Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
план-конспект по литературе

Лазутчикова Татьяна Вениаминовна

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.

Задачи:

1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  сведений об И.А. Крылове и его баснях в игровой увлекательной форме.

2. Развивающие: развитие творческих и актерских способностей обучающихся, навыка выразительного чтения, умения находить в басне мораль, делать выводы, развите способности рассуждать.

3.Воспитательные: воспитание интереса к чтению, положительных черт личности, понимания истинных нрвственных ценностей, накапливание жизненного опыта, воспитание доброго отношения к людям.

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

- воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

- проверка знания текстов изученных басен Крылова;

- развитие умения отличать басню от рассказана;

- проверка освоения учащимися знаний о басне как жанре литературы;

- совершенствование навыков выразительного чтения басен, обучение элементам театрализации.

Метапредметные:

- развитие речи и творческого мышления;

- формирование коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropr_kryl.docx78.6 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №13 п. Черёмухи

        Мартыновского района Ростовской области        

https://documents.infourok.ru/a3ea8552-a989-4ee1-ba07-aee3312832de/0/image001.jpg

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка      и       литературы

для обучающихся 5-9 классов

«Мудрые басни

Ивана Андреевича

Крылова»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи

Лазутчикова Татьяна Вениаминовна

2023-2024 уч.год

2 февраля 2024 г.

Внеклассное мероприятие «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»


https://documents.infourok.ru/d6daa42a-8f13-4f30-a977-091056b9bc53/0/image001.gif

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен. 

Задачи:

1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  сведений об И.А. Крылове и его баснях в игровой увлекательной форме.

2. Развивающие: развитие творческих и актерских способностей обучающихся, навыка выразительного чтения, умения находить в басне мораль, делать выводы, развите способности рассуждать.

3.Воспитательные: воспитание интереса к чтению, положительных черт личности, понимания истинных нрвственных ценностей, накапливание жизненного опыта, воспитание доброго отношения к людям.

Планируемые образовательные результаты 

Личностные:

- умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

- воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

- проверка знания текстов изученных басен Крылова;

- развитие умения отличать басню от рассказана;

- проверка освоения учащимися знаний о басне как жанре литературы;

- совершенствование навыков выразительного чтения басен, обучение элементам театрализации.

Метапредметные:

- развитие речи и творческого мышления;

- формирование коммуникативной компетентности.

Форма внеклассного мероприятия: игра.

Методы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, стенд с детскими рисунками «Иллюстрируем басни Крылова», выставка книг «Рецепты дедушки И.А. Крылова»

Поэт и мудрец слились в нем воедино

                                                                                                                 Н.В.Гоголь

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка

Чтец (Климентьева Кристтина):

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

 Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим всё сильней.

 Со школьной парты с ними мы сживались,

 В те дни букварь постигшие едва,

 И в памяти навеки оставались

 Крылатые крыловские слова.

 Сокровищница мудрости народной

 В них людям открывалась до конца,

 И голос их прямой и благородный

 К добру и правде призывал сердца.

 Всё знал и видел ум певца пытливый,

 Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью новой и счастливой

 Народ его и родина его.        

1.Мотивация и самоопределение  к деятельности.

Учитель:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть  вас! Пусть эта встреча принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

II. Вводная часть

                                                                                                                                Слайд 1 

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник скульптора Клодта-сидит пожилой человек, держит в руках раскрытую книгу, будто   он  присел отдохнуть и задумался. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике разместились различные животные: здесь выглядывает лисица, там – мартышка вертит в руках очки, а это злой волк взирает на беззащитного ягнёнка… Догадались, кому поставлен памятник? (Ответ: И.А. Крылову) 

Ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов! Слайд 2 

- Что вы знаете об этом человеке?         ( русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, статский советник, член Императорской Академии наук.)  Слайд 3 

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели. Сообщение темы внеклассного мероприятия.

   «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца,  выразив     этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков  басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений  читателей. «Книгой   мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские  басни, в которых, как в бес-ценной сокровищнице, сохраняется народная  мудрость пословиц и поговорок, богат- ство и красота русской речи. Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый  сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт,  остроумный автор весе-лых и злых комедий  таков Крылов  писатель конца  XVIII века

В.Г. Белинский так говорил о Крылове: “Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым”.

