Опыт исследования стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» 1942г. «От слов к речи, от часа к Вечности».
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Форма урока:интегрированный урок литературы и русского языка на основе комплексного использования различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, индивидуальная и фронтальная работа, исследование текста, кластер.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности при исследовании текста.

Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создаются условия для   закрепления знаний о тексте как о сложном смысле и способах деятельности при исследовании текста; пробуждение у учащихся интереса к исследовательской работе. Помочь учащимся овладеть приёмами анализа  и синтеза новых способов  работы с информацией, развивать коммуникативные возможности учащихся  при закреплении знаний и способов деятельности при исследовании текстов. Формировать способность выделять проблемы и находить пути их решения. 

Формирование познавательных УУД: создать условия для  аналитической деятельности при работе с текстом; умение видеть глубину  и неоднозначность содержания текста ;синтез урока литературы и русского языка. Формирование УУД.

Формирование личностных УУД: воспитывать уважение к  вечным ценностям: истории, языку, памяти, культуре; вдумчивого читателя-исследователя, прививать интерес к творческому труду.

Формирование  регулятивных и коммуникативных УУД: развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и делать глубокие выводы; устанавливать причинно-следственные связи; развивать научное мышление; обогащать знаниями о способах анализа и работы с информацией; развивать способность к рефлексии, умение связно излагать свои мысли, концентрируя внимание на стержневых образах и символах; развивать самостоятельность в суждениях,  желание сотрудничать и работать в группе; развивать внимание и любознательность; формировать научное мировоззрение.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, заготовки для кластера, музыкальный и звуковой фрагменты.

Приемы и методы формирования  общеучебных  умений и навыков: проблемная ситуация, формирование гипотезы,  постановка исследовательских задач при формирования УУД: познавательных, коммуникативных , личностных и  регулятивных   (наблюдение, формирование гипотезы, анализ, синтез, составление плана действий, выбор приёмов анализа текста, фиксация результатов исследования с помощью кластера), работа с информацией в парах, индивидуальные опережающие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhestvo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опыт исследования стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» 1942г. «От слов к речи, от часа к Вечности».

Форма урока:интегрированный урок литературы и русского языка на основе комплексного использования различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, индивидуальная и фронтальная работа, исследование текста, кластер.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности при исследовании текста.

Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создаются условия для   закрепления знаний о тексте как о сложном смысле и способах деятельности при исследовании текста; пробуждение у учащихся интереса к исследовательской работе. Помочь учащимся овладеть приёмами анализа  и синтеза новых способов  работы с информацией, развивать коммуникативные возможности учащихся  при закреплении знаний и способов деятельности при исследовании текстов. Формировать способность выделять проблемы и находить пути их решения.  

Формирование познавательных УУД: создать условия для  аналитической деятельности при работе с текстом; умение видеть глубину  и неоднозначность содержания текста ;синтез урока литературы и русского языка. Формирование УУД.

Формирование личностных УУД: воспитывать уважение к  вечным ценностям: истории, языку, памяти, культуре; вдумчивого читателя-исследователя, прививать интерес к творческому труду.

Формирование  регулятивных и коммуникативных УУД: развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и делать глубокие выводы; устанавливать причинно-следственные связи; развивать научное мышление; обогащать знаниями о способах анализа и работы с информацией; развивать способность к рефлексии, умение связно излагать свои мысли, концентрируя внимание на стержневых образах и символах; развивать самостоятельность в суждениях,  желание сотрудничать и работать в группе; развивать внимание и любознательность; формировать научное мировоззрение.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, заготовки для кластера, музыкальный и звуковой фрагменты.

Приемы и методы формирования  общеучебных  умений и навыков: проблемная ситуация, формирование гипотезы,  постановка исследовательских задач при формирования УУД: познавательных, коммуникативных , личностных и  регулятивных   (наблюдение, формирование гипотезы, анализ, синтез, составление плана действий, выбор приёмов анализа текста, фиксация результатов исследования с помощью кластера), работа с информацией в парах, индивидуальные опережающие задания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цели: создание позитивного эмоционального настроя у учеников.

Проверка организации рабочего места, организация внимания.

Учащиеся проверяют  готовность к уроку. Знакомятся с раздаточным материалом.

Формирование регулятивных УУД,  выполнение НОТ учащихся.

Мотивация исследовательской деятельности, целеполагание.

Цели: актуализировать знания, создать проблемную ситуацию, заинтересовать предстоящим исследованием, создать внутреннюю потребность включения в учебную деятельность; наметить стратегию действий; повторить имеющиеся сведения о приёмах анализа текста.

Актуализирует знания учащихся. приводит интересные факты ,связанные с созданием этого произведения,   мнение филологов. Заинтересовывает тем, что одно из самых известных стихотворений не нашло достаточного отражения в литературоведение.

Почему?

Организует восприятие текста, выдвижение гипотезы и целей исследования

Совместно с учащимися выбирают стратегию исследования, вырабатывают план действий, опираясь на уже имеющийся опыт лингвистического анализа текста.

Выполняют индивидуальные- опережающие задания.

Принимают участие в обсуждении первичного восприятия  текста,  формулируют свои предположения, гипотезу.

Используя  накопленный опыт, намечают стратегию исследования, план анализа:








 Формирование компетенций для продолжения образования и самообразования: умение и желание учиться, планировать и выбирать стратегию, выстраивать гипотезу; ценностно-смыслового  самоопределения при работе на уроке.

 Расширение общекультурного кругозора.

Изучение новых знаний и способов деятельности.

  Цели:

познакомить с таким приёмом анализа текста, как кластер; распределить исследуемый материал по группам для детального анализа текста по определённым параметрам; формировать целостное представление о тексте как о сложной смысловой структуре; развивать умения работать в диалоге с членами группы; приходя к единым выводам и умозаключениям.

