Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
методическая разработка (11 класс) по теме

Стороженко Татьяна Николаеввна

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления опыта прошлых поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия  - размышления  

(на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Цель занятия: создать условия для осознания нравственной ответственности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение через  отношение к общечеловеческим  жизненным ценностям.                     

Задачи:

- обеспечить уровень всесторонней нравственной оценки понятия «Родина»  на основе лирики известных поэтов.

- расширить понятие «Родина», соотнести его с ассоциативными рядами «цвет», «звук», «пространство», «время», «самобытность», «идеал».

- развивать навыки анализа и сравнения понятий на примере конкретных слов и поэтических  текстов.

                                              Ход занятия.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами занятие – размышление. Хочу начать разговор с того, что современные люди находятся в интерактивном информационном пространстве: книга, радио, телевидение, интернет. На что – то мы реагируем, а можем просто не обращать внимания. Но когда мы слышим мнение какого – то известного человека, всё – равно, хотя бы внутри себя, как – то анализируем, отвечаем на  услышанное. Согласны?

Отправной точкой для нашего размышления предлагаю послушать мнение известного журналиста А.Невзорова на передаче «Открытия студия».  Тема передачи «Где вы, патриоты?».

Ролик  фрагмента передачи «Открытая студия»

Посмотрите на текст реплики. Какое ключевое слово вы бы выделили? Как бы определили тему нашего занятия? Размышление о…чём?

Обратите внимание «Открытая студия», то есть формат передачи позволяет   набрать номер и включиться в разговор. Это просто сделать? Что для этого нужно?/Хорошо представлять, о чём идет разговор, то есть определиться с понятием. Уметь аргументировать свою точку зрения./ Именно над понятием «Родина» мы будем размышлять, учиться находить способы поиска аргументов на материале литературы, а точнее лирики М.Цветаевой и А.Ахматовой/

Но вначале  определимся с  ключевым словом, которое мы  выделили. «Родина». Подберите к данному слову однокоренные слова. /Работают самостоятельно/ Помогает ли словообразовательная модель углубить данное понятие. Приведите примеры. Какие контекстуальные синонимы к слову «родина» использует Невзоров, ведь у него нет слов из   словообразовательной модели /Военкомат, налоги, чудовище/ Совпали лексемы с нашими?

Во время работы со словом у вас возникал какой – либо визуальный ассоциативный ряд, связанный с понятием Родина?  А у Невзорова, какая основная выпирающая ассоциация? /Чудовище/Что же? Всё, что мы услышали, воспринимается на уровне интеллекта, расчёта или чувств?/Чувств/ Как можно выразить чувства?/Живопись, музыка, мимика, кинестэтика, слово/

Итак, слово. Идеальная форма  для выражения чувств – это /Лирика/Чувства – родовое отличие лирики. Вы изучили творчество и Ахматовой, и Цветаевой. Обратимся к их точке зрения. Если вспомнить биографии поэтов, можно ли сказать что Родина для них  стала «омерзительным чудовищем, злобным, бессмысленным, пожирающим своих детей»? /Наверное, да/ А что ответят  говорят поэты? Предлагаю поработать над стихотворениями на тему Родины этих поэтов. Вы слушаете стихотворения и работаете над текстами. Перед вами вопросы литературоведческого и лингвистического анализа, таблица для фиксирования результатов анализа. Работаете вы в группах. Две группы над стихотворением «Тоска по Родине», две группы над стихотворением «Родная земля». Вопросы одинаковые для всех групп.

                                                     Анализ стихотворений.

Ключевые вопросы анализа.

«Тоска по Родине» М. Цветаева

«Родная земля» А.Ахматова

Кто является лирическим героем стихотворения? Какие чувства он испытывает?

Лирический герой – М.И. Цветаева.

Это чувства потери, горечи, обиды, растерянности, даже иронии и тоски

Лирический герой – А.А. Ахматова.

Это чувства, связанные с перенесённой трагедией, болью, но и гордости, уверенности в своём мнении.

С помощью каких художественных средств  выражены чувства в стихотворении?

Метафоры: «разоблачённая морока», «ощетиниваться пленным львом».

Сравнения: «дом…как госпиталь или казарма»…

Эпитеты: «горький сон», «обетованный рай».

Метафоры: «грязь на калошах», «хруст на зубах», «прах».

Найдите ключевые слова. Какие образы Родины в данном стихотворении?

Дом, людская среда, язык, душа, край, родимое пятно, храм, рябина.

Не обетованный рай, не предмет купли и продажи, грязь на калошах, хруст на зубах, ни в чём не замешанный прах, земля

В чём особенность композиции стихотворения?

Антитеза. «Но если на дороге – куст встаёт, особенно рябина»

Частицы  не, да, но разделяют на три части. Последняя часть - антитеза

Какова идея, основная мысль стихотворения?

Много перенесено в жизни, но Родина остаётся неизменной категорией, связанной с прекрасными образами. Трагедию в судьбах создают люди.

Жизнь, смерть,  судьба, Родная земля – понятия одного философского ряда, над которыми мы, порой, просто не задумываемся, мы – часть этого. В том числе и Родины.

-Можно сказать, что лирика – это ещё и способ осмысления жизни?/Да/

- Скажите, образы, отношение к Родине, чувство Родины совпали у Ахматовой, Цветаевой и Невзорова? /Нет/

Что ж. Подведём итоги.

- Что же такое Родина для человека?

- Как и какие аргументы мы нашли? Сформировалось ли у вас своя точка зрения.

- Кто вступит в полемику с Невзоровым  и выскажет свою точку зрения.

        X. Творческое задание: в программе «Открытая студия» всегда ведётся опрос. Напишите эссе, выбрав один из ответов. Что такое любовь к Родине, патриотизм (У Даля «отечестволюбие»)?

                                          - условие выживания страны;

                                         - это что – то очень личное;

                                           - последнее прибежище негодяя.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...

Лингвистический анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Песня последней встречи"

Биография поэта. Художественный мир поэта. Лингвистический анализ стихотворения «Песня последней встречи»Библиография.     ...

Анализ стихотворения М.Цветаевой "Тоска по родине.Давно..."

В  своей работе, связанной с обучением учащихся анализу поэтического текста, я опиралась на труды выдающихся филологов: Ю.М.Лотмана, М.Л.Гаспарова, Е.Г.Эткинда, В.В.Кожинова, Д.Магомедовой и др.....

САМИЗДАТ: НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СССР (1950-1980-е гг.) (урок-размышление на основе анализа документов)

САМИЗДАТ: НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКАВ СССР (1950-1980-е гг.)(урок-размышление на основе анализа документов)...

Тема: «После всего». Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Кого когда –то называли люди …»

Эпиграф.Молчат гробницы, мумии и кости,—Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и ...