Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири", 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Сюсина Татьяна Григорьевна

 

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lvs_6.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ангарска

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №10

Красиков Ю.Н.      

__________________

«___»__________ 20   г.

Согласовано:

Зам. директора по НМР

М.Г. Толмачева

 ___________________

«____» __________ 20   г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _от «__» ____ 20  г.

Руководитель МО

________________  __________

           фамилия, инициалы                                 подпись


Рабочая учебная программа

Литература Восточной Сибири

 (предмет)

Основное общее образование, 6 класс

(общеобразовательный уровень)

                                                                          Учитель русского языка

и литературы :Сюсина Т.Г.

                                                                                                                      (должность)                      (ФИО)              

                                                                                                                                                                      б\к

                                                                                                                 (категория)

Ангарск

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.

Литература как учебный предмет имеет важное  значение в формировании личности учащегося.

Цель литературного образования в школе – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы.  Приобщение ученика к духовному богатству русской и мировой литературы позволяет влиять на ценностные ориентации личности, направлять реальное поведение человека. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественное произведение. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями, историко-культурными сведениями, с теоретико-литературными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание курса литературы определяется в программе следующими факторами: ориентацией на развитие творческих способностей учащихся, учетом социальных потребностей, времени, социального заказа и заказа родителей, общественной психологии современного поколения, соответствия школьного курса литературы возрастным интересам учащихся, образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по литературе.

На основании требований  Государственного образовательного предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  1. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  2. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  3. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  4. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  5. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующем:

  1. изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно – эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
  3. предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения;
  4. основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

- выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- понимать связь изученного произведения со временем его написания;

- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть различными видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.

Тема

Кол-во часов

Эпос народов Восточной Сибири

4

Древнерусская литература Сибири

5

Произведения сибирских писателей XIX века

7

Произведения сибирских писателей и поэтов XX века

17

Итоговый урок

1

Список литературы

Для учителя:

  1. Александрова М.Н., Матханова Н.П. свидетели эпохи: Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. – Иркутск, 1988. – С. 531 – 558.
  2. Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья  / Живая память Иркутской филологии: Межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2003.
  3. Шахерова О.Н. писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 104 с.

Для учащихся:

  1. Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Автор – составитель Шахерова О.Н. – Иркутск: ВостСибкнига,  2007.
  2. Зиновьев В.П. русские сказки Забайкалья. – Иркутск, 1983.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.:Азъ,1994.  

Календарно – тематическое планирование


Дата

Раздел,

тема учебных занятий

Кол-во часов

Корректировка

1

2

Эпос народов Восточной Сибири

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

2

3

4

Якутский героический эпос «Олонхо»

2

5

Фрагменты сибирской летописи «О приходе Ермака в Сибирь»

1

6

Фрагменты сибирской летописи «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»

1

7

8

Фрагменты «Иркутской летописи»

2

9

10

Н. Белоголовый «Воспоминания сибиряка»

2

11

В. Михеев «Учитель»

1

12

13

Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

2

14

15

Стихи периода ссылки декабристов

2

16

Д. Алтаузен. Стихи

1

17

М. Рыбаков. Стихи

1

18

И. Уткин. Стихи

1

19

20

В. Распутин «На реке Ангаре»

2

21

22

23

Д. Сергеев «Рекостав»

3

24

25

26

А. Зверев «Ласточки»

3

27

М. Сергеев. Стихи

1

28

С. Иоффе. Стихи

1

29

А. Румянцев. Стихи

1

30

31

А. Кобенков, А. Горбунов. Стихи

2

32

Защита проектов «Поэты Восточной Сибири. Антология»

1

33

Заключительный урок

1

34

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....