения («все вы гордецы»), Фамусов говорит о том, каких высот  достиг Максим Петрович:

                                …он не то на серебре,

                    На золоте едал; сто человек к услугам…

        Фамусов с гордостью говорит о том, что дядя «пред всеми знал почет», что от него зависели судьбы многих людей. Он даже забывает, что дядя покойник, когда восхищенно рассказывает о нем как о живущем:

                В чины выводит кто и пенсии дает?

                     Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, - нутка!

1.1.3. Почему Фамусов обращается к Чацкому, используя формы множественного числа?

        В лице Чацкого Фамусов видит молодое поколение людей, живущих не по заведенным традициям, а по-своему. Фамусов пренебрежительное называет молодое поколение «гордецами» и считает нужным внушить ему необходимость жить так, как жили «их отцы».

        На протяжении всего монолога Фамусов использует формы множественного числа, говоря не только о молодежи («все вы гордецы», «как по-вашему», «вы, нынешние»),  но и о своем поколении («мы, например», «по-нашему»). Таким образом подчеркивается мысль о том, что конфликт между поколениями является не личной, а общественной проблемой.

1.1.4.  Найдите в  монологе Фамусова риторические вопросы и риторические восклицания. Укажите их роль.

        Фамусов в приведенном монологе считает необходимым дать наставление молодым людям, подобным Чацкому, не умеющим жить так, как жили «старшие».

С этой целью в монологе используются риторические вопросы: «Спросили бы, как делали отцы?»,  «Изволили смеяться; как же он?», «А? как по вашему?»

        Фамусов выражает в своем монологе восхищение людьми, достигшими общественного признания и уважения, поэтому в его речи используются риторические восклицания: «Максим Петрович! Шутка!», «Максим Петрович! Да!»

        В то же время и для нравоучения, и для выражения своего отношения к Максиму Петровичу Фамусов использует одновременно и риторические вопросы, и риторические восклицания:  

                     Кто слышит при дворе приветливое слово?

                     Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

                     Максим Петрович! Шутка!

Подобные примеры показывают уверенность Фамусова в правильности его жизненной позиции.        

1.1.5. Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…» и сопоставьте его с монологом  Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!. Что объединяет эти монологи?

         

     Фамусов и Чацкий - представители разных поколений, у них различное отношение к жизни. Оба они умны и понимают, что являются выразителями разных идеологий. Фамусов консервативно настроен против каких бы то ни было преобразований в обществе, а Чацкий представляет интересы молодых дворян, которые не могут мириться с пережитками прошлого. Оба они касаются одной и той  же темы: «век нынешний и век минувший».

        Для Фамусова не существует иного пути, чем продолжать традиции «отцов», именно поэтому он приводит в пример жизнь его дяди максима Петровича.

        Чацкому ненавистен старый образ жизни. Он называет минувший век «прямым» веком «покорности и страха».

        Если Фамусов восхищен тем, как жил Максим Петрович и считает, что подобострастие по отношению к высокопоставленным лицам не является отрицательной чертой, то Чацкий осуждает это подобострастие, называя людей, подобных Максиму Максимычу «охотниками поподличать везде». А Фамусов, в свою очередь,  называет дядюшку человеком смышленым, который «упал … больно, встал здорово» и потому «знал при дворе почет». Называя новое поколение «нынешними», Фамусов осуждает его неумение жить.

        Чацкий же подвергает осмеянию подобный путь к благополучной жизни:

                А сверстничек, а старичок

                     Иной, глядя на тот скачок,

                     И разрушаясь в ветхой коже,

                     Чай приговаривал: "Ax! если бы мне тоже!"

        Конечно, Чацкий выражает передовые идеи начала XIX века, но он не знает жизни, в отличие от Фамусова. Чацкий ошибается, говоря: «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…» Чацкий недооценивает силы «века минувшего», потому и испытывает «мильон терзаний» после объявления его сумасшедшим.

Вариант 2

                                        В.А.Жуковский. Элегия «Море»

1.2.1. В чем заключаются особенности элегии как жанра лирического стихотворения? Раскройте их на примере стихотворения В.А.Жуковского «Море».

