Философская лирика М. Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе

Антонова Валерия Александровна

 

Цель: углубить знания учеников о философской лирике М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений;
  • воспитывать любовь к русскому слову;
  • формировать мировоззрение учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_filosofskaya_lirika_m._yu._lermontova.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Философская лирика М. Ю. Лермонтова

Цель: углубить знания учеников о философской лирике М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений;
  • воспитывать любовь к русскому слову;
  • формировать мировоззрение учащихся.

Ход урока

Оценка/ Заметки

I. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

II. Объяснение нового материала

    – Сегодня на уроке наше знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова продолжается. На этом уроке мы с вами откроем для себя М. Ю. Лермонтова – философа. Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока: «Философская лирика М. Ю. Лермонтова».

    Ребята, давайте вспомним, какую лирику мы можем назвать философской?

      – Отвечают несколько учеников: произведения, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку, представление о мироустройстве, устройстве человеческого общества; это стихи, в которых запечатлены философские размышления о смысле жизни, о животрепещущих вопросах человеческого бытия.

    – Совершенно верно, ребята. Как вы считаете, когда человек обращается к философским произведениям?

    – Когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение.

    – Правильно. Философия приходит на помощь тогда, когда нужно лучше понять целостную систему «мир – человек». Кому, как ни поэту, человеку, остро чувствующему жизнь, обладающему удивительным даром выражать свои мысли в особой форме, не обратиться к размышлениям о взаимоотношениях индивида и общества, о смысле жизни, об истоках духовного развития и совершенства.

    Обращался к философской тематике М. Ю. Лермонтов.

    В. Г. Белинский писал о Лермонтове: «Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник».

    Для лирических произведений М. Ю. Лермонтова характерны мотивы духовного одиночества, грусти. Почему такой настрой доминирует в творчестве поэта? Можно предположить, что это свойство его натуры. Но на самом деле это не так. Главная причина – это веяния того времени. Разрыв между реалиями мира и идеалом, видимым поэту, непреодолим. Каков этот идеал? Это сильный, свободный человек, готовый к подвигу.

    Мотивы одиночества являются главными и всеобъемлющими в лирике Лермонтова («Никто не дорожит мной на земле», «И сам себе я в тягость, как другим» из «1831-го июня 11 дня»). Но они не сами по себе: вопросы духовного совершенства соседствуют с философическими вопросами – вопросами поиска цели жизни и смысла бытия.

    У Лермонтова самым тесным образом связаны философия и любовь. Тема любви в творчестве Лермонтова довольно часто приобретает философскую окраску: лермонтовский стих – это не столько рассказ о возникшем чувстве, сколько рассуждение о любви. В стихах о любви Лермонтова поднимаются важнейшие философские вопросы.

    Программная работа М. Ю. Лермонтова «Дума» – произведение в равной степени сатирическое и философское. Оно настраивает нас на серьёзные размышления.

«Дума»

    – Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение?

    – Гнев, горечь, иронию, грусть.

    – Как бы вы определили жанр стихотворения?

    – Ответы учеников: элегия, сатира.

    – Вы правы. Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации, ее неразрешимость, безысходность.

    В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

    – В стихотворении будто бы даже и нет поэта, который противостоит своему поколению. Автор не отделяет себя от современников, везде пишет «мы», принимая и на собственный счет все перечисляемые пороки и потери: бесцельное усвоение опыта «отцов» (их ошибки и «поздний ум» – это и общечеловеческая закономерность, то, что люди с возрастом «остепеняются», теряют задор молодости, и конкретно-историческая ситуация, общественная апатия после гражданского энтузиазма времен декабристов), бессмысленную работу ума, усталость от бездеятельной жизни, равнодушие к добру и злу (здесь оно у Лермонтова «постыдно»), отсутствие мужества и гордости (снятые при первой публикации строки «Перед опасностью позорно малодушны / И перед

властию – презренные рабы»), вынужденную скрытность (современники таят «завистливо от ближних и друзей / Надежды лучшие и голос благородный / Неверием осмеянных страстей»), быструю растрату «юных сил», способности к радостям, отсутствие «восторга» в отношении к искусству, ненужное сбережение «в груди остатка чувства» с чисто случайными его проявлениями («И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви»), дисгармоническую противоречивость внутреннего мира («И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови», то есть любое «воспламенение» заранее готово погаснуть).

    – На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?

    – 1-й катрен – тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени – «состарится».

    2 – 4-й катрены – развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.

    5 – 9-й катрены – антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголов, но в 5 – 6-м катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 – 9-м катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя «огонь кипит в крови». Результат такой жизни – прийти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов.

