Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе по теме

Савенкова Светлана Вячеславовна

 

Литература

1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов.

                               Автор: Савенкова С.В., учитель МБОУСОШ№15 г. Мичуринска Тамбовской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiad._zadaniya_po_literature_7-11_kl.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов.

                               Автор: Савенкова С.В., учитель МБОУСОШ№15 г. Мичуринска Тамбовской области

              Задания для 9-го класса (рассчитаны на 3 часа)

1.        Проанализируйте стихотворение А. Пушкина «Ангел».

В дверях Эдема ангел нежный

 Главой поникшею сиял,

А демон, мрачный и мятежный,

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

«Прости, — он рек, — тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

 Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал».

  1. Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

1) Объясните мифологические имена:

а)        «Так бы еще запел вещий Боян, внук Beлесов»;

б)        «Дуют ветры, Стрибожьи внуки»;

в)        «Были века Трояновы, миновали лета Ярослава»;

г)        «Уже, братия, невеселое время настало для внуков
Даждьбога».

  1. Напишите словарную статью «Ода» для словаря юного литературоведа (определение, жанровые признаки, особенности).
  2. Определите «третьего лишнего» в каждой из групп; обоснуйте свой выбор.

а)        амфибрахий;

б)        анапест;

в)        аллитерация;

г)        метафора;

д)        мадригал;

е)        метонимия;

ж) эпифора;

з) эпиграмма;
и) эпитафия.

  1. Назовите лжеавтора произведений «Женитьба Фигаро», «Юрий Милославский»,  « Роберт-дьявол ».
  2. Какие герои комедии А. Грибоедова «Горе от ума» являлись членами Английского клуба?
  3. К героям какого произведения XVIII века обращается поэт В. Курочкин? Впишите пропущенные фамилии.

Привет мой вам, старушка ...!

Вы всех добрей.

Зачем же вы глядите так сурово

На сыновей?

Порадуйтесь — здесь много...—

Их Бог хранит;

Их никаким составом химик Жданов

Не истребит.

Их детский сон и крепок, и невинен,

По старине.

Поклон тебе, мой друг, ...,

Дай руку мне!

Свинюшник твой далек, брат, до упадка;

В нем тьма свиней.

Почтенный друг! В них нету недостатков

Для наших дней.

 По-прежнему породисты и крупны,

А как едят! Нажрутся так, что, братец, недоступны

Для поросят.

7)        Узнайте героя по портрету.

а) Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.

б) Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.
В черной бороде его показывалась проседь;
живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело
выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы
были острижены в кружок.

в) Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам
щек...

8) Какая повесть Л. Толстого названа так же, как поэма
А. Пушкина?

                                                             Литература

1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ

                                     Задания для 10-го класса (рассчитаны на 3 часа)

1. Проанализируйте  стихотворение  Ф.   Тютчева   «День  и ночь ».

На мир таинственный духов,

 Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров,

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

 Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

2.        Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив
знание художественных текстов.

1) И. Тургенев несколько раз публиковал роман «Отцы и дети». В последнее издание романа автором были внесены исправления и добавления. Вам предлагаются 2 отрывка из текста, опубликованного в журнале «Русский вестник».

  1. В 20 главе Базаров говорит Аркадию о своем отце: «Вот тебе на! Презабавный старикашка».
  2. А в 2 7 главе обращается к Одинцовой: « Отец Вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... Вы знаете. Я нужен России... Нет, видно, не нужен ».

Что добавляет писатель к этим высказываниям в окончательном варианте? Каково отношение Базарова к родителям?

2)        Какое из высказываний принадлежит Писареву, какое —
Добролюбову, а какое — Дружинину? О ком они?

а) «Это коренной, народный наш тип, от которого не
мог отделаться ни один из наших серьезных худо
жников».
б) «Герой романа олицетворяет в себе умственную апатию…
Таких людей должно жалеть, во-первых, потому,
что в них часто бывает много хорошего, во-вторых,
потому, что они являются невинными жертвами ист
орической необходимости».

в) «[Это] ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а
не безнравственный эгоист или эпикуреец времен ра
спадения ».

3)        Назовите авторов следующих строк о любви.

а) «Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоскою глубокой и страстью безумно-мятежной!»

б) «Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

 И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...»

в) «Я вас люблю — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!»

4)Какой романс исполняет героиня пьесы А. Островского «Бесприданница» в 3-м действии?

  1. Объясните смысл данной схемы:  АбАбВВггДееДжж

В каком произведении мы встречаемся с ней?

