Рабочая программа по литературе для 7 класса (к учебнику В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Тишкина Мария Андреевна

              Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

            Статус документа.   

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.  Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

   Структура документа.  

               Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Общая характеристика учебного  предмета.     

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели и задачи учебного курса.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

         Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

        Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

       Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

       Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции.

Межпредметные связи.      

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Очень важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим…».

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.  Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

           

Место предмета в базисном учебном плане.   

Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования   России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.   

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.
           Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.  

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении.  
           Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и т.д.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы. Является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
          Уроки внеклассного чтения
 имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Об изменениях, внесённых в программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Изменение

Основание

1

Увеличено количество часов в разделе «Из древнерусской литературы» (3 ч. вместо 2 ч.), в разделе «Повторение» (5 ч. вместо 2 ч.) (за счёт перераспределения часов в разделах «Устное народное творчество» (4ч. вместо 6 ч.) и «Из русской литературы 19 века» (27 ч.вместо 29 ч.).

Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования  России №1089 от 05.03.2004г.).

Формы организации учебного процесса по предмету.

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, обучающее сочинение;

-итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

  1. Содержание учебного предмета.

           Учебно-тематический план.

Тема

Общее кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Беседа

Вн.ч.

Р.р.

Урок контроля

1

Введение.

1

1

2

Устное народное творчество

4

4

3

Из древнерусской литературы

3

3

4

Из русской литературы 18 века

2

2

5

Из русской литературы 19 века

27

17

4

4

2

6

Из русской литературы 20 века

22

16

2

3

1

7

Из зарубежной литературы

6

6

8

Повторение.

5

4

1

 

Итого

70 ч.

53

6

7

4

Содержание тем учебного курса.

 Введение (1 час).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

 Из  древнерусской   литературы (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов  

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория.Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч.)

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Баллада «Лесной царь».

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».  Роль картин природы в рассказах. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край»  

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ХХ ВЕКА (22ч.)

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти», «В деревне». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький.

 Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский.

 Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.  .

 

Александр Трифонович Твардовский.

 Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества.  

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов.

 Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.

 Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

 

"Тихая моя родина…"  

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

Роберт Бернс.  

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.  

«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия).  

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

Джеймс Олдридж. «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»)

О. Генри.

 «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха» (в сокращении).

Повторение. (5 ч.)

  1. Требования к уровню усвоения предмета.

      Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                     

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.      

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

- участие в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, формирования культуры межнациональных отношений.

  1. Требования к оценке знаний учащихся.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования  своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценка сочинений:

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.  Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка.

Содержание и речь.

Грамотность.

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых    синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей.  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

  1. Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение.

1.   Учебник.

2.  Учебно-наглядные пособия (таблицы), учебные диски (аудиокниги), учебные фильмы, кинофильмы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

3.   Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

4.   Интерактивная доска.

Литература для учителя:

  1. Аникина С.М., Золотарёва И.В.  Поурочные разработки по литературе. 7 кл. – М.: ВАКО, 2002.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 2000.
  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001.
  10. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2003.

Литература для учащихся:

    1. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Авт.-сост. В.Я. Коровина. – 12-е издание. – М.: Просвещение, 2005.

    2. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение, 2000.

    3. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинение: рабочая тетрадь для 5-8 классов. – М.: Просвещение, 2004.

    4.  Русский фольклор: Словарь-справочник. / Сост. Т.В.Зуева. – М.: Просвещение, 1999.

    5  Читаем, думаем, спорим… : дидакт.материал по лит.: 7 кл. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 10-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. http://ps.1september.ru
  3. http://lit.1september.ru
  4. http://rus.1september.ru
  5. http://slovari.gramota.ru

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

/__________/___________/

«_______»_____________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО учителей русского языка и литературы

протокол № _______ от  «______»______________2013 г.

Руководитель РМО

______________/ _________________________



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

по  литературе

на 2013 – 2014 учебный год

№ п.п.

№ урока в разделе, теме


Тема  урока

 Плановые сроки изучения учебного материала

 Скорректированные сроки изучения учебного материала


Введение (1 ч.)

1

1

Введение.

02.09. – 07.09.


Устное народное творчество (4 ч.)

2

1

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3

2

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

09.09. – 14.09.

4

3

Новгородский цикл былин.  «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

5

4

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

16.09. – 21.09.


Из древнерусской литературы (3ч.)