Учитель направляет учащихся на выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность суждений, дифференцирует задания.

Конкретизирует  план действий.

 Помогает сформулировать несколько версий, разрабатывает каждую из них  посредством эвристической беседы, наблюдений, интерпретаций .

Приводит к выводам и формулировкам, отражающим ход мысли .

Расширяет знания о приёмах исследования текста.

Заинтересовывает новым приёмом исследования. Предлагает  составить кластер,  уточняет правила работы над ним.

Иллюстрирует возможности кластера.

Распределяет задания (возможно в группах), принимая на себя роль консультанта.

Выслушивает  полученные  в результате исследования ответы.

Организовывает обсуждение.

Обговаривают и комментируют план работы: чтение-анализ текста « под лингвистическим микроскопом»-интерпретация-вывод.

Уясняют сущность   кластере как нелинейной формы мышления.

Усваивают новый приём исследования текста, сравнивают с уже известными( ассоциативные ряды, конспект, ключевые слова, Синквейн и др.), понимают его  преимущества.

Распределяются по группам, исследуют текст по предложенным параметрам:

1 Найти слово-образ. отражённое в структуре предложений (Весы…).

Доказать свой выбор, используя схемы и структуры СПП.

2.Сообщение подготовленного ученика о символике слова «весы» в мировой литературе и культуре.

3.Формы времени глаголов, их роль в раскрытии  образа Времени (настоящее, будущее, прошедшее, неопределённое).

4.Можно ли определить жанр? Какой именно? 5.Художественные средства текста и смысл.

Сообщают о полученных результатах, делятся размышлениями, приходят к выводам.

Формирование компетенций: умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Организовывать и планировать работу в зависимости от задачи исследования.

Формирование компетенций: умение самостоятельно применять знания, используя разнообразные приёмы  извлечения новой информации. Формирование познавательных УУД: усвоение нового приёма исследования текста; регулятивные УУД(приём кластера, мозгового штурма, чтение под микроскопом).

Релаксационная пауза.

Здоровьесберегающие технологии .

 Слушают в записи русскую народную казачью песню «Чёрный ворон» (можно подпевать).

Как связана эта песня с тем, о чём сегодня мы с вами говорим?

Слушают, размышляют, сопереживают, подпевают.

Формирование личностных УУД: эмоционально и трепетно относиться к своему историческому, культурному наследию.

Первичное закрепление нового материала и его применение в новых условиях

Цели:

сформировать устойчивые навыки лингво- стилистического анализа текста; расширять знания о разнообразных приёмах анализа; умение выстраивать логические связи между смыслом и структурой, образами и символами, грамматическими формами и внутренним сюжетом. Синтез знаний литературных и языковых знаний.

Организует систематизацию полученных знаний.

Обращает внимание учащихся на форму записей для составления кластера. Формирование навыка    графического оформления собственных мыслей.

Помогает установить аналогии, прийти к выводам .

Демонстрирует итоговый слайд-кластер.

Просит обобщить итоги анализа стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество»

Работают со своими записями, рисунками, символами, графически оформляют кластер.

Размышляют над логическими связями внутри стихотворения, устанавливают аналогии

Выстраивают ассоциативные ряды, подключают воображение, интуицию.

Обобщают  исследованный материал в полноценное монологическое высказывание, рассуждение.

Формирование познавательных и  коммуникативных УУД; умений    мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, используя приём кластера; владение технологиями «мозгового штурма» для  выявления концепта, глубоко спрятанного смысла.

 

Контроль и коррекция. Подведение итогов.

Цели:  

 Развивать умение учащихся выделить способы действия, которые приводят к получению знаний.  











 

Организовывает прослушивание стихотворения «Мужество» в исполнении Анны Ахматовой

Задаёт вопрос для размышления: Нуждается ли в защите русская речь сегодня? Есть ли враг? Кто он?

Организует заключительную дискуссию с выходом на результаты социологическое исследования, проведённого в нашей школе  ученицей 11-В класса Юлей Шевкуновой  на тему: «Нуждается ли сегодня русский язык в защите?» .

Озвучивает   мнение Александра Галича о врагах языка, которые похуже Мамая.

Слушают стихотворение в исполнении автора. Отвечают на вопрос, дискутируют.

 Разделяют тревогу юного исследователя  по поводу безответственного отношения  многих людей к « великому русскому слову» в современной ситуации мира без войны.




Косвенно дают оценку и своим взглядам на реалии времени.

Открытость в осмыслении действительности.



Формирование регулятивных УУД : умение корректировать , давать оценку своей деятельности.

Осознание необходимости присоединить к уже имеющимся навыкам и способам деятельности новых технологий.













Подведение итогов. Рефлексия

Цель: инициировать рефлексию по осознанию способов получения новых знаний .

Предлагает продолжить фразу по словам-опорам.

Осмысливают свои недоработки ,выделяют основные виды деятельности.

Формирование компетенций  в исследовательской деятельности  (освоение новых приёмов и способов исследования текста); и в плане продолжения образования и эффективного самообразования.

Домашнее задание.

Цели: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения задания.

Способствует мотивированному выполнению задания, с опорой на результаты исследования, зафиксированные в кластере.

 Написать сочинение-ЭССЕ «Мои размышления над мужественными  строчками стихотворения А.А. Ахматовой»

Записывают задание, уточняют детали.

Формирование  познавательных и регулятивных УУД усвоение содержания нового материала, осознанного выбора способов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"

Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...

«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)

Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...

Звуковой файл. А.А.Ахматова. "Мужество" (авторское чтение)

Звуковой файл к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"...

Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»

  Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутренне...

Анализ стихотворения А. Ахматовой "Мужество"

Анализ стихотворения, история создания, использование художественных выразительных средств...