«Поэт и мудрец слились с ним воедино», - писал Н.В. Гоголь.

А сам Крылов о себе говорил: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.

Сегодня мы подведем итог большой работы, которую вы провели, готовясь к юбилею И.А. Крылова.

13 февраля (по старому стилю 2 февраля этого года исполняется 255 лет со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. И хотя этого человека давно нет с нами, все в нашей стране и взрослые, и дети помнят о нём, читают и слушают его произведения.

 В чем мудрость басен Крылова?  Почему басни Крылова интересно читать в наши дни?  Могут ли они сегодня кого-нибудь научить правильным поступкам и поведению? На эти вопросы  мы будем искать ответы. 

И сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир – мир басен  Ивана Андреевича Крылова. Устраивайтесь поудобнее и давайте вместе начнем эту встречу с прекрасным – с литературой.

IV. Основная часть

Звучит русская народная музыка (балалайка)

Выходит Крылов (Забоев Руслан)

Все артисты  выбегают под музыку, становятся в разных позах.

В центре –Крылов

Громко говорят по очереди:

-Иван

-Андреевич

-Крылов.

-Басни.

-Басни?

-Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова!!! -все.                         Слайд 4

Убегают под музыку за кулисы все, кроме Крылова.

Крылов. Здравствуйте, ребята! Как я рад нашей встрече.        

Внучка. Здравствуйте, дедушка! Дедушка, а ребята неслучайно к тебе в гости пришли. Они влюблены в твое творчество. Знают твои басни. Умело употребляют в своей речи многие выражения, ставшие пословицами. Дедушка, а правда, что у тебя очень много басен?

Крылов. Правда, правда, внученька. Литературоведы пытались намедни их сосчитать. Говорят, что более двухсот насчитали.

Внучка. Дедушка, а ребята твоими баснями, можно сказать, зачитываются. С ранних детских лет им полюбились герои твоих басен. С некоторыми из них ребята будто сдружились и легко их узнают! Не веришь? Доказать это очень просто. Присаживайся поудобнее и послушай наших ребят.

Крылов. Конечно, с большим удовольствием я выслушаю и ведущих, и всех желающих пообщаться со мной. Давненько я в кругу ребятишек не бывал.

Входят два  мальчика, толкают друг друга, спорят.

Мальчик 1. Здравствуйте, Иван Андреевич! Мы с Рашидом  поспорили, что Вам интереснее: концертная программа или викторина?

Крылов. Хороший вопрос. Когда не знаешь ни первого, ни второго, то подавайте оба блюда сразу. А там разберемся!

Внучка. Дедушка, опять ты со своим юмором! Мальчики, вы разве не слышали, что дедушке приятно всё, но сначала давайте проведем конкурс «Модный приговор»

Вспомним некоторые басни.   Может, где-то вы засмеётесь.…  А может, обнаружите там себя и  задумаетесь.

Крылов.

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только все не впрок

Но только всё не впрок.

Невеждам, неучам, лентяям, грубиянам

Хотим сегодня преподать урок.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова.

Их мудрая мораль жива века

Быть может, кто-то в них узнает друга.

Иль словно в зеркале увидит он себя.

Вот лучший мне подарок в день рожденья!

Друзья, порадуйте меня!

Звучит музыка «Модный приговор»

Выходит Кутюрье (Усманов Рамазан)

Крылов.-Вы кто?

Кутюрье -Я-кутюрье, человек из мира моды.

Мода, одежда, подиум, показ, модный приговор…

Крылов -Причем же тут мода? Речь ведь о моих баснях. Баснях Ивана Андреевича Крылова !

Кутюрье-Понимаете, господин Крылов, у вещей, как и у людей, своя жизнь, долгая или короткая, яркая или приглушенных тонов. Что-то устаревает ,что-то, наоборот, только входит в моду.

Ушли в прошлое кафтаны и салопчики, цилиндры и боливары…. Но нет-нет, да и всплывет старое в новом…Мода меняется,-стиль остается…

Крылов-Понятно-понятно…Вы хотите сказать, что мои басни, написанные больше двухсот лет назад, современны?

