Актуальные вопросы преподавания творчества Л.Н.Толстого в школе
статья по литературе (11 класс) по теме

 Не умолкают и , наверное, никогда не закончатся споры о том , каких авторов и какие произведения надо изучать в школе. И , конечно, много противоречивых заявлений звучит по поводу изучения произведений Толстого . В данной статье  я привожу  разные авторитетные мнения по этому дисскусионному для многих вопросу, а также высказываю  точку зрения учителя , который более 20 лет общается с подрастающим поколением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_prepodavaniya_tvorchestva_l.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы преподавания творчества Л.Н.Толстого в школе

Личность Толстого сколь огромна, столь и противоречива. Николай Болдырев в работе о Толстом 1998 года «Болезнь-к-жизни» спрашивает : « Отчего этот трагический для России 20 века феномен нелюбви к Толстому? Отчего интеллигенция морщится при упоминании его имени , а интеллектуалы отмахиваются словно от надоедливой мухи»? Автор даёт своё объяснении, полагая , что любая моральная особица , цинизм , любая девиация вызывают у наших гуманитариев повышенный философско-эстетический интерес и обслуживаются с изысканнейшим сервисом .Это с одной стороны, с другой- литература уходит в технологию самой себя, упражняясь в игрословии , в стилевой политональности , помешательстве на остроумии .И в этой парадигме Толстой , конечно, не актуален.

Надо сказать , что и при жизни к его голосу прислушивались не многие , современников он раздражал категоричностью, да и просто масштабом личности. Талантливые творцы всегда вызывают неоднозначные оценки, тем боле такая фигура, как Толстой, который и сам был полон противоречий. Говоря современным языком , Толстой был публичным человеком в силу ли гражданского пафоса своей личности , в силу ли обстоятельств или амбиций . А людям , которые на виду , современники и потомки не склонны прощать их ошибки , слабости , и грехи. И всё-таки строже всех судил себя именно Толстой. Он , конечно, и других судил: и Шекспиру досталось, и всему христианскому учению. Он искал истину, не признавая чужие авторитеты , как понимал и как умел.

По словам философа начала 20 века Льва Шестова ,Толстой был сумасшедшим, по словам , Николая Болдырева, критика конца 20 века,- святым) .То , что происходило с ним в 70 годах одни называют заблуждением, кризисом, другие - прозрением. Но при всех противоречиях писателя , при колоссальном духовном пути слово Толстого всегда было наполнено смыслом и не переходило в словесность. Он ,как и другие русские писатели 19 века добровольно и ответственно нес бремя духовного учительства своего народа, платя за это душевными терзаниями: разочарованием, сомнением. В то время как современная литература либо заигрывает с читателем . либо в период умирания постмодернизма обрекает читателя на наполнение её своими смыслами. В Толстом может быть страстность , излишняя дидактичность ,морализаторство . Но в нём нет лицемерия и ханжества, эстетствующего высокомерия или плебейского панибратства по отношению к читателю. Он писал только о том , что его волновало, и только с целью понимания механизмов исправления и сохранения личности человека.

Конечно , масштаб личности , гениальность творческого наследия , количество , написанного им и о нём столь велико и неоднозначно , что стоишь ,по словам Айхенвальда ,в робком изумлении у подножия этой человеческой горы. Может быть, именно поэтому многие говорят о том, что осилить такого писателя в школе нельзя, подростки не понимают глубины мысли философа. Отчасти это так. Хотя большинству людей всей жизни не хватит , чтобы приблизиться к истине. Но ведь важен сам процесс, движение к себе , путь поиска смыслов. Если в жизни ребят не будет даже обозначена такая задача благодаря соприкосновению с текстами Толстого , откуда появится сокровенное знание о необходимости чтения классики в более взрослой жизни.

Сегодня суждения о необходимости изучения Толстого в школе становятся ещё жёстче и категоричнее. Художник , популярный интернет-писатель Павел Пепперштейн в интервью радио «Свобода» делится своим мнением : « "Войну и мир" в 15 лет всем подряд читать не нужно. Некоторым не стоит и в 40, впрочем, они и не будут. Если у ребенка не читают дома, если в этом доме нет книг, скорее всего, он не будет читать. Да и не надо. Может, он повар гениальный. Или математик талантливый. Или нет у него никаких талантов, но человек из него вырастет мудрый и хороший, который сумеет поддержать ближнего в тяжелую минуту. Многим ли пригодилось в жизни прочтение "Войны и мира"? Сомневаюсь. Обсуждаем ли мы при встрече с друзьями "Евгения Онегина"? Да нет, все как-то о насущном.»

