Урок-исследование по рассказу В. Тендрякова "Пара гнедых"в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Федосеева Валентина Владимировна

Урок может быть итоговым после изучения раздела "Коллективизация глазами писателей". Рассказ очень ёмкий, содержит интереснейший материал, иллюстрирующий одну из самых трагических страниц истории страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tendryakov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование в 11 классе

Тема. Воплощение авторского замысла в рассказе Владимира Тендрякова «Пара гнедых».

Цели.

  • Проследить в процессе анализа рассказа, как автору удалось в небольшом по объёму произведении рассказать о событии эпического масштаба – коллективизации.
  •  Обучать анализу текста, добиться понимания того, какие художественные средства использовал автор, чтобы картина раскулачивания запомнилась читателю надолго и вызвала поток размышлений.
  • Воспитывать гражданскую позицию.

Ход урока.

Рассказ прочитан заранее. Он помещён в хрестоматии для учащихся 11 классов (под. ред. В.К. Баранникова)

Учащиеся разделены на группы:

1 группа (историки). Готовит исторический комментарий и связывает исторические события с произведениями о коллективизации, изученными ранее.

2 группа  анализирует композицию произведения и связывает это с авторской позицией.

3 группа  прослеживает систему образов в рассказе.

4 группа  работает над пейзажем

5 группа  наблюдает за языком рассказа.

На доске портрет писателя В. Тендрякова, выставка книг. В качестве эпиграфа к уроку взяты слова поэта А.Т. Твардовского из поэмы «По праву памяти»:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе мы кривить душой,-

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

Завершая разговор о произведениях, в которых отражён период коллективизации в России («Поднятая целина» М. Шолохова, «Котлован» А. Платонова, «Мужики и бабы» Б. Можаева), хотелось бы обратить ваше внимание ещё на одно небольшое по объёму, но сильное по звучанию произведение. Это рассказ В. Тендрякова «Пара гнедых».

Сегодня на уроке мы попытаемся исследовать, насколько точно осмыслил писатель правду жизни, воспроизвёл типические характеры, показал трагедию, которая носит характер обобщения, какими художественными средствами он пользовался, чтобы рассказ этот убедил нас, заставил размышлять, вспоминать, сравнивать.

Владимир Тендряков пришёл в литературу в 50-е годы ХХ века. Пришёл, имея за плечами основательный багаж: участник Великой Отечественной войны, сельский учитель, секретарь райкома ВЛКСМ, выпускник литературного института. Широкому читателю известен как автор повестей «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска». И вот в конце 60-х память возвращает его, известного писателя, в те годы, когда вершились в стране великие события:

1929 – «Пара гнедых»,

1933 – «Хлеб для собаки»,

1937 – «Параня».

Один за другим, на одном дыхании, написаны рассказы. Однако при жизни писателя они не были напечатаны. Читатель познакомится с ними только в 1988 годом.

Итак, рассказ «Пара гнедых».

Обратимся к самому первому предложению рассказа: «Лето 1929 года»

Выступает 1 группа - группа историков.

Суть их выступления - В 1929 году наступает «великий перелом» в деревне, привычная жизнь крестьян ломалась. Рушились вековые устои живущих на земле. Естественно. эта трагедия не прошла мимо великих писателей. Её освещали М. Шолохов, И. Акулов, Б. Можаев, А. Платонов, В. Белов, В.  Быков.

Напомним сюжет рассказа.

Выступает 2-я группа, работавшая над композицией рассказа.

Суть их выступления - Повествование ведётся от автора. Причём,  автор – взрослый человек, переосмысливает воспоминания пятилетнего ребёнка. Таким образом, автор – действующее лицо рассказа. Через восприятие автора мы видим все события и действующих лиц рассказа. Налицо активная авторская позиция. Учитель предлагает изменить рассказчика:

– А если бы им стал сам Фёдор Тенков? Как изменилась бы тональность рассказа?

(Это, пожалуй, был бы другой рассказ).

Значит, автору необходимо именно глазами ребёнка смотреть на двух противопоставленных друг другу героев. Композиция и определяет систему образов.

Фёдор Тенков и Антон Коробов.

Выступает 3-я группа. (Система образов рассказа)

Они противопоставлены друг другу внешне: лёгкий, уверенный, улыбающийся, открытый Коробов и с тяжёлым взглядом, упёртый в землю, суровый и неподвижный отец Фёдор Тенков. Они враги. Отец раскулачивает  Коробова. Но Коробова  любит мальчик!

Его любят все дети, животные!

Портреты героев не статичны. Это психологические портреты. (примеры из текста) И это ещё более убеждает, впечатляет: и волнение Коробова при расставании с лошадьми, и тяжкие раздумья отца: «Что-то тут не то»

В рассказе Антона Коробова можно противопоставить ещё двум  персонажам.

Мирон Богаткин – безлошадный крестьянин, который получил вдруг «царский подарок» от Коробова – пару гнедых лошадей. А ещё Ваня Акуля, перебравшийся в дом Антона Коробова. И эти два противопоставления опять-таки в пользу Антона Коробова!

Показ судьбы Антона Коробова – это, как реквием по той части крестьянства, которая поднялась уже после революции. Поднялась и была раздавлена коллективизацией навсегда.

Вопрос учителя.

В композицию рассказа трижды включен Савко Овин? Как вы думаете, с какой целью?

(Предостережение, предупреждение о событиях грядущих, ещё более страшных).

4-я группа зачитывает пейзажные сцены и делает выводы о том, что героев рассказа как бы предупреждают о трагических событиях: мечущиеся по деревне животные, суета, столпотворение на фоне красного заката.

5-я группа.

Речь персонажей рассказа самобытная, яркая, строго индивидуальная.

Фёдор Тенков употребляет слова-штампы: меньшивик-эсер, разоблачим именем народа, классовая сущность. Это речь большевика, прошедшего горнило революции.

Речь крестьян пестрит простонародными словами: здеся, цинково, тута, советска, отымите, нонешне т.д. Это приближает читателя к эпохе, достовернее, полнее выглядит картина сельского быта того времени.

Таким образом, воплощая авторский замысел, писатель Тендряков сумел мастерски распорядиться художественными средствами. Воплощению авторского замысла служит композиция рассказа, приём противопоставления (антитеза) при созданииобразов, авторские характеристики, язык персонажей, картины пейзажа.

Автор достигает цели – читатель, закрывая книгу, не остаётся равнодушным к тому, что происходило в России в 1929 году. Читатель размышляет, думает, переживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе

материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс

Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная  единица жизни»....

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе...