Урок литературы в 8 классе по повести Н.Гоголя "Невский проспект"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Бородина Галина Николаевна

Урок построен по традиционной схеме: повторение, анализ эпизодов и содержания, итог. Включены задания творческого характера: литературный диктант, инсценирование, выразительное чтение наизусть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_n.gogolya_nevskiy_prospekt.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок – смотр знаний в 8 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

Цели: 1) проверить знание  изученных произведений Н.Гоголя;

            2)вскрыть гоголевское понимание сущности Петербурга;

            3)воспитание прекрасного  в  человеке.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о плане урока (запись в тетрадях темы, плана, оценки за предварительное творческое задание (сочинение-рассуждение)).
  2. Литературный диктант «Назови автора и его произведение по ключевой фразе»:
  1. «Береги платье снову, а честь смолоду».
  2. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
  3. «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
  4. «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия».
  5. «Благодаря этой девушке я понял нехитрую истину: нужно делать чудеса своими руками».

              Ответы:

  1. А.Пушкин «Капитанская дочка».
  2. М.Лермонтов «Мцыри».
  3. Н.Гоголь «Ревизор».
  4. А.Пушкин «Пиковая дама».
  5. А.Грин «Алые паруса».
  1. Слово учителя о Петербурге:
  1. Петербург – символ могущества России воспет поэтами  XVII I и первой половины  XIX века;
  2. Петербургская жизнь Н.В.Гоголя: общество, противоречия и социальные контрасты;
  3. Сравнение: Петербург в «Вечерах…» и «Повестях»;
  4. Смысл эпиграфа урока: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»
  1. Выразительное чтение начала повести от слов «Нет ничего лучше невского проспекта…» до  «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»

Анализ прочитанного отрывка.

- Сколько же вытерпит он перемен в течение суток?

- Что означает слово «контраст»? «Фантасмагория»?

- Кто появляется поочерёдно на Невском проспекте? (Не люди, а маски)

- Как можно озаглавить данный отрывок? (Фразой эпиграфа)

Вывод:  невский проспект – олицетворение всего Петербурга (контрасты утром и вечером).

  1. - Для доказательства своих мыслей Гоголь рассказывает историю, начавшуюся на проспекте.

Инсценирование эпизода встречи поручика Пирогова и художника Пискарёва с двумя девушками.

  1. Анализ произведения с элементами беседы.

- Кто эти юноши?

- Каковы основные душевные черты художника Пискарёва? (Мечтатель, романтик).

- Зачитайте эпизод, когда он разочаровывается в мечте.

- Каким в его сне показан Петербург?  («Всё не то, чем кажется»)

- Почему Пискарёв видит избавление от страданий в наркотиках? Помогло ли это ему?

- Почему Гоголь приводит своего героя к смерти? (Не соединяется сон и реальность).

- Чем заканчивается история Пирогова?

- Почему он дружил с Пискарёвым?  ( По тексту).

- Почему Гоголя сплёл вместе эти две истории?

Вывод: Гоголь срывает с проспекта красивые покровы и высказывает всю свою ненависть к продажности и равнодушию.

  1. Выразительное чтение конца повести (последний абзац).
  2. Итог урока:

- Как начало повести и её конец созвучны с эпиграфом нашего урока?

- В каких ещё произведениях звучит эта тема? (М. Лермонтов «Маскарад», А.Грин «Бегущая по волнам»)

- Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...