Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" .В материале содержатся 2 конспекта уроков по роману, опорная схема и тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ottsy_i_deti.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Н.П. Кирсанов
Базаров П.П. Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников и Кукшина
Родители
Базарова
В основе образной системы романа – антагонизм социальных групп : дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов)
Образ Базарова выступает как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.
Евгений Базаров:
- главный герой романа, центр образной системы
- новый социальный тип
- сильный характер , природный ум., трудолюбие
- основные идейные постулаты нигилизма Базарова:
- отрицание авторитетов;
-превосходство практики над умозрительностью ,эксперимента над теорией;
- отрицание искусства , эстетического значения природы;
- критерий полезности каждого вида деятельности;
- сведение любви к физиологическому процессу;
- люди – биологические индивидуумы, одинаковые , как деревья в лесу.
Павел Петрович Кирсанов – идейный противник , главный антагонист Базарова .
- узость позиции;
- слабость аргументации ;
- основные суждения – такая же крайность , что и позиция Базарова.
Николай Петрович Кирсанов
- стремление понять молодое поколение; желание идти на компромисс
- романтичная натура
- мягкость , добросердечие.
2. КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ( через нее показана эволюция героя)
Марьино
Никольское
Родители Базарова
Базаров и Тургенев
«… и если он называется нигилистом , то надо читать революционером» (И.С.Тургенев)
Тема :И.С.Тургенев : очерк жизни и творчества. Творческая история романа «Отцы и дети» .Эпоха и роман Тургенева.
Цель: 1)познакомить с биографией писателя, показать его сложную противоречивую натуру, русскую душу;
2)проследить ,как эпоха отражается в романе ;
3)раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом
Оборудование : портреты И.С.Тургенева разных лет
ХОД УРОКА:
- Орг. Часть.
- Сообщение темы и цели урока.
- вступительное слово учителя о жизни и творчестве Тургенева.
«Я не выношу неба, но жизнь, действительность , ее капризы ,ее случайности, ее привычки , ее мимолетную красоту… все это я обожаю»
Всю влюбленность в земную жизнь Тургенев выразил в своих ранних произведениях : стихах , повестях , рассказах. Язык его произведений приковывает в себе своей звучностью и силой , красотой слова. Неслучайно Тургенева считают мастером русской прозы. Язык его чист ,прекрасен, всегда свеж и ярок. Но вместе с тем в его произведениях чувствуется острота художественной зоркости автора, исключительность. Он видит дальше своих современников. По словам Добролюбова , Тургенев быстро угадывает «новые потребности, новые идеи , вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос , стоящий на очереди уже смутно начинающий волновать общество»
О Тургеневе сказано и написано очень много. Зачитайте эпиграфы и подумайте : какие особенности характера и творчества писателя они отражают?
«Главное в нем – это его правдивость» Л.Н.Толстой
«Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе , что он пробуждал «чувства добрые» , то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев» М.Е. Салтыков-Щедрин.
«В своей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева» Н.В.Гоголь
Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного , плодотворного и вместе с тем сложного и противоречивого писателя русской литературы И.С.Тургенева. Всмотритесь в его портрет .Он изображен в своем обычном костюме. Большой открытый лоб ,рождающий глубокие мысли ,усталые полузакрытые глаза ,добрый взгляд ,лицо ,испещренное морщинами, седая голова (уже в 35 лет он был седым). Все говорит об остром уме , больщом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.
Тургенев сыграл большую роль в развитии критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные ,злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами , с новыми героями: тема крепостного права, тема «лишних людей», а затем демократов-разночинцев, тема русской женщины.
Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом ,красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим, решительностью.
Тургенев прежде всего ценен и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ , он в своем творчестве показал скрытые в народе силы ,его одаренность ,душевную красоту. Он вслед за Пушкиным обличал барство дикое в условиях крепостного права, прославил человека. Воспел язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык»
Во дни сомнений , во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты дин мне поддержка и опора , о великий , могучий ,правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того , что совершается дома? Но нельзя верить , чтоб такой язык не был дан великому народу!
- Кто же такой Тургенев? Что вы знаете о нем? Какие произведения его вы читали? О чем он писал? Какие факты биографии ,личности поразили вас?
2) сообщения учащихся о жизни и творчестве Тургенева ( по учебнику Лебедева 10 кл. и ж-лу «Лвш» №6/98 с.146 «Родине поклонитесь…»
- биография Тургенева
- идейно-эстетическая позиция писателя
- особая чуткость писателя к новым веяниям времени
- мир романов Тургенева
- герои и героини Тургенева
3) беседа для закрепления
1. Чем характерна эпоха Тургенева? Как она отразилась в творчестве писателя?
2. В чем суть художественного мироощущения Тургенева?
3. Каковы общественно-политические взгляды ?
4. какие впечатления детства отразились на будущем творчестве?