Кутюрье -К сожалению, пороки, которые Вы высмеиваете в них, не ушли в прошлое и  продолжают портить многих , в общем-то,  достаточно симпатичных персонажей. Да, Ваши басни  и сегодня- это модный приговор:

            Невежеству и глупости;

            Праздности и тщеславию;

             Жадности и жестокости;

             Лести  и чинопочитанию.

Крылов –«Уж сколько раз твердили миру!..»

                                Итак, басня «Ворона  и Лисица»

                       

 Басня «Ворона и Лисица»

Действующие лица:

Лиса -СайдуллаеваЗулейха;

Ворона – Санина Виктория;

Автор- Усманова Найля

Выходят Кутюрье и Крылов. Затем под музыку «Модного приговора» выходит Лиса, проходит медленно по залу, смотрится в зеркало.

Кутюрье -В этом образе сочетаются повсеместно распространенные, я бы сказал , будничная хитрость , лесть и удивительное обаяние, под которые попадают ...(выходит Ворона)  падкие на лесть простодушные натуры.

Наш модный приговор выносится

                             глупости и лести (открываются таблички) , герои убегают.

Крылов -Здорово! Посмотрим, что вы скажете о героях другой  басни

                       Басня «Стрекоза и Муравей»

            Басня  «Стрекоза и Муравей» 

Действующие лица:

Стрекоза – Шадманова Махпила;

 Муравей – Радостев Виктор

Автор- Решетников Семён

- Выходят Крылов и Кутюрье. Затем медленно под музыку «Модного приговора» проходит Муравей

Кутюрье С образом  классического благоразумия и трудолюбия Муравья не гармонируют черствость и жестокость, что делает образ в целом непривлекательным.

  Муравей отходит в сторону, вылетает Стрекоза

Кутюрье -Полупрозрачный, легкий, можно сказать, легкомысленный наряд этой модели подойдет для любого праздника и даже для бала. Но -таковы реалии жизни- в году будней намного больше, чем праздников. Модный приговор выносится

                   черствости и праздности.

Крылов – Дорогие зрители! Сегодняшний показ мы завершаем басней «Мартышка и очки».  Сейчас вашему вниманию будет представлена другая героиня –Мартышка, которую, как она считает, обманули люди, рассказав о чудодейственной силе очков.

                                               Басня «Мартышка и Очки»

Действующие лица:

СтрекозаМартышка – Шакирова Арзу;

 Автор- Усманова Найля

Мартышка под музыку проходит перед зрителями, замирает .

Кутюрье- Вся энергия этой модели, настойчивость в желании разгадать секрет обычных очков – вот в  этом шлейфе, а проще говоря, в хвосте .Экстравагантная деталь  костюма подчеркивает неординарность образа. И все-таки модный приговор выносится еще раз невежеству и глупости.

Великий модельер Коко Шанель говорила: «Всякая мода выходит из моды, стиль же- никогда».

Крылов -Пусть выйдут из моды пороки и недостатки, которым мы вынесли сегодня модный приговор, а признаком хорошего стиля будут добродетели:

 -трудолюбие,        

-честность,

 -ум,

-талант,

 -доброта,

 -чувство меры.

Кутюрье – И тогда образ каждого будет

  Все:                Совершенным!

Внучка: Дедушка, ребята хотят посоревноваться  в  знании известных басен, показать свою эрудицию, начитанность, активность, умение аргументировать,отстаивать свое мнение.

Крылов: Показать свою эрудцию, начитанность ? 

  Это прекрасно! Буду рад, что ребята хорошо знают мои басни.

Звучит музыка «Мы начинаем КВН»

1. Сообщение темы, целей.  

Учитель: Звучит знакомая мелодия, которую вы все, конечно, узнали.        

Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в игре  КВН по басням Ивана Андреевича Крылова. Команды  ждут забавные конкурсы. Ведь КВН  посвящён  нашей  литературе  –  она удивительная, интересная, увлекательная и совсем – совсем нескучная! 

- Да, проведём конкурсы, чтобы выявить лучшую команду – знатока басен Крылова. 

Разрешите мне на правах ведущего объявить: « Мы начинаем КВН».