6

1

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок). Формирование уважительного отношения к книге.

7

2

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.

23.09. – 28.09.

8

3

«Повесть о Петре и Февронии  Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.


Из русской литературы 18 века

(2 ч.)

9

1

М.В. Ломоносов. Стихотворения.

30.09 – 05.10.

10

2

Г.Р. Державин. Стихотворения.


Из русской литературы 19 века

(27 ч.)

11

1

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Лесной царь».

07.10 – 12.10.

12

2

Вн.ч. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Поэма «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества и отваги русских солдат.

13

3

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

14.10. – 19.10.

14

4

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Понятие баллады.

15

5

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца в истории культуры.

21.10 – 26.10.

16

6

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе.

17

7

Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Дуня и Минский. Призыв к уважению человеческого достоинства.

28.10 – 02.11.

18

8

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про… купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

19

9

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в произведении..

11.11. – 16.11.

20

10

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

21

11

Р.р. Обучение анализу стихотворения.  

18.11. – 23.11.

22

12

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

23

13

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

25.11. – 30.11.

24

14

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

25

15

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров».

02.12. – 07.12.

26

16

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

27

17

Р.р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

09.12 – 14.12.






28

18

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

29

19

Вн.ч. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения поэта о судьбе народа.

16.12. – 21.12.


30

20

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

31

21

Вн.ч. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

23.12. – 28.12.

32

22

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

33

23

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (избранные главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

13.01. – 18.01.

34

24

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства и поступки.

35

25

Край ты мой родимый. Стихотворения о родной природе (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин).

20.01. – 25.01.

36

26

А.П. Чехов. Слово о писателе. Средства создания комического в рассказах «Хамелеон» и «Злоумышленник».

 

37

27

Вн.ч. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

27.01. – 01.02.







Из русской литературы 20 века

(22 ч.)

38


1

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.


39

2

Вн.ч. И.А.Бунин. Рассказы «Лапти» и «В деревне».

03.02. – 08.02.

40

3

М.А. Горький. Слово о писателе. «Детство» (избранные главы). Автобиографический характер повести. Дед Каширин. изображение быта и характеров.

41

4

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

10.02. – 15.02.

42

5

Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» (глава 3). Портрет как средство характеристики героя.

43

6

М.А. Горький. «Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды.

17.02. – 22.02.

44

7

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

45

8

В.В. Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…» мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

24.02. – 01.03.

46

9

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

47

10

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению человека.

03.03. – 08.03.

48

11

Р.р. Написание классного сочинения по теме «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

49

12

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения.

10.03. – 15.03.

50

13

Час мужества. Интервью с  участником ВОВ о военной поэзии.

51

14

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

17.03. – 22.03.

52

15

Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла».  

53

16

Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов Носова.

01.04. – 05.04.

54

17

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

55

18

Вн.ч. Ю.П. Казаков. Рассказ «По дороге».

07.04. – 12.04.

56

19

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (избранные главы из книги) как духовное напутствие молодёжи.

57

20

«Тихая моя Родина…» (стихотворения о родной природе).

14.04. – 19.04.

58

21

Р.р. Анализ стихотворения (на выбор).

59

22

Урок контроля.  Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов 20 века.

21.04. – 26.04.








28.04. – 03.05.


Из зарубежной литературы (6 ч.)

60



61





62

1

Р.Бёрнс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

2

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины.

3

Японские трёхстишия. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

63

4

Джеймс Олдридж. Слово о писателе. «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»)

05.05. – 10.05.

64

5

О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

65

6

Луиджи Пиранделло. Слово о писателе. Рассказ «Черепаха» (в сокращении).

12.05. – 17.05.


Повторение (5 ч.)

66

1

Повторение изученного материала за курс 7 класса (произведения и литературные герои).

67

2

Урок контроля. Тестирование по изученному материалу за курс 7 класса.

19.05 – 24.05.

68

 3

Анализ ошибок. Подведение итогов года. Задания для летнего чтения.

69

4

Резервный урок.

26.05. – 31.05.

70

5

Резервный урок.

Итого

  часов

В том числе:

уроков повторения  

контрольных работ

уроков внеклассного чтения

уроков развития речи

По программе

70

3

 4

6

7

Выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

/___________/ ________________/

«_________»________________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО учителей русского языка и литературы

протокол № _______ от  «______»______________2013 г.

Руководитель РМО

______________/ _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...