     10 – 11-й катрены – синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов XIX века не способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблен презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдем», «оскорбит» стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла «без шума и следа», не родив гениев. Толпа – это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся личностей, нет индивидуальностей.

    – Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?

    – Поколение 30-х из «детей» стало «отцами», детьми стали его потомки, которые подходят к прошлому «со строгостью судьи».

    – Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?

   –  Толпа – это масса, из которой невозможно вычленить отдельного человека. Здесь нет личностей, нет индивидуальностей. Поколение Лермонтова уйдет, не оставив после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств оно не пробудило. Поколение Лермонтова – это люди, которые не живут, а прозябают, это люди, живущие без борьбы  («В начале поприща мы вянем без борьбы»). А жизнь без борьбы (хоть с той же бурей) для поэта не жизнь.

   –  Главная тема «Думы» – осуждение инертности и апатии современников. Да, времена непростые: жесточайшая политическая реакция, время господства «голубых мундиров». И, как следствие, – молодое поколение скептически относится к жизни, ставит под сомнение жизненные идеалы. Бездействие, понимание трагизма эпохи, ощущение пустоты и бессмысленности существования – и думается многим: у молодого поколения нет будущего.

    «Будущее» всегда занимало особое место в философии и в человеческом мышлении вообще. Людям свойственно думать о будущем. И, если есть понимание, что будущего нет – то это страшно.

    Образ толпы становится главным и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».

«Как часто, пестрою толпою окружен…»

    – Какие два мира владеют чувствами лирического героя в стихотворении?

    – Внешний мир и внутренний мир лирического героя.

    – Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

    – Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.

    – Как характеризует реальный мир глагольная лексика?

    – Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение – мелькают, касаются – создает ощущение чего-то незначительного, случайного.

    – 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, – это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?

    – Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный.

    – Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?

    – Мир как бы приближается к лирическому герою, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический герой с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.

    – Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?

    – Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.

    – Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?

    – Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».

    – Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?

    – Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.

    – Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?

    – Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей».

    – Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»?   В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?

    – В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность

нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.

    – Ребята, вы хорошо поработали. На партах вы видите листочки с таблицей, которую вы должны самостоятельно заполнить. После анализа стихотворения у вас не должно возникнуть затруднений с ее заполнением. Не забудьте подписать ваш листочек.

    – В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» Лермонтов прямо сталкивает светлую мечту и праздничный шум новогоднего маскарада. Обычно в романтической лирике герой независим от маскарадного мира, в котором под маской скрыто подлинное лицо. Так и здесь, герой внутренне далек от маскарада («Когда касаются холодных рук моих...», «Наружно погружаясь в их блеск и суету...»). Вся композиция стихотворения отражает раздвоенность лирического героя, находящегося и в маскарадном чаду, и вне его. Герой сохраняет самостоятельность, он пытается сопротивляться, но в то же время не может вырваться из «светской» суеты. И тогда мысленно он уходит в свою мечту. По контрасту с шумным, веселым, блестящим маскарадным миром мечта поэта и образы, встающие

перед ним, оказываются внешне невыразительными и даже бедными: запустение («Сад с разрушенной теплицей», «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд»), покой, тишина. Но одновременно здесь царят вольная жизнь, чистота помыслов и чувств.

Итог

    В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.

*Звучит аудиозапись стихотворения

*Чтение стихотворение наизусть заранее было подготовлено учеником

*оценить ученика

*В процессе анализа стихотворения учитель раздает ученикам таблицу (2 варианта) см. Приложение 1

*собрать листочки, оценить учеников

III. Рефлексия

    – Философская лирика М. Ю. Лермонтова явилась выражением его размышлений над большим кругом проблем, волновавшим его как поэта, как личность. Назовите основные проблемы, о которых мы говорили на сегодняшнем уроке в связи с философской лирикой  М.Ю. Лермонтова?

    – Ответы учеников: размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства.

IV. Д/з

    – Ребята, наш урок подходит к концу. Откройте ваши дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет прочитать учебник на стр. 266 – 268, а также не забудьте принести текст стихотворения «Выхожу один я на дорогу…». Спасибо за урок. Вы можете быть свободны.

Приложение 1

Вариант 1

1. Какие детали раскрывают чувства лирического героя в 1 части стихотворения?

2. Обратите внимание на описание внешности и поведение людей; на краски, цветовую гамму маскарада; звуки, характер музыки.

3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать картину бала?

Вариант 2

1. Какой мир возникает в мечтах поэта?

2. Обратите внимание на краски, цветовую гамму; звуки; чувства лирического героя.

3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать мир своей мечты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

МОТИВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА

В статье рассматривается феномен философской лирики С.А.Есенина в контексте эволюции личности поэта. ...

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)Тип урока: урок-диалогЦель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лир...