Действительно , большинство людей, встречаясь, говорят не о Толстом или Пушкине, а о хлебе насущном, но не хлебом единым. Душа будет искать выхода к тому, что её питает, развлекает , поддерживает .И чтобы не заблудиться в этих поисках , она должна знать направление , если хотите, духовно-нравственный ориентир: русская классика добро и зло различала . Может быть, поэтому родители моих учеников на вопрос о необходимости изучения произведений Толстого в старших классах ответили : «Да». И это категоричное « да» несмотря на их признание , что многое осталось непонятым , не задело, не взволновало. Тем не менее они понимают , что хорошая литература не только воспитывает вкус, но и формирует человека, учит мылить , разбираться в себе, в людях, учит ставить вопросы и искать ответы. Она даёт тебе своду мыслить самостоятельно , кроме того, перефразируя Пушкина ,литература «сокращает нам опыт быстротекущей жизни».
Другой интернет-писатель , судя по всему читавший Толстого , Алмат Малатов полагает, что в предложениях об отмене обязательного школьного преподавания литературы есть здравое зерно. По его мнению, программа и методики школьного курса воспитывают в людях не любовь, а, наоборот, отвращение к чтению. Чтение - это интимный процесс, и оно должно быть внеклассным .Подавляющее большинство тех, кто любит читать, испытывают эту любовь не благодаря, а вопреки. И я не исключение.
»

Ещё раз приходится в чём-то соглашаться . И учитель , который идёт в класс ,не может не думать смысле своей деятельности ,кому и зачем это нужно ? Все ли способны воспринимать произведения искусства? Как преподавать , чтобы открывать , а не»убивать» писателя для ученика?
Я тоже отвечаю себе на эти вопросы. Можно ли сформировать человека без русской литературы? Некоторые прекрасно живут и без русской классической литературы . Но нас так много в сегодняшней России разделяет: материальное положение, национальные , религиозные, языковые отличия, даже разные взгляды на наше прошлое, что, кроме территории ,единственным безусловным фактором ,по которому мы можем идентифицировать себя как соотечественники, является культура и как часть её русская классическая литература. .

И альтернативы Толстому в школьном преподавание пока , я думаю, нет . Мне , кажется, он и есть тот курс духовно-нравстенной культуры который , вводит государство в школах , пытаясь спасти страну от повальной безответственности граждан ,эгоцентризма, правового нигилизма. «Толстой , осваивавший опыт жизни на свой страх и риск , ставивший эксперимент по очищению от греха на собственной шкуре… полезен для души в качестве гигиены на каждый день, - пишет Н. Болдырев в работе «Болезнь –к- жизни».

Читая его произведения ,можно испытывать эстетическое удовольствие, можно не соглашаться, спорить, стараться понять , но с ним возможен диалог о вещах сложных, требующих интеллектуального и духовного напряжения. И почему всё должно быть легко, ведь математику тоже осваивают все по-разному, но никто предлагают её исключить из программы.

Безусловно, встаёт вопрос о методах , а главное всё-таки о цели преподавания. Это вопрос для учителя важный и «вечный» для образования. Но если для преподавания математики не очень важно согласен ученик с тем или законом, то восприятие читателем литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. И без личностного отношение ученика преподавание становится лишь просвещением , лишается высокого эстетического и этического смысла .Хотя и просвещение сегодня тоже необходимо.

Возможно ли погружение современного десятиклассника в текст Толстого с большими диалогами , описаниями, рассуждениями, в которых необходимо следить за развитием мысли ?Как подготовить молодое поколение , воспитанное на другой эстетике , на экшене, с интернет сознанием к восприятию таких текстов ? Ответ лежит в природе художественного произведения как произведения искусства: необходимо запустить механизм эмоционального восприятия: через удивление и любопытство .

