Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тишкина Мария Андреевна

 Цель урока:

  • обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

 Урок-игра   в 5-м классе по басням И.А. Крылова

 Цель урока: 

  1. обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  2. проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие: 

  1. развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  2. формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  1. воспитание культуры работы в группе;
  2. воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование: доска, мел, магниты, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока

       1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры  

      2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».  

      Для проведения игры класс делится на 2 команды.  

Ход игры

      Описание конкурсов.

      Конкурс «Найди пару»

      Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

      Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

      Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

   Время выполнения – 3 минуты.

   Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

    Например:

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

    Конкурс «Мораль сей басни такова…»

   Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

   Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

 

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

 

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

    Время выполнения – 5 минут.

    Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

    Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

    Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.

   Примерное время – 10 минут.

   Оценивание по 5-балльной шкале.

   «Конкурс Знатоков».

    Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

   Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

   Время выполнения – 5 минут.

  Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

   Например:

   Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

  Для команды № 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!

   Конкурс «Блиц-турнир»

   Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

   Время выполнения – 5 минут.

   Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

  Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

  Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

  В басне используются:

  1. диалог;
  2. просторечная лексика;
  3. особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

 Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

 Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.). 

3.  После подведения итогов игры  учитель обращается к строкам П.Вяземского:

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.

Детям задаются вопросы:
- Как вы понимаете строки?
- Согласны ли вы с автором?

- Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

  Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по литературе для 5 класса "Мир басен И. Крылова"

Урок систематизирует полученные знания о баснях И.Крылова, а игровая форма лучше помогает усвоить и закрепить материал....

План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)

План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...

Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"

Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...

Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...