урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо да Винчи с целью более глубокого понимания изучаемых произведений; проследить общность тематики, сюжетов, образов, выявляя национальное своеобразие каждой из литератур; представить результаты исследования в форме информационного учебного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе (составление проекта)

Тема: «Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова»

Цель:

познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо да Винчи с целью более глубокого понимания изучаемых произведений; проследить общность тематики, сюжетов, образов, выявляя национальное своеобразие каждой из литератур; представить результаты исследования в форме информационного учебного проекта.

Оформление доски:

Портреты Леонардо да Винчи, И.А. Крылова; таблички с названиями притч «Лев и ягненок», «Пчела и трутни», «Горностай», лист ватмана, разделенный пополам (басни – притчи) для оформления результатов исследования в форме информационного проекта.

Содержание урока:

1. Тема, цель урока, слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с интереснейшими произведениями «великого флорентийца» Леонардо да Винчи, имя которого еще при жизни стало легендой; узнать, что же такое притча, провести мини-исследование по содержанию и структуре отдельных притч, найти общее и различное с баснями И.А.Крылова, проследить, в чем проявляется взаимосвязь двух культур – средневековья и литературы нашего времени и представить полученные результаты в форме информационного учебного проекта.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

-Посмотрите на таблички, вспомните основные признаки басни и выберите нужное определение. Прикрепите выбранную табличку на плакат.

Таблички:

1.Художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене.

2. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой.

3.Небольшой, чаще стихотворный рассказ, в котором в аллегорической форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни. Ученик выбирает нужную табличку и прикрепляет ее на плакат)

- С какими аллегорическими образами встречались при изучении басен И.А.Крылова? Как вы понимаете их значение?

Таблички: (после устного ответа учеников таблички прикрепляются на плакат)

Стрекоза – легкомыслие

Муравей – трудолюбие

Ягненок – беззащитность

Лиса – хитрость

Волк – жадность, жестокость

- Вспомните, что такое мораль басни? (табличка с определением после ответа ученика вывешивается на плакат)

- Итак, басню вы знаете хорошо. А сегодня нам предстоит познакомиться с очень древним жанром литературы, ведущим свое начало из Евангелия, жанром, в чем-то сходном с баснями, но, несомненно, имеющим свои особенности, жанром притчи.

Уч-ся показывается репродукция картины «Мона Лиза». Знаете ли вы название картины и имя ее автора?

Обращается внимание на автопортрет Леонардо да Винчи.

Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: «Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством». Родился он в 1415 году в тосканском городке Винчи, а ушел из жизни 2 мая 1515 года. Место захоронения этого человека неизвестно, но он оставил по себе память как об одной из наиболее крупных личностей в истории человечества. Так получилось, что история развития едва ли не всех наук, известных Леонардо и его современникам, связана с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали на века свое время. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология, архитектура, живопись, рисунок – здесь названы лишь те области, в которых Леонардо совершил чуть ли не революцию. Можно упомянуть, что человек этот был великолепным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества. Рукописное наследие Л. Насчитывает свыше 7 тысяч листов, «когда начали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки… в них обнаружили все механические открытия 19 века». Леонардо почти создал подводную лодку, он оставил чертежи изобретенного им воздухоплавательного аппарата.

Стоило ему появиться на улице в сопровождении неизменной свиты учеников и поклонников, как люди высыпали из домов, чтобы поближе разглядеть великого человека.

Мог ли такой человек остаться равнодушным к литературе? Нет, конечно. Он трепетно любил свою библиотеку, в которой было более 100 книг. Долгие годы он работал над составлением толкового словаря, записывал народные шутки и обороты речи, высоко ценил мудрость народа, и позднее многие его рассказы и притчи стали народными в высоком смысле этого слова. Нам предстоит познакомиться с притчами этого великого мастера.

Индивидуальное задание: найти в словаре литературоведческих терминов определение притчи и прочитать его классу. ( табличку с определением на плакат)

Помощники раздают классу листы с напечатанными текстами притч )

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленного ученика притчи « Лев и ягненок»

Вопросы классу:

- Исследуйте текст.

- С какой басней И.А.Крылова наблюдается внешнее сходство событий? (выборочное  чтение басни «Волк и ягненок», доказывающее правильность ответа).

- Итак, события похожи лишь внешне, совпадают аллегорические образы. (ягненок – беззащитность)

- В чем проявляется различие произведений? (Крыловский голодный волк осуществляет «право сильного»)

- Как он объясняет ягненку его вину? ( «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» ).