        Элегия  - стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени. Элегия обычно проникнута романтическим настроением, романтическими образами. За реальными предметами и явлениями у романтиков скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. В стихотворении В.А.Жуковского «Море» представлен основной образ моря  в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Для лирического героя оно проникнуто какой-то тайной: « Открой мне глубокую тайну твою».

1.2.2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба?

        Образы моря и неба взаимно дополняют друг друга. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. Чувствуется гармония   в природе. Жуковский пишет о море:

                Вечерним и утренним светом горишь,

                     Ласкаешь его облака золотые

В бурю море неспокойно, оно рвется, воет, терзает « враждебную мглу, и тучи уходят.

Единение моря и небо показано в заключительных строках:

     И сладостный блеск возвращенных небес

  Не вовсе тебе тишину возвращает;

1.2.3. Каким предстает перед нами лирический герой стихотворения В.А.Жуковского «Море»?

        Лирический герой стихотворения В.А.Жуковского «Море» близок к природе. Его привлекает могущество и загадочность моря. Для лирического героя море как живое существо.  На это указывают олицетворения:

     Стою очарован над бездной твоей.

     Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

     Тревожною думой наполнено ты.

1.2.4. Какие лексические средства выразительности помогают  автору передать состояние лирического героя в этом стихотворении?

        Состояние лирического героя поэт передает через описание морского пейзажа. Стихотворение представляет собой элегию. Четырехстопный амфибрахий в белых (нерифмованных) стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Рефрен (строки, повторяющиеся как припев в песне) «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. В описании бури поэт использует аллитерацию, т. е. умело группирует одинаковые или сходные согласные звуки [з], [р] и  [р'], [ш]: « безмолвное», «лазурное»,  «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…»

        При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Море представляется  живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда — метафоры, метафорические сравнения, олицетворения: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт использует риторические вопросы, обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»

        Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Образу моря сопутствует образ неба. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».

1.2.5. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»?

         В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» так же, как и в элегии В.А.Жуковского «Море» центральным образом является образ моря. Но Тютчев заостряет внимание на ночном пейзаже, причем,  как и у Жуковского, у Тютчева море  переменчиво:

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

        В обоих стихотворениях поэты выражают восхищение морем:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном! (Тютчев)

        Оба поэта используют высокий слог, торжественный стиль в описании красок моря: у Жуковского море «лазурное», оно льется «светозарной лазурью, у Тютчева  море «лучезарно», оно «блещет» под сиянием луны.

        Лирический герой Жуковского  и Тютчева одушевляет морскую стихию, на что указывают олицетворения: «ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты» (у Жуковского),  «словно живое, Ходит, и дышит»  ( у Тютчева).

        Оба поэта широко используют звукопись в описании моря. У Тютчева, как и у Жуковского наблюдается аллитератция на [з], [p]

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

Как и Жуковский, Тютчев использует риторические вопросы «Чей это праздник так празднуешь ты?» и восклицания «Как хорошо ты в безлюдье ночном!»

        Оба поэта передают восхищение необузданной стихией и испытывают перед ней робость и растерянность:

                         Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)

Весь, как во сне, я потерян стою

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...  (Тютчев)

Тест 5

Вариант 1

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…»

1.1.1. В представленном монологе Фамусова раскрывается неписаные «законы» светского общества. Сформулируйте эти законы.

        В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» раскрываются типичные черты жизни высшего дворянского общества. Фамусов является представителем этого общества. В своем монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…» он освещает основные принципы жизни дворян, у которых «а все свои законы есть».

        Прежде всего, они гордились дворянством и дорожили  тем, что свой титул могут передать по наследству, ведь  «по отцу и сыну честь». В дворянском обществе человека оценивали по степени его богатства:

                     … Будь плохенький, да если наберется

                     Душ тысячки две родовых, -

                     Тот и жених.

        Фамусов говорит о том. что в их обществе принимают всех «званных и незванных, особенно из иностранных…». Человека оценивают по богатству и знатности, а не по высоким нравственным качествам:

                    Хоть честный человек, хоть нет,

                     Для нас равнёхонько, про всех готов обед.

        Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.

1.1.2. Как Фамусов относится к молодежи? Почему вы так считаете?

        Поскольку этот монолог  обращен к полковнику Скалозубу, Фамусов настроен благодушно. Фамусов показывает, что не всегда бывает доволен молодым поколением. На это указывает метафора «журим». Однако он с нежностью говорит о детях и внуках, восхищаясь их умом:

                Журим мы их, а если разберешь, -

                     В пятнадцать лет учителей научат!

        

1.1.3. Как характеризует  Фамусова его отношение к женской половине светского общества?

        Фамусов в присутствии Скалозуба поддерживает светскую беседу. Мы не увидим искреннего его отношения к женщинам.  Фамусов говорит неодобрительно о том, что они могут восстать общим бунтом»,  но в то же время признает, что роль женщин в светском обществе значима:

                     Скомандовать велите перед фрунтом!

                     Присутствовать пошлите их в Сенат!

Однако это только красивые слова! И все же Фамусов с уважением называет наиболее известные имена

                    Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

                     Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

                     А дочек кто видал, всяк голову повесь...

             Он хочет выдать Софью замуж за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы», и потому  называет дочерей патриотками за их интерес к военным.    

     

1.1.4. Какое средства художественной выразительности использует Грибоедов в строках:

            …у нас уж исстари ведется,

     Что по отцу и сыну честь;

     Будь плохенький, да если наберется

     Душ тысячки две родовых, -

     Тот и жених.

     Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

     Пускай себе разумником слыви,

     А в семью не включат. На нас не подиви.

     Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

        В этом отрывке используются метафоры «исстари ведется», «наберется душ тысячки две родовых», «надутый всяким чванством», чтобы показать, за что человека ценят в  дворянском обществе.

        Фамусов использует просторечные слова «разумником», «хоть прытче будь», «на нас не подиви», чтобы показать, что дворяне не терпят людей умных,  у которых нет богатства.

        «А в семью не включат». О какой         семье может идти речь? Конечно, о дворянском обществе, где гордятся своим происхождением и богатством. Значит, слова дворянство и «семью» с ударением на первом слоге можно рассматривать как контекстные синонимы.

1.1.5. Прочитайте диалог Чацкого и Молчалина. Что в репликах Молчалина созвучно мыслям, высказанным Фамусовым в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…

        В репликах Молчалина мы видим подтверждение мысли Фамусова о том, что женщины играют немаловажную роль в  жизни дворянского общества. Фамусов  говорил Скалозубу:

                     Скомандовать велите перед фрунтом!

                     Присутствовать пошлите их в Сенат!

                Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

                     Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна

        Молчалин, поучая Чацкого, тоже называет имя Татьяны Юрьевны -  очень влиятельной женщины в высшем обществе, потому что

                Чиновные и должностные -

                     Все ей друзья и все родные…

        В монологе Фамусова звучит восхищение Москвой:

                Решительно скажу: едва

                     Другая сыщется столица, как Москва.

И в реплике Молчалина раскрывается восхищение той жизнью, которую ведут в Москве дворяне:

                Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

                     И награжденья брать и весело пожить?

        Весь смысл жизни дворян сводится к тому, чтобы продвигаться по служебной лестнице с помощью «нужных людей».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на тесты по педагогике

Учителя в курсе того, как тяжело искать  и учить вопрсы на аттестацию, если нет ответов в тестовой форме. Я предлагаю варианты ответов. Буду рада если кому-то мой материал поможет....

лист ответов на тест

лист ответов служит для экономии бумаги. Простое заполнение: необходимо написать изучаемую тему. Вариант, фамилию и имя, а также ответы на тест заполняет сам ученик....

Тест по литературе для 7 класса по теме: "Былины" с ответами

Материал содержит тестовые задания с выбором ответа, рассчитан на 10-15 минут урока...

Тест по литературе для 7 класса с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

Тест по литературе для 7 класса  с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»...

Итоговый тест по литературе 5 класс 1 четверть (с ответами)

Итоговый тест по литературе 5 класс 1 четверть (с ответами)...