 У меня сегодня есть помощница, которая будет помогать мне.

 По сцене важно вышагивает Ворона, держа в руках корзинку  с небольшими  кусоч-

ками сыра.

Как видите, наша Ворона не расстается со своим любимым сыром. Она снова нашла ему оригинальное применение: сегодня эти сырки будут нам вместо жетонов. За правильные ответы Ворона будет одаривать вас своими сырками.

Оценивать конкурсы  будет уважаемое ЖЮРИ!   (представить жюри !)

Предлагаю оценивать конкурсы по 5- балльной шкале

Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть, так сказать, своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.
В КВН участвуют 2 команды: «Муравьи» и «Стрекозы». Остальные ребята – болельщики, они будут помогать той команде, за которую болеют.

Встречаем игроков! 


I. Конкурс ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Команда «Муравьи». ( Усманов Рамазан, Шадманов Карим, Гафуров Рамиль, Дубров Савелий, Шадманов Рашид, Умаров Ридван)

Команда «Муравьи». 

Наш девиз:

Мы надежные ребята,

Мы трудяги - муравьи,

Любим басни мы читать –

Ведь хотим мы лучше стать!

Больше дела, меньше слов -

Только так у муравьёв!

Команда“Стрекозы”

Команда“Стрекозы”(Шакирова Арзу, Умарова Альбина, Усманова Айше, Усманова Найля, Шакирова Сабина, Ардельян Валерия)

Наш девиз :

К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки.

Сегодня мы, стрекозы.

Мы как муравьи трудяги.

Нам не страшны никакие преграды!

Учитель: Вот такие команды сегодня будут бороться за звание победителя нашей игры.

Итак, команды в сборе, болельщики готовы , жюри на месте. Начинаем игру.

II. Конкурс «Разминка» «Знатоки теории литературы»

 Учитель:

Каждой команде надо ответить на мои вопросы.

Очередность определим в результате быстрого ответа на следующие вопросы:

  1. Кто такой Эзоп? (Древнегреческий баснописец, раб)
  2. Каких известных баснописцев вы знаете?

Для I команды 

1.     Как называется стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного

                      характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, в котором действуют животные . а подразумеваются люди?/Басня/

  2. Как называется литературный прием, когда животных или неодушевленные

   предметы одушевляют, т.е. как люди они говорят, думают, чувствуют?

                                               /Олицетворение/

 3. Что такое «эзопов» язык? (приём иносказания скрытый, тайный, завуалированный язык- неясный, намеренно скрытый)

Для II команды

1.Как называются  начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?                        /Мораль/

2.Как называется литературный прием, когда под видом животных или неодушевленных объектов изображаются определенные лица или социальные явления?                                                /Аллегория/

 Работа  с текстом

Восстановите деформированный текст

Басня – это короткий ___________                , в котором действуют __________________________, а подразумеваются _______________.
В баснях высмеиваются
__________________ людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.

Басня всегда________________________________________________.

Она содержит _____________________________.

Басня – это короткий стихотворный рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.  В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.Она содержит  две части : основная часть и мораль  Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит нравоучение, поучение, мораль.

Игра для болельщиков называется "Путаница". 

Отгадайте, что здесь перепутано?

У. "Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

У. "Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".

Д. "Глазами".

У. «Чем девушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться»

Д. Надо: кумушек

III.Конкурс «Своя игра» 

1. Перед вами табло, на котором 7 разделов с разной тематикой, в которых представлены вопросы разной сложности, что отражено в их стоимости.

2. Команда самостоятельно выбирает тему и сложность. На раздумье дается не более 1 минуты.

3. Если команда, выбравшая вопрос, не отвечает на него или ответ неверный, то другая команда может дать свой ответ.

4. В случае отсутствия верных ответов со стороны обеих команд, в игру могут включиться зрители и подарить баллы той команде, за которую они болеют.

 5. Выбор вопросов, осуществляется командами по очереди. 

 В эом конкурсе принимают участи и болельщики.

IV Конкурс «Крылатые выражения»

Учитель: Одно из богатств русского языка – это крылатые выражения. Пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания – в общем,                    фразеологизмы.