- Какова мораль басни? ( в мире правит тот, кто сильнее ).

- Как же ведет себя Лев, когда к нему в клетку попадает ягненок? (голодный Лев был обезоружен такой доверчивостью, он не посмел растерзать ягненка )

- Найдите в притче ответ на вопрос: почему Лев не съел ягненка?

- Какую важную жизненную проблему заявляет автор в притче? (есть в жизни вещи, через которые переступать нельзя: нельзя обманывать доверие, отвечать злом на добро, открытость, ласку).

-Поступок Льва – это проявление силы или слабости? (сильный должен быть великодушным –такую важную проблему пытается решить в своей притче Леонардо да Винчи.

Прослушаем еще одну притчу. (Пчела и трутни»)

- Какая аллегория заключена в названии? (трудолюбие – безделье)

- Вспомните известную басню Крылова, в которой автор высмеивает легкомысленное отношение к жизни, нежелание трудиться. («Стрекоза и Муравей»)

- С помощью какой пословицы  можно выразить  мораль этой басни? Аргументируйте ответ.

На обратной стороне доски написаны пословицы:

Работа – не волк, в лес не убежит.

Делу – время, потехе – час

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Пчела мала, а и та работает.

- Вернемся к притче Леонардо да Винчи. В чем сходство ее с басней Крылова? (одни и те же аллегорические образы, значит, писателей разных эпох волновали  сходные проблемы )

- Почему Пчела, работая сама, приводит в пример Муравья? (скромность не позволяет ей говорить о себе, но не высказать своего отношения она не может).

- За что автор осуждает Трутня? Найдите в тексте авторское отношение. (выборочное чтение притчи)

(Леонардо считает, что безнравственно стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность ).

- Актуальна ли в наши дни эта проблема? (бездельники и труженики есть во все времена, и Леонардо, и Крылов высмеивают легкомысленное отношение к жизни, нежелание трудиться ).

Последняя притча, которую сегодня мы проанализируем, называется «Горностай»

Выразительное чтение притчи наизусть.

- Речь в притче идет о Лисе и Горностае. Почему же она называется именно так? (в данной притче подлинный герой один. Если в баснях Крылова Лиса олицетворяет собой хитрость, то в притче Л. Она предстает еще и беспринципной. Этот образ служит лишь контрастом, который должен подчеркнуть достоинство Горностая, который олицетворяет чистоту и благородство, во многом отражает черты самого Леонардо.)

- На чьей стороне симпатии автора? (подтвердите текстом) Как он характеризует Горностая?

- Какие аллегорические образы запомнились в притчах Леонардо да Винчи?

(табличку: пчела, трутни, лев)

Подведем итоги. В чем же, по-вашему, сходство и различие между притчами  Леонардо да Винчи и баснями Крылова?

-Посмотрите на составленный проект и сделайте вывод.

-Есть ли мораль в притчах?

-Каким предстает автор в своих притчах? (умным, мудрым, благородным, порицающим бездельников)

Сегодня на уроке мы исследовали совершенно новый для вас жанр литературы, появившийся еще в древности и выяснили, что притча имеет определенное сходство с известным вам жанром басни, т.к. это тоже небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Но в отличие от басни, притча показывает, как нужно поступить в той или иной жизненной ситуации. Мы создали в процессе урока учебный информационный проект, который поможет ученикам следующего класса успешно работать над этой темой.

Итог урока.

Д.з.  1.проиллюстрировать понравившуюся притчу.

          2. подготовить выразительное чтение любой притчи, найти сходную по заявленной проблеме басню Крылова и сопоставить 2 произведения.

Общий вид составленного в процессе урока проекта

И.А.Крылов

Басни

Леонардо да Винчи

Притчи

Небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни

Небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное или религиозное поучение, по своей форме родственный басне.

Стрекоза – легкомыслие

Муравей – трудолюбие

Ягненок – беззащитность

Лиса – хитрость

Волк – жадность, жестокость

Ягненок – беззащитность

Лев – благородство

Пчела – трудолюбие

Трутни – безделье

Лиса – хитрость, беспринципность

Мораль басни – это нравоучительный вывод

Притча показывает, как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"

Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....

Интегрированный урок-проект «Химия и литература о самом необходимом»

8 класс тема:"Химия и литература о самом необходимом"...

Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"

Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. КрыловаТип урока: Урок общеметодологической направленности &nd...

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...

Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...