Пробудить , стимулировать этот интерес , помочь включить субъективный фактор можно уже на стадии знакомства с личностью писателя . На первых уроках ребятам предлагаются фрагменты биографии писателя, отрывки из его дневников, воспоминаний современников, отрывки из самых разнотемных и разножанровых произведений. Они демонстрируют неоднозначность взглядов писателя , сложность его натуры , знакомят с противоречивыми отзывами о его личности и творчестве. Перед ребятами встаёт живой человек, с яркой и сложной биографией, с ошибками и заблуждениями, не признававший , как и они во многом, авторитетов. Но ,главное ,он пишет о том , что как не странно , что им интересно: о любви, о предательстве, о взаимоотношениях между людьми, о жизненных приоритетах, о войне, о бездумном отношении человека к природе.

Вот какие размышления записали на этих уроках десятиклассники .

Противоречие

В Толстом всё время борются его внутренние принципы, качества. Будучи достаточно серьёзным, сильным , строгих правил человеком, он оставался всё же добрым, душевным и ранимым. Он пытался найти истину, познать самого себя, искал своё понимание Бога. В своих произведениях он показывает нам неоднозначных героев: в них , как и в их создателе, идёт постоянная внутренняя борьба, как и в романе «Война и мир» взгляды главных героев на жизнь неоднократно меняются. Толстой был очень думающим человеком. Он в своих произведениях затрагивает ещё до конца не осмысленные человечеством проблемы. Его заботит общество , проблемы войны, любви , веры. (Бокова Е. )

Душа

В творчестве Толстого мне самым интересным показалось его отношение к внутреннему миру персонажа. Он очень много уделяет внимания описанию всех движений души героя, перед принятием им того или иного решения. Сам Толстой – человек противоречивый , думающий. На протяжении почти всей жизни он искал истину. У Толстого были свои принципы , убеждения , устойчивое представление о чести. (Вахромеева А.)

Мысль

Толстой - художник - философ. Он не просто передаёт красочные образы, он доносит до читателя свои мысли и идеи, но передаёт их с такой яркостью и живостью , что мы впитываем его философии, наслаждаясь художественной картиной, которую так талантливо рисует автор.

Л. Толстой является поистине настоящим мудрецом, не боящимся отрицать те истины, которые приняли все его современники. Однако он и сам разрушал впоследствии то , в чём раньше старался убедить других. Он постоянно ищет правды, смысла жизни, сущности настоящего человека. Понять все его мысли практически невозможно, однако можно через его идеи найти для себя что-то новое как об отдельно взятом человеке, так и об обществе в целом. В каждом из нас есть немного Толстого . Все мы ищем , все хотим знать правду. Поэтому так полезно найти эти ответы у человека , который смог приблизиться к истине так близко. Истина, может быть , и заключается в том , чтобы всю жизнь искать её. (Бланкова С.)

Поиск истины

Наиболее важным для меня в Толстом как в личности , так и в писателе является тот факт , что он находится в постоянном поиске истины. Удивительно , как меняются его взгляды в течение всей жизни . Ощущение , что каждую страницу его произведений пишет новый человек . Каждый его герой собирает в себе настолько противоречивые качества, что создаётся полное впечатление реальности персонажей. Вдохновляет и то, что один человек мог интересоваться и развивать себя в соль разных направлениях. Я считаю, что Л.Н. Толстой гений, гений не от рождения , гений приобретённый , который развил себя умственным трудом. (Терещенкова Д.)

Зачем читать Толстого в школе?

Дело в том, что уже в 15 лет человек, ребёнок, начинает серьёзно задумываться , в чём состоит суть жизни человека. Какие главные проблемы окружают его . Не всегда взрослые могут корректно объяснить и помочь. Читая произведения Толстого в школе, мы наблюдаем за многими из глобальных проблем(война)и важными вещами, такими , как смерть. Если мы не прочитаем и не проанализируем сейчас, то ,возможно ,мы не прочитаем никогда.Если прочитаем сейчас и когда станем старше, возможно , сравним свои точки зрении. (Ковалевская К)

