Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Зябловская Ирина Михайловна

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства и приёмы использовал поэт для решения этих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_poemy_a.bloka_dvenadtsat.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе

Тема: «Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать»

Выполнила

Зябловская Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 41 г. Твери

2024 г.

Цель: развитие познавательных, коммуникативных компетенций учащихся через анализ поэмы А. Блока «Двенадцать».

Слово учителя

В русской литературе до сих пор неоднозначно трактуются многие художественные произведения. Одно из них-это поэма Александра Блока «Двенадцать». Вот, к примеру, два разных взгляда на содержание поэмы

А. Блока и изображение революции в ней.

  1. Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечивания». С Октябрём поэт связывает время решающих перемен в жизни России.
  2. Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России.

Безусловно, в каждом прочтении поэмы есть ценные наблюдения, суждения, выводы.

В.Я Брюсов писал о поэзии А. Блока: «Надо войти в круг переживаний поэта, чтобы полно воспринять их; надо вчитаться в его стихи…»

Давайте и мы проанализируем поэму «Двенадцать», попытаемся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотрим, как раскрывается тема России, её судьбы в произведении, какие художественные средства и приёмы использует поэт для решения этих задач.

Беседа и анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» с элементами самостоятельной исследовательской работы учащихся

- Какой картиной начинается поэма? Что она символизирует?

Поэма начинается символичной картиной ветра, сбивающего человека с ног. Это символический образ революции.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер-

На всём божьем свете!

- Какой цветовой гаммой пользуется поэт в начале поэмы? Какие чувства она вызывает?

Блок использует черно-белую гамму в описании тех трагических событий («Черный вечер! Белый снег!») Она вызывает у читателя чувство тревоги.

- Как развивается в поэме символический образ ветра?

Самостоятельная работа. Учащиеся выписывают из текста цитаты.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер!

На всём божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок…

Ветер хлёсткий!

Не отстаёт и мороз.

Ветер весёлый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвёт, мнёт и носит

Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

И слова доносит:

…И у нас было собрание.

Да свищет ветер

Гуляет ветер, порхает снег

Разыгралась что-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся..

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

В очи бьётся

Красный флаг.

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролёт…

Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим

Впереди – Исус Христос.

Продолжение беседы и анализа поэмы

Образ ветра усиливается поэтом. (Ветер- вьюга – пурга)

- какой цвет дополняет А. Блок к чёрно-белой цветовой гамме? (Красный, кровавый)

- Какие художественно-выразительные средства использует поэт в описании символического образа ветра?

Эпитеты («ветер хлёсткий», «ветер весёлый» и др.)

Сравнения ( «снег воронкой», «снег столбушкой» и др.)

Но преобладает в описании ветра революции олицетворение («гуляет ветер», разыгралась вьюга», вьюга пылит в очи» и др.) Автору важно подчеркнуть движение.

- Куда направлено движение ветра? Каким образом он движется?

Чёрно-белые тона сплетаются, а само движение идёт не по восходящей прямой, как бы кругами, звеньями, по спирали, где есть и возвращения, и срывы, и падения. Революция, как понимал её А. Блок, всемирна, всеобща и неостановима. Поэт воспринимает революцию как стихийное явление,

которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления. Блок видит революцию в трагических противоречиях.

- Несёт ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию созиданию?

С одной стороны, «Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем», с другой стороны, «Ты лети, буржуй, воробышком!/Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку». В поэме нет никакой тенденции к созиданию, революционная стихия несёт одно разрушение.

- Как сопоставляет старый мир и революцию А. Блок?

Революция показана в движении, а старый мир статичен. Представители старого мира бездействуют. Они даются автором обобщённо, как на плакате, выделяется одна примета: «писатель-вития», «длинные волосы», «поп-брюхо», «барыня – в каракуле». Они символизируют враждебную революции силу.

- Какое художественное средство использует поэт, изображая революцию?

Многоголосие петроградской улицы в эпоху революционного переворота.

Проверка индивидуального домашнего задания. Исследовательская работа. Сравнить многоголосие некрасовских произведений и многоголосие поэмы А. Блока.

(Учащиеся, готовясь к уроку, должны перечитать главы из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и сделать выводы.)

Общее

В произведения вошли герои, представляющие «низы» общества, они заговорили только им свойственным языком о своих надеждах, сомнениях, правах.

Различие

Перед нами в «Кому на Руси жить хорошо» - некрасовская стихия крестьянской речи, а в поэме А. Блока – стихия уличного городского просторечия, перемежаемого высокими революционными призывами.

А. Блок сжимает, спрессовывает многоголосие Некрасова до возможного предела- до реплик и восклицаний, частушек и возгласов. Блок жил в иную эпоху, его герои уже властно заявляют о себе, они поняли, какую силу собой представляют. В песнях героев поэмы, в их угрозах, возгласах, частушках поэт создаёт совершенно особый вид городского фольклора, в котором традиции, идущие от Некрасова, перемежаются с подлинными явлениями жизни городской улицы.

Продолжение анализа поэмы.

- Судьба России ассоциируется с судьбой Катьки. Так ли это?

Перечитайте 2-8 главы поэмы. Охарактеризуйте внешний облик, речь, поведение двенадцати красногвардейцев.

В зубах-цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода!

Эх,эх, без креста!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь… и т.д.

Обратите внимание, что большинство реплик, несущих мотивы разгула, бесшабашной удали, своеволия, сосредоточены именно в эпизодах, связанных с убийством Катьки.

Эх,эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба.

Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников.

- Как погибает Катька?

Гибель её случайна, нелепа, жестока. Внешне убийство Катьки носит случайный характер, но внутренне оно закономерно. Его истоки кроются в разметнувшейся, ничем не сдерживаемой стихии. Судьба Катьки воспринимается как судьба России.

- Докажите связь образа Катьки с образом Христа.

Говоря о Христе, вспоминается образ Катьки. Её преображённый образ отзовётся в «женственности» Христа, среди атрибутов которого будут названы «кровавый флаг» (а не просто красный). «снежная россыпь жемчужная» (о Катьке сказано: «Зубки блещут жемчугом…»), «белый венчик из роз». «Женственность» Христа, идущего впереди красногвардейцев, стреляющих в него, подчёркивает его трагическую сущность. Россия вместе с Христом всходит на голгофу.

Подведение итогов

- Какой взгляд на поэму верный?

1. Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечивания». С Октябрём поэт связывает время решающих перемен в жизни России.

#1055;оэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России.

- Почему А. Блок по-разному относился к своему произведению?

В 1918 году он пишет: «Сегодня я – гений». А в 1920 году на вечере в Политехническом поэт скажет: «Я этой вещи больше не читаю».

Революция оказывается ложной Незнакомкой, отсюда- мрачность, двусмысленность поэмы.

Думается, что и сам А.Блок со временем осознал, что его субъективное стремление обрести в революции гармонию нереально.

Домашняя работа

Написать домашнее сочинение на данные темы:

  1. Символические образы и их смысл в поэме А.Блока «Двенадцать».
  2. Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать».
  3. «Слушайте революцию!» (По поэме А. Блока «Двенадцать»).
  4. Загадка финала поэмы А. Блока «Двенадцать».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

Предствление о личности Гомера,знакомство с  событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"

Конспект урока по литературе в 11 классе  "Я была тогда с моим народом" (по поэме А. Ахматовой "Реквием")...

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...