Мысли о прочитанном. М.Аромштам. "Когда отдыхают ангелы"
статья по литературе по теме

О чём подумадось после прочтения книги М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazimirova_l.k._mysli_o_prochitannom.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Казимирова Лия Кишвардовна, директор, учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 5 города Лабинска Лабинского района Краснодарского края

Мысли о прочитанном.

М.Аромштам. «Когда отдыхают ангелы».

      Да, давно я не читала такой искренней и правдивой учительской исповеди, которая идёт и не от автора вовсе, а как будто от меня самой, от того, что внутри все годы горело и жгло, не давало покоя. Книга М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы» как-то всё во мне по полочкам разложила, что ли. Впечатление такое, будто это я написала. Такова сила таланта Марины Семёновны Аромштам.  Так написать мог только человек, сам через всё это прошедший, многое для себя осмысливший, открытый миру. Читала, и меня не покидало ощущение, что Марсём – это я. Как же давно хотелось высказать вот эти слова о том, что «детей иногда убить хочется»! «Дети – не фарфоровые пупсики. Они люди. И, как люди, вызывают в нас самые разные чувства». И учитель имеет право это сказать, как и любой другой человек!

      Вот как объяснить человеку, далёкому от педагогики  и школы и считающему, что он в педагогике разбирается полностью, как и любой человек (у нас же в педагогике разбираются все без исключения!), как трудно учителю?! Трудно, когда голова, кажется, расколется  от того, что ты всё время думаешь: правильно или нет ты поступила, правильно ли сказала, правильное ли решение в той или иной ситуации приняла. Когда Корчак, Макаренко, Сухомлинский в один ряд и ты спрашиваешь у них совета, а у каждого - свой подход, и ответа нет («и она не уверена, что в педагогике есть хоть что-нибудь незыблемое»…). Когда ты думаешь, что сделала всё, чтобы дети были добрыми, человечными, что уже пора бы и результатами труда наслаждаться, они, дети,  обязательно, как будто очередную пробу на стойкость с тебя снимая, сорвутся и вытворят такое, что и в голову прийти не могло. И начинается опять всё сначала: поиск правильного решения, правильных ответов на вопросы. А в школе для всех учителей своя дисциплина, свои мерки, свои  традиции, своя «правильность». И директор или завуч обязательно во всех проступках детей обвинят именно тебя, классного руководителя, за то, что тут не предусмотрел, там не заметил, а здесь не успел сделать с детьми. И государство, как тот самолюбивый глава семейства, лежащий на диване перед телевизором всю свою семейную жизнь, если дети воспитаны и ведут себя хорошо, восклицает: «Они все в меня!» Но  стоит ребёнку чуть в сторону – и постоянно  звучит: «Они все в тебя! Это ты

их так воспитала!» Так по сей день только ленивый не  обвиняет школу во всех смертных грехах. Нарушил у нас в районе ученик так называемый Детский закон КЗ-1539 – на ковёр администрацию школы, классного руководителя, социального педагога, психолога. «Школа виновата!» - бесконечный приговор. И никак не убедить, никакими доводами рассудка, никакими требуемыми ненужными планами и глупыми бумагами (а их исписать ох сколько приходится, отчитываясь за каждого неблагонадёжного!), что делали и делаем всё возможное, чтобы «воспитать достойных граждан своего Отечества».  Помню, как-то в один из вечеров, когда мой педагогический потенциал в очередной раз рухнул, я написала вот такую миниатюру: «Зимний вечер, совсем не похожий на себя... Ему грустно, потому что нет снега, нет света, нет радостных лиц и тех, кто бы громко, искренне, "во всё горло", орал: "Какой же ты прекрасный, Зимний вечер!" Противный ветер ноет и жужжит над ухом, заставляя редких прохожих быстрее вернуться в тепло домов. Трещат сухие деревья, скрипит брошенная кем-то открытой калитка, серые полиэтиленовые пакеты, путающиеся под ногами, противно "дышат" пылью... Где же ты, ну хоть малюсенькая, но надежда на то, что завтра ты будешь настоящим Зимним вечером, с искрящейся белизной падающих снежинок, с удивительной тишиной, воспроизводящей это падение, заставляющей понимать, что мир вокруг прекрасен и ничего прекраснее не бывает?..... Надейся и жди... Когда, сколько?... Не хочу, не буду, мне нужно сегодня и сейчас, сию минуту! Да не маленький я ребёнок, мне миллион раз говорили, что так не бывает: сегодня и сейчас, сию минуту! Но мне надо, очень надо, понимаете, просто надо! Я хочу быть настоящим Зимним вечером! Что, всё, как всегда, зависит только от меня? Да, я Зимний вечер, но сделать ничего не могу: просто устал, просто не в состоянии, просто хочу, чтобы именно в этот раз это сделал бы кто-нибудь вместо меня... Ну пожалуйста!... Кто услышит? Кто поймёт? Кто заставит снег падать, а ветер замолчать? Никто... Вот если только ты опять сделаешь первый шаг, ты, и никто другой, потому что всё зависит от тебя.... Да знаю я этот ответ! Я же такой сильный....  Зимний вечер, одним словом…». 

