Главные вкладки

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантический анализ лирического произведения, что обусловлено интересами обучающихся (их возраст 18-30 лет) и их жизненным опытом.

    Данный подход позволяет глубже постигать смысл произведения через анализ художественной формы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon filosofskaya_lirika_f.i._tyutcheva.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ

    (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

    Цели:

    1. Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
    2. Развитие воображения, ассоциативного мышления.
    3. Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

    Тип урока: урок применения знаний и умений.

    Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

    Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста [1].

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Сообщение темы, цели, задач урока.
    4. Применение знаний и умений в новых условиях.
    1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения. 
    2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
    1. Подведение итогов урока.
    2. Сообщение домашнего задания.

    Ход урока

    1.  Организационный момент.

    Проверка готовности обучающихся  к уроку.

    - У.: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого:  «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в „Новом времени“ его стихотворение „Сумерки“. Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: „Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его“. Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: „Тени сизые смесились…“ Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: „Все во мне и я во всем…“, – голос его оборвался».

    II. Актуализация знаний.

    Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

    1. Вспомним,  в чем особенность лирики как рода литературы?

    2. Какова задача рода?

    3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?

    3. Кто повествует в лирическом произведении?

    5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?

    6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

    III. Сообщение темы, цели, задач урока.

    Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

    Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

    Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения  «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

    Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

    IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

    4.1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения. 

    - У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

    Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

    Чтение стихотворения учениками «про себя».

    - У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

    - О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

    - У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

    Жизнь

    цвет

    звук

    жизнь

    движенье

    мотылька полет

    Сумрак

    тени сизые

    поблекнул

    уснул

    дальний гул

    полет незримый

    сумрак тихий, сумрак сонный

    мгла

    тихий, темный, благовонный

    - У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

    - О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя - это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

    - У.: О чем это стихотворение?

    - О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

    - У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» - образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

    Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

    - О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос - Человек и макрокосмос - Вселенная.

    - У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого - и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» [1]. Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

    Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите  их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

    Вывод: Противопоставлены два образа - «материальный мир» и «духовный мир».

    - У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

    Материальный мир

    цвет поблекнул

    звук уснул

    жизнь, движенье разрешились

    мотылька полет

    сумрак зыбкий

    Духовный мир

    душа

    чувства

    самозабвенье

    уничтоженье

    мир дремлющий

    сумрак тихий

    сумрак сонный

    благовонный

    - У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении? 

    Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

    Материальный мир

    Духовный мир

    Лексическая

    цепочка

    Ассоциации

    Лексическая

    цепочка

    Ассоциации

    цвет поблекнул

    угасает, растворяется

    душа

    бессмертие, Вселенная,  сущность, божественная суть

    звук уснул

    затихает, исчезает

    чувства

    душа, любовь

    жизнь, движенье разрешились

    превратились в нечто иное

    самозабвенье

    упоение

    мотылька полет незримый//Слышен…

    как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо

    мир дремлющий

    покой, неподвижность

    уничтоженье

    исчезновение, незаметный уход

    сумрак тихий

    сумрак сонный

    благовонный

    ладан, удовольствие, сладость

     - У.: Для чего автор именно так изображает эти миры?

    - О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

    - У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

    - О.: «Сумрак зыбкий» - та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

    - У.: Почему же для лирического героя происходящее - «час тоски невыразимой»? В чем причина  этой тоски, такой дисгармонии?

    - О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей  индивидуальности вызывает у лирического героя  чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» - в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира  вызывает страх перед конечностью земного существования.

    - У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

    Как это желание выражено в стихотворении?

    - О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

    - У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».  

    В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

    - О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

    - У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

    Задания для микрогрупп:

    1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция  поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
    2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
    3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
    4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
    5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
    6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

    - У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

    Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.  

    Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

    Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству - для Тютчева смысл земной жизни [2].

    Каково «событие переживания»,  выраженное в стихотворении?

    - О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

    4.1.  Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

    - У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

    В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

    1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.

    2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.

    3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.

    4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.        

    V. Подведение итогов.

    5.1. Беседа:

    1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.

    2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

    5.2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

    VI. Сообщение домашнего задания.

    Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» - по выбору).

    Список литературы

    1. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/  С.Л. Каганович. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
    2. Роговер, Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/  Е.С. Роговер. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.- 352 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

    Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

    Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

    Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

    Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

    Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....

    Философская лирика Ф.И. Тютчева в 10 классе

    Методический материал для изучения философской лирики Ф.И. Тютчева в 10 классе...

    Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

    Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

    Приём "Двойной дневник". Карточка по литературе "Философская лирика Ф.И. Тютчева"

    Приём технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"  "Двойной дневник". Карточка по теме "Философская лирика Ф.И. Тютчева"....