Дистанционный курс "Мастерская стихосложения"
элективный курс по литературе (5 класс) на тему

Сидорова Юлия Евгеньевна

Карта курса дистанционного обучения

Ф.И.О. преподавателя

Сидорова Юлия Евгеньевна

Предмет

Литература

Название курса

«Мастерская стихосложения»

Статус курса

Элективный курс

Количество часов

36

Слушатели курса

Учащиеся 5-6 классов

Цели курса

Сформировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове;

изучить индивидуальные наклонности обучающихся;

с помощью изучения основ стихосложения, научиться писать стихи собственного сочинения.

Требования к слушателям

компьютер, web-ресурсы Интернет, электронная почта, Skype, VZOchat;

программы: Word, Excel, Power point.

Формы работы

индивидуальные консультации;

самостоятельная, проектная деятельность;

видеоуроки, тестирование, выполнение творческих работ;

Описание курса

Курс рассчитан на 36 часов, 1 час в неделю.

Программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно - деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои лирические произведения.

В конце обучения предполагается выпустить сборник стихов собственного сочинения.

E-mail преподавателя

yuliya_sidorova_82@mail.ru

Мб. телефон преподавателя

8 908 067 92 33

E-mail организатора

Chirkoff72@yandex.ru

Мб. телефон организатора

8 951 779 43 32

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Темы школьного курса литературы, посвящённые анализу поэтических произведений, справедливо считают труднейшими. Эти трудности усугубляются недостаточным опытом юных читателей в связи с ограниченностью времени, отведённого учебным планом для теории литературы. Вот поэтому необходимо дать учащимся знания по теории стихосложения, так как почти половина изучаемого на уроках литературы – это лирические произведения. Поэзия понимается лучше тогда, когда учащиеся умеют видеть структурное своеобразие лирики, умеют определять формальные принципы организации стиха. Знание законов стихотворной речи углубляет восприятие поэтического текста, помогает оценить его красоту и силу.

  Предлагаемый курс углубляет и расширяет знания учащихся по литературе. Он предназначен для учащихся 5 - 6  классов общеобразовательной школы. Курс опирается на знания и умения, полученные ранее. В процессе занятий учащиеся познакомятся с основами ритмики и строфики русского стиха, научатся делать стиховедческий анализ и разовьют умения определять значимость поэтического текста.

  Программа является дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Она также направлена на будущее профессиональное самоопределение учащихся  в области журналистики, так как развивает творческие способности детей.

Цель: сформировать творческую личность, способную выразить себя в слове.

Задачи: изучить индивидуальные наклонности обучающихся; выявить одаренных детей, которые пишут стихи; создать условия для расширения знаний учащихся о теоретических основах стихосложения и овладения навыками анализа поэтического произведения; с помощью изучения основ стихосложения, научиться писать стихи собственного сочинения; способствовать повышению интереса к поэзии в целом; развивать творческое мышление и поэтическую речь.

                Основное содержание деятельности: курс рассчитан на 36 часов, 1 час в неделю.

    Программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно - деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

     Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои лирические произведения.

     В конце обучения предполагается выпустить сборник стихов собственного сочинения.

                   Формы и методы обучения:

 Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся; интерактивные методы (эвристические методы, метод проблемных задач,  игры);самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Содержание курса:

Предполагаемые результаты:

               В процессе прохождения курса учащиеся должны:

               Знать:  теорию стиха; литературоведческие понятия и термины,

               различия стихотворной и прозаической речи.

               Уметь: выполнять анализ стихотворных произведений;

               строить цельное высказывание, основанное на описании восприятия,

               истолкования и оценки лирического произведения;

               выявлять авторское  отношение  к изображаемому, выражая свое  

               собственное, личностное восприятие и оценку поэтического  

               произведения;

               писать стихотворения собственного сочинения применяя приемы

               поэтической речи.

Методическое и техническое обеспечение программы:

  Среди   ЦОР по литературе имеются текстовые материалы в цифровом формате (художественные, биографические и справочные), цифровые иллюстрации и фотографии, интерактивные задания, электронные контрольные работ и тесты, методические комментарии и многое другое. Перечисленные электронные средства обучения могут быть с успехом использованы учителем во всех формах организации учебного процесса, в том числе в дистанционной.

  Техническое обеспечение данного курса: компьютер, web-ресурсы Интернет, электронная почта, Skype, VZOchat.

  Программы: Word, Excel, Power point.

Список использованной литературы:

1. Виноградова В.Н. Словотворчество. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

2. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.

3. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., «Наука», 1973.

4. Лотман Ю.М.  Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., «Просвещение», 1972.

5. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ. Астрель. М., 2005.

6. Холщевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., Изд. ЛГУ, 1972.

7. Сборники стихотворений русских поэтов.

8. Словари - справочники литературоведческих терминов.

9.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для уч-ся 10-11 кл. шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности. – М.: Просвещение,1995.

10. Смирнов А. Василек. / Прогулки со словами, М., 1996.

11. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г

12. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

13. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе» Москва «Просвещение» 1985г.

14.  Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./

15. Вартаньянц А.Д. Поэтика. / Москва 1994 г./

16. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/  

17. Синицын В.А. Путь к слову. / Москва 1996г./

18. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./

19. Журналы «Литература в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Основные размеры стихосложения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

"Поэтическая мастерская" (обучение стихосложению)

Презентация "Поэтическая мастерская" поможет школьникам вспомнить основы стихосложения....

Зачет по стихосложению 6 класс

Данный материал позволяет проверить у учащихся  умение определять стихотворные размеры и типы рифм в представленных стихотворных отрывках. Материал подобран из поэтической антологии по истории ру...

Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.

Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...

5 класс. Литература. Работа с сопоставительными таблицами. Тема:"Стихосложение"

Проверочная работа по литературе в 5-м классе займет немного времени, проверит знания учащихся по анализу лирических произведений....

Системы стихосложения

Презентация к занятию элективного курса по литературе "Введение в литературоведение"....