Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
    учебно-методический материал (5 класс) на тему

    Максименко Ирина Петровна

    Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Результаты фиксируются в маршрутном листе команды, а затем на основе него подводятся итоги игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 851

    Внеклассное мероприятие  

    в рамках Недели русского языка и литературы

    в  5 – 6  классах

    по теме

    «Игра-путешествие в мире слов»

                                         Проведено: 17 февраля 2014 года.

                                     Составил:  учитель русского языка и литературы                       Максименко Ирина Петровна.

    МОСКВА. 2014 год


    Памятка для сопровождающих команды

    1. Ознакомиться с расположением помещений. Найти маршрутный лист по указанной ссылке.
    2. Сопровождать команду согласно маршрутному листу.
    3. На каждой станции контролировать время — 10 минут.
    4. Через 5 минут после начала работы сообщать детям о времени.
    5. Последняя станция — рекреация второго этажа.

    Станции:

    1. «В мире вопросов и ответов».
    2. «В мире загадочных слов».
    3. «Сказочная».
    4. «В компании с архивариусом».
    5. «Исправления ошибок».

    Станция «В мире вопросов и ответов»

    Поэт Батюшков писал о Крылове: "Это человек - загадка, и великая!"

    А великий критик Белинский восхищенно заметил: "Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".

    Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

    1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

    (В Петербурге, в Летнем саду.)    

       

    1. Что означает слово "квартет"? (Музыкальное произведение для четырех инструментов.)

    1. Из каких басен взяты эти строки?

    а)        Да только воз и ныне там.

    ("Лебедь, Щука и Рак".)

       

    б) Не оставь меня, кум милый!
                  Дай ты мне собраться с силой,
                  И до вешних только дней
                  Прокорми и обогрей!

    ("Стрекоза и Муравей".)  

     

    в)        А вы, друзья, как ни садитесь,
                  Все в музыканты не годитесь.

    ("Квартет".)  

    г)        Вертит очками так и сяк:
               То к темю их прижмёт,
               То их на хвост нанижет,

      То их понюхает, то их полижет;

      Очки не действуют никак.

           ("Мартышка и очки".)  

       

    д)        У сильного всегда бессильный виноват:
                Тому в Истории мы тьму примеров           слышим,
                Но мы Истории не пишем.

    ( "Волк и Ягнёнок ".)  

    е)        Голубушка! Как хороша!

      Ну что за шейка, что за глазки!                       Рассказывать, так, право, сказки!

     ("Ворона и Лисица".)

    ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

    (А Васька слушает да ест.)        

    ("Кот и повар".)  

     

    з) Вот то-то мне и духу придаёт,
                 Что я совсем без драки,

        Могу попасть в большие забияки.

                      ("Слон и Моська".)  

     4. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Закончите фразу.        

    а) "Слона-то я … (и не приметил)"  

         б) "Кукушка хвалит Петуха,…(за то, что хвалит он Кукушку)";  

         в) "Когда в товарищах согласья нет,…(на лад их дело не пойдет)";

      г) "Да только воз и…(ныне там)";  

      д) "...рыльце у тебя…(в пуху)".

    Станция «В мире загадочных слов»

    Ведущий: В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов — от 15 ООО до 18 ООО слов. Великий Пушкин, располагавший словарем в 20 ООО слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов! А сколько слов знаете вы?

     •   Командам раздаются листы с заданиями.

    1. Клетка

    Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово, начинающееся и заканчивающееся буквой К.

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    2. Ступеньки

    Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С (варианты К, П, Т и т. д.)

    ооо

    оооо

    ооооо

    оооооо

    ооооооо

    оооооооо

    3. Кто больше?

    Какие слова, состоящие из трех букв, вы можете вспомнить?

     

    Станция «Сказочная»

    Что за прелесть эти сказки!

    Каждая есть поэма!

    А. С. Пушкин

     1. Назовите сказку. Итак, начинает сказка сказываться:

    А) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

    (Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)

    Б) Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

    (Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

    В) Негде, в тридевятом царстве,

    В тридесятом государстве,

    Жил-был славный царь Дадон,

    Смолоду был грозен он

    И соседям то и дело

    Наносил обиды смело.

    (А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке".)

    Г) За горами, за лесами,

    За широкими морями

    Против неба - на земле

    Жил старик в своем селе.

    (Я. Я. Ершов. "Конек-горбунок".)

    2. Вот мы с вами и выяснили, как вы  помните зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

    А) На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

    (Василиса Премудрая - Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)

    Б) Княгиня - диво:

    Под косой луна блестит,

     А во лбу звезда горит,

    А сама-то величава,

     Выступает, будто пава.

    (Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)

    В) Эта вовсе не красива:

    И бледна-то, и тонка,

    Чай, в обхват-то три вершка;

    А ножонка-то, ножонка!

    Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

    (Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)

    Г) Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

    (Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)

    Д) Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...

     (Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)

    3. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

    А) Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.

    (Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери. - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)

    Б) Приезжайте, доктор,

    В Африку скорей

    И спасите, доктор,

    Наших малышей!

    (Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)

    В) Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

    (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)

    Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами -письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть!

    Станция «В компании с архивариусом»

    Ведущий 1-й: Язык — явление живое. Одни слова уходят, другие появляются. Понять значение устаревших слов нам помогут «Словарь живого великорусского » В.И.Даля и «Толковый словарь» С.Ожегова; узнать новые слова — «Словарь современных понятий и терминов». (Показать словари.)

    Какие ещё словари вы знаете? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

    Ведущий 2-й: Пополнение лексического запаса идет и тогда, когда приходят иностранные слова.

    Ведущий 1-й: Я прочту отрывок из стихотворения, а вы объясните нам все непонятные слова:

    Прилег вздремнуть я у лафета,

    И слышно было до рассвета,

    Как ликовал француз.

    Но тих был наш бивак открытый:

    Кто кивер чистил, весь избитый,

    Кто штык точил, ворча сердито,

               Кусая длинный ус...

    Ведущий 2-й: Что же, хватит для начала! Здесь трудных слов достаточно.

    Ведущий 1-й: Хорошо, что такое «лафет»?

     Ведущий 2-й: «Лафет» — от слова «лафа». Очень приятная, понимаете ли, вещь! Мягкая, уютная...

    Ведущий 1-й: Вы уверены?

    Ведущий 2-й:: Но вы же сами слышали: «Прилег вздремнуть я у лафета»... Значит, там тепло, удобно, мягко!

    Ведущий 1-й: А что такое, по-вашему, «бивак»?

    Ведущий 2-й: «Бивак» — от слова «бить». Это место, где все дерутся.

    Ведущий 1-й: Так ли?

    Ведущий 2-й: Но там же ясно сказано — «весь избитый», как раз на биваке!

    Ведущий 1-й: А что же, в таком случае, называется словом «кивер»?

    Ведущий 2-й (назидательно): Не «кивер», а «киви»! Это фрукт. Или птица.

    Ведущий 1-й: Не обратиться ли нам опять к словарям?

    Ребята получают новые задания:

        1.        Найти в словаре значения слов лафет и бивак.

    2. Рассказать о происхождении слов блуза, кепка, частушка, пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка».

              3. Объяснить значение устаревших слов из поэмы
    А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

    Сидят три витязя младые,

    Безмолвны за ковшом пустым,

    Забыли кубки круговые

    И брашны неприятны им...

    Впервые тихий край отцов

    Услышал бранный звук булата...

                                         (6 слов)

    4.        В каком значении употребляются выделенные сло-
    ва в произведениях А. С. Пушкина?

    А)  Ко рву примчался конь ретивый,

         Взмахнул хвостом и белой гривой,

        Бразды стальные закусил

       И через ров перескочил.

    («Руслан и Людмила»).

    Б) Отцы мои, желанный день придет,

        Предстану здесь, алкающий спасенья.

                                  («Борис Годунов»)

    5. О каких народах идет речь в следующих предложениях? Приведите современные названия народов и соответствующих языков:

    1. Одежда вотяков весьма мало отличается от одежды наших крестьян. (А. Герцен)
    2. Бродячие вогулы занимаются исключительно охотою. (Ф. Брокгауз, И. Эфрон)
    3. В тех краях, где искали дорогой металл, от веку веков кочевали тунгусы — пастухи, охотники, звероловы. (В. Саянов)
    4. Остяки живут небольшими поселками. (Ф. Брокгауз, И. Эфрон)
    5. Я вижу, как дед, дядя Яков и работник кабатчика, смешной черемис Мельян, вытаскивают из калитки на улицу дядю Михаила. (М. Горький)

    Станция «Исправления ошибок»

    Ведущий 1-й: Язык — это история народа, это путь цивилизации. Изучение и сбережение русского языка является не праздным, от нечего делать занятием, но насущной необходимостью. «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен...» — так писал А. И. Куприн о родном языке.  Всегда ли он послушен нам?

    Задание: Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.

    ♦ Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

    ♦        С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

    ♦        Язык у Базарова был тупой, а потом заострился в спорах.

    ♦        Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.

    • Андрей Болконский считал, что добьется славы, сидя не в кабинете, а на месте сражения.
    • Иван Денисович видится нам всего один день.
    • Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
    • Пушкин пришел ко мне с колыбелью.
    • В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
    • Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
    • Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
    • Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
    • В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.
    • В музее природы есть рысь, бобер, олень и другие товарищи.
    • В лесу было тихо, но за углом выли волки.
    • Халат Обломова весь запотел, встрепался и облежался до нитки.

    Ведущий 2-й: Язык не выбирают, и нет никаких наших заслуг в том, что русский язык действительно великий, могучий, свободный. Однако это не отнимает у нас права гордиться своим родным языком и не снимает ответственности за него. Всего вам самого доброго, до новых встреч!

    Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

    Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

    внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

    Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

    Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы

    Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

    Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

    "Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

                   Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...

    Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)

    (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

                   ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...