    Писала это и выходила из того состояния, в которое попала Марсём после очередной выходки своих учеников.

    Со студенческих времён  я искренне считала, что учитель не имеет права на ошибку, что его ошибки дорого обходятся. И только в прошлом году, наконец-то, позволила для себя самой сформулировать: «Каждый человек

имеет право на ошибку, каждый ошибается. Не надо нести с собой этот груз. Ты такой же человек, как и другие». Трудно учителю открыть на всеобщее обозрение себя. Слишком груз велик. Вот пришлось мне неоднократно участвовать в самых различных конкурсах педагогического мастерства. Где-то под напором администрации школы, где-то самой. Было I место в муниципальном туре конкурса «Учитель Кубани-1997», победа в конкурсе лучших учителей РФ в рамках ПНПО в 2007г. (при этом я работала  и директором). В этом году и в конкурсе «Лучший директор Кубани -2013» поучаствовала. И каждый раз одна и та же мысль: увидеть искренних, открытых людей, поучиться у них, найти новые методы и приёмы работы, убедиться, что я тоже чего-то стою, сказать это себе самой, всё время и во всём сомневающейся. Кто-то говорит: «Комплексы, чушь, зачем Вам это? О материальном для себя  подумайте!» А я всё вспоминаю рассказ Э.Хемингуэя «Старик и море» и думаю о том, что учителю волей или неволей приходится каждый день себе и окружающим доказывать, что он всё ещё многое может, что ему есть что в этот мир отправить и есть что этому миру показать, потому что ты умеешь «заглядывать внутрь себя» . Но как же  трудно на конкурсе высказаться открыто и ждать понимания, когда в конкурсах всё относительно и порой предрешено и известно заранее. Повезло Марсём с  оригиналом-издателем Зубовым, понимающим, увидевшим в ней прежде всего человека и личность, направившим её в Швецию.  

      И ещё для меня символично послесловие, когда автор рассказывает, как девочка Юрико, которая была в детском жюри (книга «Когда отдыхают ангелы» получила Национальную премию «Заветная мечта»),  написала ей потом письмо из Южно-Сахалинска о том, как она искала книгу Корчака «Король Матиуш» в библиотеке и как теперь «все взрослые из библиотеки не могут представить, что когда-то не знали об этой книге». Вот и ещё один результат. И ради этого стоит работать! И дать ангелам отдохнуть, когда на сцену выходит Учитель с его внутренним стержнем, этой «осью человеческой жизни», учитель, который понимает, что детям прежде всего нужна внутренняя пища, что именно она должна стать «предметом педагогических забот»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016

Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам  Всероссийского заочного конкурса допо...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...

Проектная работа «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud!)

Проектная работа ШМО иностранных языков МБОУ СОШ № 16 «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud) - на основании опыта проведения мероприятий в рамках проекта «МИР ...

Педагогический образовательный проект «Учимся - отдыхая» (Активизация каникулярного отдыха детей)

В настоящее время молодое поколение все активнее осваивают Интернет, так как в жизни современного человека информация играет огромную роль. Закономерным является возникновение у него желания заявить о...