Они придают нашей речи образность и красоту, делают нашу речь более живой и афористичной. Многие фразы из басен  стали крылатыми выражениями. Мы их часто произносим в определенных ситуациях, даже не задумываяь, что это слова из басен Крылова. 

Соедините крылатые  выражения.

Ты виноват уж тем …

так надобно уменье

А ларчик …

с ним была плутовка такова

Чтоб музыкантом быть …

как зима катит в глаза

Знать, она сильна …

на лад их дело не пойдет

Оглянуться не успела …

просто открывался

Хоть видит око …

да ест

Чем кумушек считать трудиться …

да зуб неймёт

А Васька слушает …

что лает на слона

А вы, друзья, как ни садитесь …

что хочется мне кушать

Когда в товарищах согласья нет …

всё в музыканты не годитесь

Сыр выпал …

не лучше ль на себя, кума, оборотиться


Конкурс для болельщиков «Надо подумать»

Афоризмы Крылова применительны к разным сторонам нашей жтизни.

Задача – подобрать крылатые выражения из басен И.А.Крылова для предложенных ситуаций. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

        Употребляется обычно шутливо, когда человек от переполнивших его эмоций не может произнести ни слова. («От радости в зобу дыханье спёрло». «Ворона и Лисица»)

        Это ироническое выражение произносят в тех случаях, когда хвалят другого,а тот в ответ хвалит первого.  («Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «Кукушка и Петух»)

  • Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
    (А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
  • Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    («Лебедь, Щука и Рак»)
  • Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим дело.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот).

V Конкурс капитанов

Я  предлагаю прочитать наизусть свою любимую басню

 Басню «Ларчик»  читает капитан команды « Муравьи»  Усманов Рамазан.

Басню «Осел и соловей» читает капитан команды « Стрекозы»  Шакирова Арзу

V Конкурс  «Центон из басен »

  1. Просмотрите текст, содержащий информацию о центоне, истории его возникновении. Выпишите определение центона, правила, по которым создавался центон.

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Центон - это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

  1. Внимательно прочитайте центон, составленный по басням И.А. Крылова. Определите, из каких басен взяты эти строки, назовите.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду… По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Проказница-Мартышка,

Осёл, Козёл да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

А проку на-волос нет в них.

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремиться.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ответ:

«Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Квартет»,»Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Лебедь, Щука и Рак»

Задания для болельщиков

1.Тест (устно)

1.     Куда Лебедь из басни “Лебедь, Щука и Рак” пытался увезти воз с поклажей?

а) в воду; б) в облака; в) на птичий двор; г) в другую страну.

2.     Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил её искать себе людские вспомогательные средства?

а) маразм; б) тугоухость; в) радикулит; г) слабое зрение.

3.     Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?

а) лесной; б) морской; в) рыбный; г) сырный.

4.     Куда попал волк в басне «Волк на псарне»?

а) в овчарню; б) в хлев; в) в переплет; г) на псарню.

5.     В чём провинился Ягнёнок, унесённый Волком в наказание в тёмный лес на расправу?

а) Ягнёнок съел годовой запас Волка.
б) Ягнёнок забодал Волка и его сородичей.
в) Ягнёнок хотел сшить себе шубу из шкуры Волка.
г)
Просто Волку хотелось есть.

6.     Каким образом Свинья пыталась погубить вековой дуб?

а) толкала ствол головой; б) подрывала корни;
в) пилила ствол пилой; г) вылила на корни яд.

7.     Как звали кота из басни “Кот и Повар”, который, несмотря на нравоучения Повара, уплёл всё жаркое?
А) Барсик; б) Мурзик; в)
Васька; г) Рыжик.

8.  Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
а) гипербола;
б) антитеза;
в) олицетворение.

 «Закончи крылатое выражение»

- Ты всё пело? Это дело …(Так поди же попляши)

- А вы ,друзья, как ни садитесь…(Всё в музыканты не годитесь)

- Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя, кума, оборотиться)

- У сильного всегда…( бессильный виноват)

- Кукушка хвалит Петуха…(За то, что хвалит он Кукушку)

- Когда в товарищах согласья нет… ( На лад их дело не пойдет)

Какими качествами наделены герои басен?