5.Какова была причина ареста Т. В 1852 г.? Что было написано им в ссылке?
6. В каком произведении поднята проблема «лишнего человека»?
7. Какие произведения развивают тему трагической любви?
8. В чем своеобразие творчества последних лет жизни писателя?
ДОПОЛНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Тургенев был представителем либерального дворянства, т.е. класса консервативного по его убеждению. Он сторонник медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В его либерализме сильны демократические симпатии. Восхищался героическими людьми ,их порывами, но считал их трагически обреченными. До конца своей жизни он не смог занять четкую позицию в классовой борьбе , но он всегда оставался верен себе.
Почти половину жизни он провел за границей, поэтому некоторые обвиняли его в отсутствии патриотизма. Но Т. Глубоко любил Россию и писал только о ней и для нее. В романе «Рудин» он пишет : Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому , кто это думает, двойное горе тому , кто действительно без нее обходится»
В повести «Ася» мы видим бесконечную ностальгию .
Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. он много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70 гг. особенно ярко это проявилось в романе «Отцы и дети».
4) беседа по впечатлениям от романа и рассказ учителя об эпохе создания романа
Добролюбов подчеркивал , что современность , актуальность романов Т. Поразительна. Если уж он затронул какую-либо проблему , то это верный признак того , что скоро она станет важной для всех.
Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное , глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам , так близки , что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах романа»
- Вы прослушали отзывы о романе. Ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы актуальны и сейчас ? (отношение к природе , отношения отцов и детей)
- Чему можно поучиться у главного героя? (силе воли, самообладанию, целеустремленности, трудолюбию, самостоятельности)
- Что порицается в романе? (увлечение заграничным)
- Какие взгляды главного героя вы не приняли? (на искусство , литературу)
Связь романа с эпохой.
Роман написан в 1861 году. Время действия 1855-1861 гг – период ,сложный для России. Позорное поражение в войне с Турцией в 1855 г, смена царствования, заканчивается время реакции, в правление Александра 2 в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же утрачивает свои передовые позиции. Аристократия получала образование ради самой образованности , а разночинцы учились, для того чтобы получить профессию , приносить реальную пользу обществу , поэтому определился круг специальностей . в основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали . на этом и строится теория Базарова.
В это время в Росси активно развиваются капиталистические отношения, а их развитие тормозит крепостной строй. Назревает вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между демократами и либералами. Тургенев как либерал выходит из «Современника» , принявшего революционно-демократическую направленность. Тургенев находится в поиске нового героя эпохи, он не находит его среди дворянства, он находит его в стане идейных врагов – разночинцев –демократов. По мнению Тургенева важнее было «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье литератора , даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями»
В образе Базарова Т. Точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев точно отмечал , что роман не ответ , а скорее вопрос новому поколению : кто вы? Какие вы?. Писатель настойчиво стремится понять это в произведении . От этого произведения идут пути ко всем написанным романам о «новых людях».
Т.о. роман писался в годы , когда рушилась крепостническая система, когда общество было расколото на 2 лагеря: революционно настроенных демократов и буржуазных либералов. Реформа так и не удовлетворила чаяния демократов.
Роман начат был в 1860 г. на о.Уайте (Франция) и закончен в России в 1862 г. (ж. «Русский вестник») . Он сразу вызвал множество споров , в основном по образу Базарова.
- Закрепление .
- Как роман связан с эпохой?
- К какому социальному слою принадлежит новый герой эпохи и почему?
- Что в образе Базарова , по–вашему, вызывало ожесточенные споры?
- Итог . Д/з учебник стр.
Найти в 1-6 главах материал о Базарове , стариках Кирсановых и Аркадии?
Какие детали подчеркивают характер героев?
Отличается ли образ жизни Базарова от других персонажей и почему?
Тема: Смысл названия романа «Отцы и дети» Идейно-художественное своеобразие романа (гл.1-4)
Цель : раскрыть смысл названия произведения ; выявить идейно-художественное своеобразие романа ;
Рассмотреть какими чертами обладают главные герои , выяснить , в чем состоит идейная борьба «отцов» и «детей»
Оборудование : иллюстрации к тексту
ХОД УРОКА:
- Орг.часть
- Проверка д/з 1) какую идейную позицию занимал Тургенев ?
2) расскажите ,как создавался роман «Отцы и дети» ? Кто явился прототипом главного героя?
3) Чем привлекает и чем отталкивает образ Базарова ?
3. Сообщение темы и цели урока .
1) рассказ учителя и беседа
Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Т. Считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов) .Умение показать новое , развивающееся. Это качество Т.-художника проступает в романе «Отцы и дети» (1862) ,который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции.
Роман назван так не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг. , либеральных дворян , и шестидесятников ,разночинцев –демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых . но непростительно сводить название романа к смене общественной идеологии поколений , к конфликту аристократии и разночинцев. Роман не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения в полном смысле этого слова.