                                                                Литература

                                               1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ

                                     Задания для 11-го класса (рассчитаны на 3 часа)

1.        Проанализируйте стихотворение К. Бальмонта «Безглагольность».

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

 Во всем утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

 В прохладную глушь деревенского сада,

 Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

 И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

                                                   (1900 г.)

2. Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

2.1  Назовите фильмы, созданные по рассказам А.П. Чехова.

2.2  Каким поэтам и писателям начала века посвящены эти строки? Назовите их автора.

И, чином офицер, душою инок,

 Он смело вызывал на поединок

Всех тех, кто жить мешал его стране...

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто.

В своих привычках барин, рыболов,

 Друг, семьянин, хозяин хлебосольный,

Он любит жить в Москве первопрестольной,

Вникая в речь ее колоколов.

2.3  Объясните, что означают следующие названия:

«Золотое руно», «Аполлон», «Весы», «Бродячая собака», «Ослиный хвост», «Центрифуга», «Знание».

2.4 Узнайте произведение по его началу.

а)        «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»;

б)        «Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола — вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы»;

в)        «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались
на скуку и однообразие жизни, то местные жители,
как бы оправдываясь, говорили, что в С. есть библи
отека, театр, клуб, бывают балы, что есть, наконец, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства»;

г)        «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под
вечер один молодой человек вышел из своей к
аморки...».

2.5 Исправьте ошибки в утверждении.

  1. Эллипсис, градация, антитеза, гипербола и аллегория — это стилистические фигуры, которые всегда выступают в переносном значении.

2.6 Вспомните, какова история Пушкинской премии. Назовите не менее трех авторов, которые были ее обладателями.

                                Ответы к заданиям для 9-го класса

методические рекомендации

критерии оценки представленных работ (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- владение основами анализа поэтического текста (композиция, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) -  максимальное количество баллов 10;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его - максимальное количество баллов 10;

- умение охарактеризовать поэтическую индивидуальность автора (проблему, идею, пафос произведения) - максимальное количество баллов 10;

- умение выражать свое мнение и эмоциональное отношение к прочитанному -  максимальное количество баллов 10;

- язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)  - максимальное количество баллов 10.

Общая сумма баллов – 50.

Ответы к заданиям для 9-го класса

  1. Максимум 50 баллов.
  2. Максимум 28 баллов.

1)        За каждый правильный ответ — 2 балла.

а)        Велес (Волос) — «скотий» бог, пастушеский бог и бог
поэзии одновременно;

б)        Стрибог — языческий бог ветра;

в)        века Трояна — языческие века, Троян — бог расстояний;

г)        внуки Даждъбога — русские, Даждъбог — языческий
бог жизни.

Максимум 8 баллов

  1. Ода (от греч. — песня) — торжественное, патетическое стихотворное произведение, для которого характерны: «высокий стиль» речи, изобилующий церковнославянизмами, восклицаниями и риторическими вопросами, строгий четырехстопный ямб, десятистрочная строфа с твердой схемой рифм.         3 балла
  2. За каждый правильный ответ — 2 балла.

Аллитерация не является стихотворным размером.

Мадригал — поэтический жанр.

Эпифора — стилистическая фигура.

Максимум 6 баллов

  1. Хлестаков.        1 балл
  2. Фамусов, Чацкий, Репетилов.        3 балла

6)        За каждый правильный ответ — 1 балл.

Простакова;

Митрофан (Митрофанов);

Тарас Скотинин.

Максимум 3 балла

7)За каждый правильный ответ — 1 балл

а)        Мцыри;

б)        Пугачев («Капитанская дочка»);

в)        Акакий Акакиевич (« Шинель »).

Максимум 3 балла

8)        «Кавказский пленник»        1 балл

Всего — максимум 78 баллов

Ответы к заданиям для 10-го класса

методические рекомендации

критерии оценки представленных работ (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- владение основами анализа поэтического текста (композиция, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) -  максимальное количество баллов 10;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его - максимальное количество баллов 10;

- умение охарактеризовать поэтическую индивидуальность автора (проблему, идею, пафос произведения) - максимальное количество баллов 10;

- умение выражать свое мнение и эмоциональное отношение к прочитанному -  максимальное количество баллов 10;

- язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)  - максимальное количество баллов 10.

Общая сумма баллов – 50.

  1. Максимум 50 баллов.
  2. Максимум 13 баллов.

2.1 В 20-й главе: «презабавный старикашка и добрейший».