Хитрость – Лиса

Глупость – Мартышка

Упрямство – Осел

Злость – Волк

Трудолюбие – Муравей

Неуклюжесть – Медведь

Вопросы для болельщиков

Работа с пословицами.

а) К какой басне можно отнести эти пословицы?

— Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)

-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

— В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)

— Делу — время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

— Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)

— Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)

б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

— За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)

— Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)

— Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

VII КОНКУРС «Исследовательский» 

Уважаемые игроки, я предлагаю вам побывать сегодня в роли исследователей

Перед вами текст. Можно назвать его басней? Почему? 

Сформулируйте тезис вашего ответа.( 1.Это басня, потому что…. 2.Это не басня, а рассказ…).  

 Почему? ( нет аллегории,  у животного нет человеческих черт, человеческих поступков, нет морали,, автор не высмеивает своего героя.  Это не басня, а рассказ о животном, которого очень любит автор.)

         

                Кот.

Когда я вижу из окна, как пробирается в саду Васька, я кричу ему самым нежным голосом:

- Васенька!

И он в ответ, я знаю, тоже мне кричит, но я немного на ухо туг и не слышу, а только вижу, как после моего крика на его белой мордочке открывается розовый  рот.

 – Ва-сень-ка! – кричу ему.

 И догадываюсь, - он кричит мне:

- Сейчас иду.

И твёрдым прямым тигровым шагом направляется в дом. ( М. Пришвин)


Игра  в фанты для болельщиков

- Во времена Ивана Андреевича играли в фанты, и сам баснописец не раз был участником этой забавы.

Условие игры: со всех желающих собираются фанты, после ведущий выбирает три фанта, придумывает задание, и их владельцы выполняют желания:

1. Прочитывают выразительно басню наизусть (по выбору).

2. Сделать пантомиму к басне "Мартышка и очки".

3. Угадай из какой это басни.

4. Назови полностью басню:

«Зеркало и …», «Ворона и …»,

«Слон и …», «Лебедь, … и …».

VIII Составление синквейна со словом «Басня

Басня.

 Поучительная, мудрая.

 Рассказывает, учит, олицетворяет.

Заставляет задуматься о многом.

Жанр.

Басня.

Интересная, осмысленная.

 Рифмует, выражает, поясняет.

 Кладезь ценных знаний.

Произведение.

Басня.

Оригинальная, забавная.

 Создает, сравнивает, символизирует

Использует образные выражения

Рассказ.

Задания для болельщиков

Представьте, что некоторые из них написали обявление, догадайтесь, кому из героев басен они могут принадлежать.

Ищу учебник по првильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу. (Мартышка)

 Молодая симпатичная особа, котрая хорошо поет, срочно снимет теплую квартирудо весны. (стрекоза)

Срочно ищу мастера, который откроет захлопнувшуюся клетку. Попрошу не смеяться. (чиж).

Потеряла сыр, пока пела. Прошедшего просьба вернуть на ель. (Ворона).

Куплю зеркало, котрое не искажает изображение красивого лица. (Обезьяна)

Накануне громко лаяла, сорвала голос. Срочно куплю капли для горла.  (Моська)

IX КОНКУРС ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Команда «Муравьи» представляет басню «Крестьянин в беде»

Действующие лица:

Вор- Дубров Савелий

Крестьянин – Шадманов Карим

Соседи , кумовья- Шадманов Рашид, Гафуров Рамиль, Умаров Ридван

Автор- Усманов Рамазан

Команда «Стрекозы»

Действующие лица:

Первая Гусыня- Усманова Айше
Вторая Гусыня-
 Шакирова Сабина
Свинья-
 Ардельян Валерия
Кошка-
 Шакирова Динара

Ворона- Умарова Альбина

Подведение итогов

 Какой же вывод можно сделать?

В чем мудрость басен Крылова? 

Почему басни Крылова интересно читать в наши дни?  

Могут ли они сегодня кого-нибудь научить правильным поступкам?

Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие. Пусть всё, что мы сегодня услышали и увидели, оставит след в ваших душах. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И.А.Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.

Все участники праздника исполняют песню «Новая книжка»

Жюри оглашает результаты.

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

               Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)

(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения

quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения

Жизнь и труд первопечатника Ивана Фёдорова...