Тема: «После всего». Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Кого когда –то называли люди …»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Качмазова Светлана Казбековна

Эпиграф.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный  речь.

                                                                                                                                               И.А.Бунин.

 

Ход урока.

1.Слово учителя.

       В центре нашего внимания сегодня стихотворение А.А.Ахматовой «Кого когда – то называли люди…» , написанное предположительно в 1945 году. Она придавала этому стихотворению исключительное значение в качестве философского вывода её поэтики. Мы начнём знакомство с ним, заслушав выступление исследователя творчества А.Ахматовой об истории публикации стихотворения.

 2. Выступление ученика.

       Это стихотворение  было напечатано в серии «Библиотека поэта» в 1976 году, вероятно, по цензурным причинам, в составе «других редакций и вариантов». При жизни Ахматовой было опубликовано только заключительное четверостишие в журнале «Новый мир»  № 1 ,в 1963 году.

       А.Ахматова придавала этому стихотворению особое значение в качестве «последнего слова», философского вывода её поэтики. Обращает на себя внимание тот факт, что в списке стихотворений , которые должны были составить последнюю книгу А.Ахматовой «Бег времени», это стихотворение снабжено пометкой «после всего». Не меньший интерес вызывают и  варианты  эпитета перед словом «роз» в последней строке второй строфы стихотворения. Первоначально это было «бессмертных роз». В дальнейшем – «блаженных», и в последнем варианте – «священных».

3. Чтение учителем наизусть  стихотворения  «Кого когда – то называли люди…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpsvdcxi_urok-literatury-v-11-klasse-a.ahmatova.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 11 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы

 МКОУСОШ №5 г.Алагира РСО-Алания

Качмазова Светлана Казбековна.

Тема: «После всего».  Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Кого когда –то называли люди …»

Цель. Познакомить учащихся с поздним периодом творчества А.Ахматовой, с «последним словом» поэта.

Изучить работы литературоведов , посвящённые этому периоду.

Проанализировать стихотворение и сформулировать поэтическое кредо А.Ахматовой.

Эпиграф.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный  речь.

                                                                                                                                               И.А.Бунин.

Ход урока.

1.Слово учителя.

       В центре нашего внимания сегодня стихотворение А.А.Ахматовой «Кого когда – то называли люди…» , написанное предположительно в 1945 году. Она придавала этому стихотворению исключительное значение в качестве философского вывода её поэтики. Мы начнём знакомство с ним, заслушав выступление исследователя творчества А.Ахматовой об истории публикации стихотворения.

 2. Выступление ученика.

       Это стихотворение  было напечатано в серии «Библиотека поэта» в 1976 году, вероятно, по цензурным причинам, в составе «других редакций и вариантов». При жизни Ахматовой было опубликовано только заключительное четверостишие в журнале «Новый мир»  № 1 ,в 1963 году.

       А.Ахматова придавала этому стихотворению особое значение в качестве «последнего слова», философского вывода её поэтики. Обращает на себя внимание тот факт, что в списке стихотворений , которые должны были составить последнюю книгу А.Ахматовой «Бег времени», это стихотворение снабжено пометкой «после всего». Не меньший интерес вызывают и  варианты  эпитета перед словом «роз» в последней строке второй строфы стихотворения. Первоначально это было «бессмертных роз». В дальнейшем – «блаженных», и в последнем варианте – «священных».

3. Чтение учителем наизусть  стихотворения  «Кого когда – то называли люди…»

Кого когда-то называли люди  

Царем в насмешку, Богом в самом деле.

Кто был убит - и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль,

И долговечней - царственное слово.

( 1945 г. )

4.Анализ стихотворения .

--- Учитель: выпишите словесный ряд значимых слов.

Бог, орудье пытки, смерть, печаль , слово, люди, истлевает.

--- Учитель: как можно объяснить в данном контексте  противопоставление :«люди – Бог»?

Бог един, противников его – людей- несчётное число: «свидетели Христовы, сплетницы-старухи, солдаты, прокуратор Рима».

--- «истлевает – всего прочнее»?

 Свой срок жизни есть  не только у людей, но и у вещей: «истлевает сталь», «крошится мрамор», «ржавеет золото». Впрочем, существуют и вечные явления. Самой прочной на земле Ахматова называет печаль. Самым долговечным –  «царственное» слово.

-- Учитель: как подчёркивается, усиливается вина людей , вкусивших смерть  Спасителя ? Какой синтаксический приём использован поэтом?

Первая строфа стихотворения представлена однородными придаточными предложениями при отсутствии главного. Использован намеренный обрыв мысли , обозначенный многоточием. Всё это заставляет читателя догадываться о том, какая же мысль отсутствует, о ком идёт речь. Видимо, это слишком очевидно для всех: это Тот, кто своими страданиями и смертью искупил грехи человечества.

-- Учитель: как обозначен конфликт в первом четверостишии?

Бог, слово поэта и его сердце, согревающее своей теплотой «орудье пытки», символ веры – люди и их слово. Особенность стилистического построения второй строфы  сведён к короткой фразе «все прошли». Здесь обращает на себя внимание обобщающее слово «все», которое вбирает намеренно сниженные образы сплетниц- старух, солдат и даже великого прокуратора Рима, от которых ничего не осталось: «Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой». Не знающее жалости время всех перемололо, всех уничтожило – и грешников, и праведников. Каким бы ни был человек, конец один – смерть. Строфа заканчивается почти величественно. Таким образом, А.Ахматова  в начале второй строфы использует намеренно книжную лексику , переходя к  сниженным словам, затем  от нейтральных (арка, море, утёс) переходит к возвышенным образам(запах «священных роз»).

-- Учитель: какова главная мысль второй строфы?

Вечен Бог, его жертва, его заповеди, его слово. Все люди – смертны. Добрые, злые, страшные, смешные, бедные и богатые, власть имеющие и бесправные – все.

--Учитель: кто из героев первой строфы не присутствует во второй. Почему?

Лирический герой.

-- Учитель: как соотносятся первая и третья строфы стихотворения7

В первых двух строках третьей строфы сформулирован вывод: « К смерти всё готово». Но затем неожиданно звучит мысль о том, что бессмертны печаль и «царственное слово». И мы приходим к пониманию, что первая и третья строфы  являются как бы отражением друг друга: в первой строфе рядом Бог и сердце поэта, в третьей – Бог и Слово поэта.

--- Как можно итерпретировать эту мысль?

Поэт является посредником между Богом и людьми. Он обязан нести Божью истину через «царственное» слово. В награду его ждёт трагическая судьба избранного Богом

--- Какие морфологические формы использованы для выражения этой мысли?

Всё людское, материальное выражено глаголами в настоящем времени-«ржавеет, истлевает, крошится», чтобы показать процесс разрушения. В материальном же мире нет ничего неподвластного смерти, и для этого используются прилагательные в превосходной степени- «всего прочнее, долговечней».

--- Учитель. Подведём итог .

Рано или поздно любой вещи приходит конец, у настоящего искусства срока годности не бывает. Царственное слово способно не просто вступить в битву со временем, но и выйти из нее победителем. Для этого оно должно быть правдивым, выстраданным, искренним. А.Ахматова  осознавала свою высокую писательскую миссию, что давало ей силы творить, несмотря ни на что, невзирая на отсутствие широкого признания. Поэтому ее «царственное слово» заслужило место в веках, в мировой культуре.

---- Сформулируйте основную мысль стихотворения, используя мысли знаменитых людей.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

                     М.Ю.Лермонтов.

Но забыли мы, что осиянно 
Только слово средь земных тревог, 
И в Евангелии от Иоанна 
Сказано, что Слово это – Бог.

                  Н.Гумилёв.

Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!

                        В.Брюсов.

Домашнее задание: провести сопоставительный анализ стихотворений А.Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»  и А.С.Пушкина «Пророк».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"

Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...

«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)

Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...

Опыт исследования стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» 1942г. «От слов к речи, от часа к Вечности».

Форма урока:интегрированный урок литературы и русского языка на основе комплексного использования различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, индивидуальная и фронтальная работа, исследовани...

Лингвистический анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Песня последней встречи"

Биография поэта. Художественный мир поэта. Лингвистический анализ стихотворения «Песня последней встречи»Библиография.     ...

Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)

Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...