В 27 главе: «Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете... И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Кроме снисхождения и холодной иронии, появляется теплота и забота. Последняя вставка усиливает противопоставление плебейства и аристократизма («большой свет»).

3 балла

2.2 За каждый правильный ответ — 1 балл.

а)        Добролюбов;

б)        Писарев;

в)        Дружинин.

Максимум 3 балла

2.3        За каждый правильный ответ — 1 балл.

а)        М.Ю. Лермонтов;

б)        Ф.И. Тютчев;

в)        А.С. Пушкин.

Максимум 3 балла

  1. Е.А. Баратынский «Не искушай меня без нужды...»

1 балл

2.5 Схема рифмы «онегинской строфы»: а — женская рифма, б — мужская , АбАб — перекрестная, ВВгг — смежная, ДееД — опоясывающая. Встречаем в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».        До 3 баллов

Всего — максимум 63 балла

        Ответы к заданиям для 11-го класса

методические рекомендации

критерии оценки представленных работ (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- владение основами анализа поэтического текста (композиция, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) -  максимальное количество баллов 10;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его - максимальное количество баллов 10;

- умение охарактеризовать поэтическую индивидуальность автора (проблему, идею, пафос произведения) - максимальное количество баллов 10;

- умение выражать свое мнение и эмоциональное отношение к прочитанному -  максимальное количество баллов 10;

- язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)  - максимальное количество баллов 10.

Общая сумма баллов – 50.

        

  1. Максимум 50 баллов.
  2. Максимум 27 баллов.
  1. «Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия», «Налим», «Человек в футляре», «Маска», «Дама с собачкой» и др.        Максимум 7 баллов
  2. За каждый правильный ответ — 1 балл.

А. Куприн, И. Северянин, А. Толстой.

Максимум 3 балла

2.3        За каждый правильный ответ — 1 балл.

«Золотое руно» — журнал поэтов-символистов; «Аполлон» — модернистский журнал, объединивший акмеистов;

«Весы» — журнал символистов, который выходил под руководством В. Брюсова; «Бродячая собака» — кабачок, излюбленное место встреч поэтов-модернистов, художников, артистов; «Ослиный хвост» — авангардная группировка художников начала XX века; «Центрифуга» — одна из группировок футуристов; «Знание» — издательство, объединившее реалистов начала XX века.

Максимум 7 баллов

2.4        За каждый правильный ответ — 1 балл.

а)        Л.Н. Толстой «Анна Каренина»;

б)        А.И. Куприн «Олеся»;

в)        А.П. Чехов «Ионыч»;

г)        Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Максимум 4 балла

2.5        За каждый правильный ответ — 1 балл.

Гипербола и аллегория — сложные тропы. Фигуры  не  всегда  выступают  в  переносном  значении.

Максимум 2 балла

2.6        Пушкинская премия была учреждена в 1882 году.
Фонд для нее составил остаток от пожертвований на
строительство памятника Пушкину в Москве. Прос
уществовала до 1919 года. В России была возрождена в1994 году.

Обладатели: А. Майков, А. Фет, И. Бунин, А. Куприн и др. В настоящее время существует несколько Пушкинских премий. Пушкинскую премию в области поэзии получали В. Соколов, А. Жигулин, В. Шефнер, Н. Матвеева. Лауреатами премии А.С. Пушкина фонда А. Тепфера были: Л. Петрушевская, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, В. Астафьев, В. Маканин.

Максимум 4 балла

Всего — максимум 77 баллов

Задания для проведения I  (школьного)  этапа                                                    Всероссийской олимпиады школьников по литературе

в 2010 году

       Данное олимпиадное задание (интерпретация поэтического текста) рассчитано на выполнение в течение 3 часов.

                                                         7-8 класс

Проанализируйте стихотворение (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие), раскройте свое понимание его проблемы. Охарактеризуйте поэтическую индивидуальность автора; выразите свои мысли и чувства, возникшие при прочтении произведения.

                                                     С.А. Есенин

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

методические рекомендации

критерии оценки представленных работ

При оценке работы учитываются:

- владение основами анализа поэтического текста (композиция, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) -  максимальное количество баллов 10;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его - максимальное количество баллов 10;

- умение охарактеризовать поэтическую индивидуальность автора (проблему, идею, пафос произведения) - максимальное количество баллов 10;

- умение выражать свое мнение и эмоциональное отношение к прочитанному -  максимальное количество баллов 10;

- язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)  - максимальное количество баллов 10.

Общая сумма баллов – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...