Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Жирнова Светлана Юрьевна

Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)

Тип урока: урок-диалог

Цель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лирических произведений М. Ю. Лермонтова; развитие опыта работы с поэтическим текстом как текстом культуры и материалом личностного самостроительства.

Учебная задача: выявить особенности философской лирики поэта;

Личностная задача: посмотреть на себя со стороны как на участника диалога и соотнести мировосприятие поэта с проблематикой собственного бытия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka-dialoga.doc42 КБ
Microsoft Office document icon refleksivnaya_karta.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                             Разработка урока.( 9 класс)

Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок-диалог

Цель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лирических произведений М. Ю. Лермонтова; развитие опыта работы с поэтическим текстом как текстом культуры и материалом личностного самостроительства.

Учебная задача: выявить особенности философской лирики поэта;

Личностная задача: посмотреть на себя со стороны как на участника диалога и соотнести мировосприятие поэта с проблематикой собственного бытия.

Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, свечи, сборники  стихов, раздаточный материал (рефлексивная карта), презентация.

                                     Ход урока:

1.Диалогическая ситуация « Самопрезентация» :

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, к предлагаемой теме. Предлагает подумать о предстоящем уроке, приглашает учеников к организации урока и представляет свободу выбора:

- Сотворение урока- это только дело учителя? Посмотрите перед каким выбором мы сейчас стоим.

Слайд .

  • Сотворить доброе, прекрасное;
  • Сотворить единение;
  • Создать разобщение, противостояние, конфликт;
  • Создать ложь, взаимодействие «масок»;
  • Разрушить кем-то создаваемое «прекрасное»;
  • Ничего не создать;
  1. Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке.

Раздаются бланки проективной методики: «Я – автор своего образования и соавтор урока».

Учащимся предлагается закончить предложения:

  • Этот урок является для меня…
  • Мне хотелось бы на уроке…
  • Я чувствую (ощущаю)…

Учитель предлагает ученикам задать (вписать) вопросы, важные для них и связанные с контекстом урока. Учащиеся ,согласно предложенному образцу , формулируют образовательные запросы к ситуации урока.

3.Диалогическая ситуация «Рефлексивная пауза»:

Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме.

4.Проблемная ситуация взаимодействия с художественным текстом:

Педагог предлагает прочитать и обсудить стихотворение Лермонтова « Небо и звёзды». Процесс взаимодействия здесь- это процесс перевода данного произведения в собственный текст, индивидуальный для каждого ученика. Ученики делятся своими интерпретациями стихотворения, своим отношением к нему.

            Небо и звезды

                              1831

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!

Чем ты несчастлив?-
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо-
Звёзды и небо!- а я человек!...

Люди друг к другу
Зависть питают,
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал

Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:

  • О чём это стихотворение? О небе и звёздах?
  • Кстати, когда вы в последний раз смотрели на небо и о чём думали? Ответить можно молча – самому себе.
  • Какую проблему ставит, по-вашему поэт?
  • В чём конфликт? Что это-«завидую звёздам»?
  • Каким вы себе представляете лирического героя?
  • Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?

Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, затрагивая тему одиночества людей, их несчастий, неразгаданной ими тайны мироздания.

Предлагает в связи с этим прочитать ещё одно стихотворение поэта.

Ангел

1831

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Для упорядочения работы учитель задаёт вопросы:

  • О каком ангеле идёт речь в стихотворении?
  • «Он душу младую в объятиях нёс…» Чью душу?
  • Какое настроение вызывает стихотворение? Грусть? Но почему? Рождение ребёнка - это великая радость! Представляю, каким счастливым было для ваших родителей ваше появление на свет.
  • Но… «…звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Что , по-вашему, имел в виду Лермонтов? В чём смысл противопоставления неба и земли? И почему земля « скучная»? Для вас тоже?
  • А что вы знаете о детстве поэта- не могло ли оно повлиять на выбор лейтмотива поэтических произведений?

Учитель должен показать детям, что ему интересны их точки зрения, их ценности, их участие в решении учебной задачи.

Обращаемся к следующему стихотворению:

Нищий

1830

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Вопрос:

  • Какая проблема  звучит в «Нищем» и можете ли вы её считать «своей»? Я не требую признания на уроке, где, когда и кем были обмануты ваши чувства, просто прошу сейчас мысленно представить картину, ситуацию, когда вы оказывались в таком же душевном состоянии, как и лирический герой Лермонтова.

После разбора тем и проблем трёх предложенных ученикам стихотворений учитель просит учеников выписать из них слова и выражения , которые создают определённый мотив( «для мира и слёз», «томилась она» и т. п. ) и отражают конфликт, противостояние разных миров, разных позиций (счастье-несчастье, небо-земля, хлеб-камень, святая песня неба-скучные песни земли, человек-ангел).

5. Рефлексия урока. (заполнение рефлексивной карты (см. приложение)

6. Домашнее задание:

В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».

  • Если бы вы создавали фильм по мотивам того стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы?
  • Что главным было бы в этом фильме?
  • В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения «Благодарность».

           1840

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.



Предварительный просмотр:

(Приложение №1)                       

                                  Рефлексивная карта.

Ф. И.______________________________ класс________________

Тема урока______________________________________________

_________________________________________________________


Интересный момент урока


Мне не понравилось


Мой вклад в урок

Оценка , поставленная самому себе,-какая, за что.



Мои предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

МОТИВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА

В статье рассматривается феномен философской лирики С.А.Есенина в контексте эволюции личности поэта. ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.

Интегрированный урок (литература+право) проводится на материале философской лирики А.С.Пушкина , в центре которой Человек. Вопрос "Сущность Человека как проблема философии" созвучна поднимае...

Гармония взаимоотношений человека с окружающим миром в лирике М.Ю.Лермонтова.

Гармония взаимоотношений человека с окружающим миром  в лирике М.Ю.Лермонтова....

Философская лирика М. Ю. Лермонтова

Цель: углубить знания учеников о философской лирике М. Ю. Лермонтова.Задачи:развивать навыки анализа текстов лирических произведений;воспитывать любовь к русскому слову;формировать мировоззрение...