Природа и человек в лирике С.Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема урока: «Природа и человек в лирике С.Есенина»

Цели урока: 1)образовательная: дать понятие как связан человек и природа в лирике С.Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях Есенина. 2)Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и человеку.3) Развивающая: развивать навыки анализа текста, умение внимательно относиться к слову, как услышанному, так и прочитанному; развивать коммуникативные навыки.

Этап урока, номер слайда, романс.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые ресурсы

1Организационный момент.

2  Название темы, постановка целей урока.

3 Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений

 4.Изучение нового материала, в том числе и объяснение

5 Подведение итогов урока

6 Домашнее задание.

7 Выставление отметок.

-Здравствуйте, присаживайтесь!

- Тема нашего урока: «Природа и человек в лирике С.Есенина». - Как вы думаете, какая цель стоит сегодня перед нами на уроке?

-Урок будет проходить не в обычной форме, а в форме литературного салона. Для этого класс делится на 2 группы.

Мы знаем, что для С.А.Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно, просветленно воздействуют они на нас.

Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей суеты сует, посмотрите вокруг себя, на окружающий  нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо.

Звучит романс «Отговорила роща золотая».

Идет обсуждение романса. На партах текст романса.

-Какая основная мысль стихотворения?

-Какое значение параллелизмов и сравнений?

-Каков образ рощи и дерева в контексте стихотворения?

-Обратите внимание на образ лирического героя, его отношение к жизни и смерти.

Предлагается несколько стихотворений С.А.Есенина «С добрым утром», «Вот уж вечер», «Роса», «Весенний вечер», «О красном вечере, задумалась дорога», «Зеленая прическа».

Предлагается выделить в процессе обсуждения и анализа основные черты природного мира лирики Есенина, приемы его художественного воплощения (подтвердить цитатами из стихотворений):

  1. Природное бытие как божественное литургическое действо;
  2. Движение как основной признак природного бытия;
  3. Чередование различных состояний природного мира;
  4. Уподобление растительного мира животному;
  5. «Очеловечивание» природы;
  6. Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой.

В ходе анализа выявляется роль различных поэтических примеров в художественной структуре есенинского текста (персонификация, различные виды метафор, развернутые сравнения, цветовые эпитеты, элементы звукописи).

Беседа о прочитанных стихотворениях.

Звучит романс «Клен ты мой опавший». Идет обсуждение – почему стихи Есенина так легко ложатся на музыку? 

-Как подчиняет музыка слова?

-Какова исполнительская манера?

Задается вопрос: что нового узнали на уроке?

Задание написать сочинение «по кругу».

Предлагается составить хокку на тему: «Природа в стихах Есенина».

Учитель и ученики салона делятся впечатлениями и пожеланиями. Говорят о том, с чем бы хотели познакомиться в следующий раз.

- Мы сегодня поговорили об С.А.Есенине, открыли его с новой стороны. Кроме природной лирики у Есенина множество тем, которым он посвящал свои стихотворения: персидские мотивы, тема Родины, любовная и так далее.

Метод 5 пальцев.

Домашнее задание. Прочитать поэму «Анна Снегина».

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока, делают предположения на счет цели урока.

- Делятся на 2 группы по жребию (вытягиваю листочки)

Учащиеся внимательно слушают и записывают основные моменты

-Подчиненность человеческой жизни законам природы.

-Для создания художественной выразительности.

Учащиеся выразительно читают предложенные им стихотворения.

Выделяют своеобразие стилистики Есенина.

Учащиеся подбирают цитаты из предложенных стихотворений.

Учащиеся задают друг другу вопросы.

Делается вывод по теме: природа в лирике С. А. Есенина.

Сочинения зачитываются.

Участники составляют хокку. Например:

Природа в стихах Есенина

Задумчивая, как ива у пруда

Душевно.

Подготовленные ученики читают свои любимые стихотворения Есенина.

Записывают, делятся впечатлениями.

1, 2 слайд

3 и 4 слайд

5 слайд, звучит романс «Отговорила роща золотая»

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8, звучит романс «Клен ты мой опавший»

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа и человек в лирике С. Есенина Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Кулигинская СОШ»

Слайд 2

Образовательная цель: дать понятие как связаны человек и природа в лирике С.Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях Есенина.

Слайд 3

Спит ковыль. Равнина дорогая. Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля

Слайд 4

Поэт как бы говорит нам : остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей суеты сует, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо.

Слайд 5

Отговорила роща золотая -Какая основная мысль стихотворения? -Какое значение параллелизмов и сравнений? -Каков образ рощи и дерева в контексте стихотворения? -Обратите внимание на образ лирического героя, его отношение к жизни и смерти.

Слайд 6

Прочитайте самостоятельно стихотворения: «С добрым утром», «Вот уж вечер», «Роса», «Весенний вечер», «О красном вечере, задумалась дорога», «Зеленая прическа»

Слайд 7

Выделить в процессе обсуждения и анализа основные черты природного мира лирики Есенина, приемы его художественного воплощения (подтвердить цитатами из стихотворений): Природное бытие как божественное литургическое действо; Движение как основной признак природного бытия; Чередование различных состояний природного мира; Уподобление растительного мира животному; «Очеловечивание» природы; Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой.

Слайд 8

Клен ты мой опавший, клен заледенелый , Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку.

Слайд 9

Почему стихи Есенина так легко ложатся на музыку? -Как подчиняет музыка слова? -Какова исполнительская манера?

Слайд 10

Составьте хокку на тему: «Природа в стихах Есенина». 1 строка – о чем говорится? Существительное; 2 строка – какое (какая)? Прилагательное; 3 строка – как? Наречие Например: Природа в стихах Есенина Задумчивая, как ива у пруда Душевно.

Слайд 11

Метод 5 пальцев. Обведите свою руку и напишите Мизинец- что нового узнали; Безымянный – чему научились, работая в группе Средний – каким было преобладающее настроение в группе Указательный – чем я помог другим? Большой – как эти знания мне помогут в моей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»

Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...