Проблема отцовства – одна из важнейших ,это проблема единства развития всего человечества.
Только осознание человеком своих корней , своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны . В романе Тургенева , либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора : кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?
« Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру( строение , взаимосвязь частей) романа.
В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г. , заканчивается зимой 1860. Это были годы , когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.
В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела , а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический.
Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу : Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров , познавший сомнение , мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.
Как Чацкий , Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах ,словах , во взаимоотношениях его с родителями , другом , любимой женщиной.
Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями ,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.
- Найдите основные детали в облике героя . ( красная ,обнаженная рука символизирует человека труда , не считающего ,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)
-Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках ? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности , портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)
- Проанализируйте сцену знакомства. Как представляется Б.? Какую роль в портрете героя играют глаза? Одежда? На каком принципе строится описание внешности героев ? ( по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять , как между героями возникает острая неприязнь.
Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции : в романе немного действующих лиц , отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя , а лишь важные , узловые ее моменты. Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры . Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.
- Найдите пейзаж во 2 главе. Как изображена жизнь предреформенной деревни. Какими языковыми средствами достигается ощущение нищеты ?
Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина эта производит сильное впечатление , что к ней нечего добавить . и сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет … небогатый край этот , не поражает ни довольством , ни трудолюбием … и т.д.» Отношение к этому вопросу , к коренным проблемам русской жизни 60-х гг. определяют идейные разногласия между Б. и другими ., которые проступают уже в экспозиции романа.
Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах , и в душевном складе героев.
Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная психология» героев. Тургенев – мастер диалога , в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Н\ р рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах .(гл.3) Мы видим , насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным , он «поет с чужого голоса» .
Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми , не прибегая к пояснению , к прямым оценкам.
Итак , в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского , Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев , а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии» : с помощью диалога , портрета , пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.
Это и является художественным своеобразием романа.
2) анализ романа . Комментированное чтение .Беседа.
- Кому посвящен роман ? Почему? ( Белинским был для Т. Не только авторитетным критиком , но весьма характерным представителем демократического общ-ва 40-х гг. Плебейство и демократизм критика ( разночинец , сын флотского врача) в какой-то мере послужили источником качеств главного героя .
1 глава: Какие события разворачиваются в главе? Почему автор точно указывает дату событий?
Каким предстает Николай Петрович ? слуга Петр?
2 глава: найдите детали портрета Б. Какое значение они имеют ? Как раскрывается через них образ героя?
Каким вы представляете Аркадия? Каковы их взаимоотношения с Базаровым?
3 глава : Что нового мы узнаем о Базарове?
Какое значение имеет пейзаж в этой главе? Почему автор уже больше не возвращается к описанию ?
4 глава : Как появляется в романе П.П.Кирсанов? Какие детали его портрета раскрывают сущность его натуры?
Как складывается общение с Базаровым? Через какие детали показана неприязнь к Базарову? Как суждения Б. влияют на мнение Аркадия?
- Итог урока: В чем же состоит смысл заглавия романа ? Назовите особенности сюжета , композиции , жанра произведения?
- Д/з чит гл.5-11 . Составить таблицу
герой | Последовательность материала | Рабочий материал |
1. Евгений Базаров | 1. Внешность 2. Происхождение 3. Воспитание 4. Черты характера, образование 5. Общественно-политические взгляды 6. Отношение к окружающим 7. Отношение окружающих к герою. 8.Речь ,лексика. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.С.ТУРГЕНЕВА
- И.С. Тургенев написал:
- «Записки врача»
- «Записки на манжетах»
- «Записки охотника»
- «Записки из Мертвого дома»
2. «Точно и сильно воспроизвести истину , реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора , даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» Кому симпатизирует Тургенев:
1. революционерам-демократам.
2. разночинцам
3. Либералам.
4. Монархистам.
3. Роман – это:
1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
2. Жанр эпоса , в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая –либо сложная философская , социальная и этическая проблема.
3. Жанр эпоса, в основе художественного метода лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.
4. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети» :
1. А.И. Герцену.
2. В.Г.Белинскому.
3.Н.А.Некрасову.
4. Другому лицу.
5. Эпилог – это:
1. Относительно самостоятельная часть произведения , в котором происходит какое-либо событие , одна из единиц художественного членения текста.
2. Дополнительный элемент композиции , часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.
3. Относительно короткий текст ,помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.
6. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является :
1. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.В. Базаровым.
2. конфликт , возникший между Базаровым и П.П.Кирсановым.
3. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.
4. Борьба между либеральными монархистами и народом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети...
презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей
Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...
Презентация к уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"
Презентация поможет учителю в проведении урока по теме " Одинцова и Базаров"...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...
- Мне нравится (1)