Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Косенко Марина Николаевна

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художественные средства, используемые Б. Пастернаком в стихотворении, обратить внимание на особенности языка поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasternak.docx18.79 КБ
Файл pasternak.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

(интегрированный урока)

Цель: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения «Зимняя ночь», показать художественные средства, используемые Б. Пастернаком в стихотворении, обратить внимание на особенности языка поэта; полученные знания использовать для написания письменных работа.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Особенности поэзии Пастернака.

1. Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения «Гамлет».

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня направлен сумрак ночи

Тысячи биноклей на оси.

Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

 И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

2. Слово учителя.

     В центре лирики Пастернака стоит образ человека, размышляющего над своей эпохой, поэтому любимым героем Пастернака был Гамлет со  своими вечными вопросами. Поэтический мир поэта особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих поэтических открытий.

     На уроке литературы мы изучали лирику Пастернака. Давайте побеседуем об этом.

- Чем характеризуется художественный мир поэта? (Для поэзии Пастернака характерны следующие особенности: метафорическая насыщенность, взаимопроникающие образы и предметы, невыделенность лирического героя, понимание искусства как эквивалента жизни.)

- На уроках литературы вы анализировали стихи поэта. Назовите тропы и фигуры речи, используемые Пастернаком. (Редкие слова, малоупотребительные грамматические формы, лексика разных пластов; метафора, сравнение, антитеза, анафора, повтор, аллитерация и др.)

III. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

1. Слово учителя.

     Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться со стихотворением Б. Пастернака «Зимняя ночь». Это стихотворение из романа «Доктор Живаго». Роман завершается циклом стихов, написанных Юрием Живаго (главным героем). Юрий Живаго -  доктор, но мы не видим  в романе его непосредственной врачебной деятельности. герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в Воскресение.

2. Сообщение ученика о месте и роли стихотворений в романе.

3. Чтение стихотворения.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

4. Беседа.

- Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»).

- Когда появляется в романе образ свечи? Зачитайте. (Образ свечи появляется в романе дважды. Представим метель, рождественскую морозную ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне Камергерского переулка, где идёт разговор между Ларой и Патулей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало».)

5. Слово учителя.

     Именно в это мгновение Юра впервые слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «свеча горела на столе».

     Юра ждёт, что продолжение прекрасной строки «придёт само собой». Но оно само собой не приходит и не может прийти. Для прихода истинной поэзии потребовалась целая жизнь.

     И второй раз: вспомним предсмертную исповедь Антипова- Стрельникова Юрию Андреевичу: «Так вот видите ли, весь этот XIX  вес со всеми его революциями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства, неисполненные и приведённые в исполнение, всё рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах Европы, всю новую систему идей, новизну и быстроту умозаключений, насмешливость, всю, во имя жалости выработанную, вспомогательную безжалостность – всё это впитал в себя и обобщённо выразил собой Ленин, чтобы олицетворённым возмездием за всё содеянное обрушиться на старое.

     Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вокруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

     Свеча – это символ любви Ю. Живаго к Ларе, символ надежды, добра, победившего зло, свеча – это символ искупления за все невзгоды человечества.

-  Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? С какой целью? (эпитеты: озарённый потолок; мгла седая и белая; гипербола: мело, мело по всей земле; сравнения: как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно; метафоры: метель лепила на стекле кружки; и воск слезами ночника на платье капал; инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка; повтор: свеча горела на столе, свеча горела; параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье; размер стихотворный: ямб; рифма: перекрёстная.

- Почему стихотворение начинается с гиперболы? (Чтобы придать масштабность всему происходящему.)

IV. Описание творческого процесса в романе.

1. Выступление подготовленного ученика.

     После двух-трёх легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением.

     Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражение, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека, и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колёса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создаёт по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований ещё более важных, но до сих пор не узнанных, неучтённых, неназванных.

     В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в её историческом развитии. И он чувствовал себя только опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.

V. Творческая работа. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

VI. Чтение и обсуждение ученических работ.

VII. Итог урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем: «Ты вечности заложник у времени в плену» (лирический герой Пастернака), «Идеал поэта в лирике Б. Пастернака», «Философские мотивы лирики Б. Пастернака».