Выбор пути изучения литературного произведения в школе определяется многими мотивами : художественной природой произведения, системой работы по литературе в данном классе, опытом анализа ранее изученных произведений, целью, которую ставит перед собой учитель в данном разборе, уровнем развития учеников, характером их читательского восприятия. В случае с романом «Война и мир» , конечно, пугающим школьников да и учителей объёмом произведения . Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии и в методике. Я убеждена, что и в10 , и в 11 классах должны звучать тексты, это естественный путь освоения искусства слова. Неспешное чтение , незамутнённое никакими вопросами и заданиями., чтение для эстетического удовольствия , для развития в учениках этого чувства. Это может быть выразительное чтение , сопровождаемое словом; чтение остросюжетных моментов , когда обрывается чтение по принципу»что будет дальне». Погружение в тексты Толстого – это погружение в сложный мир человека ,способного видеть и воспринимать действительность во всем многообразии , в единстве всех связей и противоречий. Конечно, многое зависит от учителя, который выберет оптимальные методы изучения творчества Толстого и поможет состояться встрече писателя и ученика .

Надо сказать , что не так много методических разработок для старшей школы по творчеству Толстого. Конечно, такое произведение , как «Война и мир» требует самых разнообразных приёмов работы. Мне близка точка зрения преподавателя и методиста АППО г. Санкт-Петербурга Терезы Георгиевны Браже, которая ставит задачу- на основе естественного чтения воспитать навыки культуры чтения, навыки углублённого восприятия произведения. Это задача вытекает из цели: раскрыть идейно-художественную концепцию произведения. Конечно , это возможно, если государство не пойдёт по пути сокращения часов и литература не останется только в гуманитарных классах.

Но какие бы методы и приёмы учитель не использовал , главное , чтобы он понимал , что от ребят требуются усилия , но если они превосходят их возможности , то удовольствие от литературы не будет , а получение удовольствия –это то, что формирует преданного и постоянного читателя.

Подводя итог , хочу сказать: действительно, Толстой сложный для школы писатель , неформатный, но необходимый. Может быть, он будет понят , прочувствован немногими, искусство не всеми постигается легко. Чем выше планка, даже если высота не будет взята, тем выше будет отрыв от земли , свой собственный рост , даже самое маленькое усилие над собой -это шаг к человеку и отказываться от него нельзя.

Бероева Ю.Э., учитель русского

языка и литературы гимназии «Петершуле»

Список литературы:

1. Богданов В. Человек и мир в романах Льва Толстого . Сборник статей «В мире Толстого»- М.: Изд. «Советский писатель», 1978

2. Болдырев Ю. Болезнь-к-жизни. Сборник статей «Лев Толстой» - Изд.: «УралLTD», 1999 г.

3.Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения . Пособие для учителя. Изд.: второе- СПб.: Фирма «Глагол»,2000г.

4. Булгаков В.Ф. Воспоминания и рассказы- Приокское книжное издательство, 1978

5.Бунин И. Освобождение Толстого. Сборник статей «Лев Толстой» - Изд.: «УралLTD», 1999 г.

6.Горький М. Лев Толстой. Литературные портреты- Мн.: Народная асвета, 1986 г.

7.В. Днепров. Изобразительная сила толстовской прозы. Сборник статей «В мире Толстого»- М.: Изд. «Советский писатель», 1978

8. Зверев А.М. ,Туниманов В.А. Лев Толстой- М.: Молодая гвардия,2006 г.

9.Лаврин Я. Лев Толстой сам о себе . Сборник статей «Лев Толстой» - Изд.: «УралLTD»,1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагог...

Актуальные вопросы преподавания курса «Писатели Восточной Сибири» в школе

Данная работа позволяет видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения, ведь основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются...

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...

Актуальные вопросы преподавания английского языка в рамках ФГОС

ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:...

Актуальные вопросы преподавания ОДНКНР

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного ...

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе...


 

Комментарии

И альтернативы Толстому в школьном преподавание пока , я думаю, нет . Мне , кажется, он и есть тот курс духовно-нравстенной культуры который , вводит государство в школах , пытаясь спасти страну от повальной безответственности граждан ,эгоцентризма, правового нигилизма. «Толстой , осваивавший опыт жизни на свой страх и риск , ставивший эксперимент по очищению от греха на собственной шкуре… полезен для души в качестве гигиены на каждый день, - пишет Н. Болдырев в работе «Болезнь –к- жизни».