Предварительный просмотр:

Тема: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

(интегрированный урока)

Цель: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения «Зимняя ночь», показать художественные средства, используемые Б. Пастернаком в стихотворении, обратить внимание на особенности языка поэта; полученные знания использовать для написания письменных работа.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Особенности поэзии Пастернака.

1. Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения «Гамлет».

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня направлен сумрак ночи

Тысячи биноклей на оси.

Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

 И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

2. Слово учителя.

     В центре лирики Пастернака стоит образ человека, размышляющего над своей эпохой, поэтому любимым героем Пастернака был Гамлет со  своими вечными вопросами. Поэтический мир поэта особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих поэтических открытий.

     На уроке литературы мы изучали лирику Пастернака. Давайте побеседуем об этом.

- Чем характеризуется художественный мир поэта? (Для поэзии Пастернака характерны следующие особенности: метафорическая насыщенность, взаимопроникающие образы и предметы, невыделенность лирического героя, понимание искусства как эквивалента жизни.)

- На уроках литературы вы анализировали стихи поэта. Назовите тропы и фигуры речи, используемые Пастернаком. (Редкие слова, малоупотребительные грамматические формы, лексика разных пластов; метафора, сравнение, антитеза, анафора, повтор, аллитерация и др.)

III. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

1. Слово учителя.

     Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться со стихотворением Б. Пастернака «Зимняя ночь». Это стихотворение из романа «Доктор Живаго». Роман завершается циклом стихов, написанных Юрием Живаго (главным героем). Юрий Живаго -  доктор, но мы не видим  в романе его непосредственной врачебной деятельности. герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в Воскресение.

2. Сообщение ученика о месте и роли стихотворений в романе.

3. Чтение стихотворения.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

4. Беседа.

- Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»).

- Когда появляется в романе образ свечи? Зачитайте. (Образ свечи появляется в романе дважды. Представим метель, рождественскую морозную ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне Камергерского переулка, где идёт разговор между Ларой и Патулей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало».)

5. Слово учителя.

     Именно в это мгновение Юра впервые слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «свеча горела на столе».

     Юра ждёт, что продолжение прекрасной строки «придёт само собой». Но оно само собой не приходит и не может прийти. Для прихода истинной поэзии потребовалась целая жизнь.

     И второй раз: вспомним предсмертную исповедь Антипова- Стрельникова Юрию Андреевичу: «Так вот видите ли, весь этот XIX  вес со всеми его революциями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства, неисполненные и приведённые в исполнение, всё рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах Европы, всю новую систему идей, новизну и быстроту умозаключений, насмешливость, всю, во имя жалости выработанную, вспомогательную безжалостность – всё это впитал в себя и обобщённо выразил собой Ленин, чтобы олицетворённым возмездием за всё содеянное обрушиться на старое.

     Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вокруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

     Свеча – это символ любви Ю. Живаго к Ларе, символ надежды, добра, победившего зло, свеча – это символ искупления за все невзгоды человечества.

-  Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? С какой целью? (эпитеты: озарённый потолок; мгла седая и белая; гипербола: мело, мело по всей земле; сравнения: как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно; метафоры: метель лепила на стекле кружки; и воск слезами ночника на платье капал; инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка; повтор: свеча горела на столе, свеча горела; параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье; размер стихотворный: ямб; рифма: перекрёстная.

- Почему стихотворение начинается с гиперболы? (Чтобы придать масштабность всему происходящему.)

IV. Описание творческого процесса в романе.

1. Выступление подготовленного ученика.

     После двух-трёх легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением.

     Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражение, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека, и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колёса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создаёт по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований ещё более важных, но до сих пор не узнанных, неучтённых, неназванных.

     В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в её историческом развитии. И он чувствовал себя только опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.

V. Творческая работа. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

VI. Чтение и обсуждение ученических работ.

VII. Итог урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем: «Ты вечности заложник у времени в плену» (лирический герой Пастернака), «Идеал поэта в лирике Б. Пастернака», «Философские мотивы лирики Б. Пастернака».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"

Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...

Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»

Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»...

Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...

Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"

Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...