Главные вкладки

    Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_literature_v_10_klasse.docx30.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

    Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература XIX века». Предварительно был проведен один урок по биографии Ф. И. Тютчева

    Общедидактическая цель -  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

    Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей.

    Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.

    Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество; развивать коммуникативные навыки.

    Прогнозируемый результат

    Учащиеся, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, должны  видеть ход мыслей поэта, понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.

    Опережающее индивидуальное задание:  Определить, насколько гармонична философская лирика и любовная лирика поэта.

    Ход урока.

    I. Погружение в тему.

    Слайд 1

    Итак, тема нашего урока… Ключевое слово…

    -Что такое философия?

    Это человеческий взгляд на мироустройство. Не забываем, что человек может ошибаться  в своих взглядах, а может быть близок к истине.

    II. Постановка проблемы исследования.

    -Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?

    -Вы же не будете возражать тому, что существует мир материальный и мир духовный?

    Мир материальный познаётся естественно научными предметами, точными науками. В этом мире всё подчиняется логике, любой новый предмет возникает благодаря  каким-то новым научным открытиям. Иначе философы называют его миром природы.  Этот мир двигает научно-технический прогресс. А прогресс приближает мир к цивилизации.  В нём всё организованно, специализированно.   Но, увы…

    Как считают философы, организованность убивает органичность, т.е. культуру.

    Мир духовный познаётся  гуманитарными науками и отражается, прежде всего,  в нашей культуре, поведении, менталитете. В этом  мире прогресса не существует, развитие происходит циклично.

    Для того чтобы было понятно, обратимся к простому бытовому предмету- образу,  к качели.

    Слайд 2

    На одной стороне поместим  гуманитарные  предметы,  с помощью которых мы познаём системы

    духовных ценностей: мифология, религия, искусство, культура…

    На другой стороне - -естественно научные предметы, а значит логический ум, наука и практика, удобства, функциональность, цивилизация…

    Слайд 3

    -В каком случае качель не будет выполнять свою функцию?

    -А когда будет?

    III. Промежуточное обобщение.

    Т.е. скажете вы, нужно равновесие. Это логически, а гуманитарии скажут, нужна гармония.  Или, как говорили древнегреческие мудрецы, мера, «»меру во всём соблюдай» Вот как раз меру соблюсти бывает сложнее всего в жизни. Все понимают, а соблюсти…сложно.

    Слайд  4

    Последние три столетия в европейской философской традиции сложилась  такая точка зрения. Считается, что не только материальный мир, но и духовный мир можно познать естественно научными знаниями.

    Слайд  5

     Но надо сказать, что духовный мир не  всегда может подчиняться законам логики и не измеряется точными количественными мерками.

    Поэтому  в этом случае исчезает гармония. А когда исчезает гармония, наступает духовный кризис.

    IV. Аргументация мысли.

    Слайд  6

    А. Н. М.

    Нет веры к вымыслам чудесным,

    Рассудок все опустошил

    И, покорив законам тесным

    И воздух, и моря, и сушу,

    Как пленников — их обнажил;

    Ту жизнь до дна он иссушил,

    Что в дерево вливала душу,

    Давала тело бестелесным!..

    Где вы, о древние народы!

    Ваш мир был храмом всех богов,

    Вы книгу Матери-природы

    Читали ясно без очков!..

    Нет, мы не древние народы!

    Наш век, о други, не таков.

    О раб ученой суеты

    И скованный своей наукой!

    Напрасно, критик, гонишь ты

    Их златокрылые мечты;

    Поверь — сам опыт в том порукой, —

    Чертог волшебный добрых фей

    И в сновиденье — веселей,

    Чем наяву — томиться скукой

    В убогой хижине твоей!..

    1821 г.

    -Что следует подразумевать под словом РАССУДОК? Разум, логика, рационализм

    Давайте вспомним героев литературы 2-ой половины 19  века, которые живут по законам логики? (Андрей Штольц, Евгений Базаров)

    Всё ли у них хорошо складывается в жизни?

    V.  Знакомство с новыми терминами для определения образов стиха.

    И давайте мы с вами познакомимся с новыми терминами.

    Слайд  7

    Приведу примеры: 10-5

    -Из какого целого можно отнять целое, и останется целое?  (материнская любовь или рождение ребёнка)  Здесь правила  математики уже не действуют, а значит это иррационально.

    Теперь вы скажете, чьи взгляды были рациональными, и чьи взгляды --  иррациональными среди писателей 2-ой половины 19 века.

    Слайд  8

    VI. Промежуточное обобщение.

    -Действительно, савянофилы считали, что Россия не может развиваться по западному пути, и Тютчев разделял их мнение, несмотря, казалось бы  на то, что долгое время прожил на Западе и выразил свою мысль в известном стихотворении, которое уже стало афоризмом.

    VII.Аргументация мысли.

    Слайд  9

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    28 ноября 1866

    -Россия больше иррациональна, чем рациональна, поэтому Россию многие художники олицетворяют в образе Женского начала

    VIII.Анализ стихов. Нахождение в них иррациональных образов для понимания философской мысли.

    -Когда Господь Бог сотворил мир, он поручил человеку продолжать творческую деятельность, поручил роль пастуха, который не только  охраняет стадо, а ещё и взращивает. Поэтому задача человека творить, взращивать ,возделывать, охранять природу от разрушения. И Тютчев как никто другой понимал это. Чувствовал эту ответственность и исполнял свой долг перед  Творцом  и творил словом и нёс через слово образ и мысль.

    Обратимся к стихам, написанным в 30-е годы.

    Слайд  10

    1.ФОНТАН

    Смотри, как облаком живым

    Фонтан сияющий клубится;

    Как пламенеет, как дробится

    Его на солнце влажный дым.

    Лучом поднявшись к небу, он

    Коснулся высоты заветной -

    И снова пылью огнецветной

    Ниспасть на землю осужден.

    О смертной мысли водомет,

    О водомет неистощимый!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя мятет?

    Как жадно к небу рвешься ты!..

    Но длань незримо-роковая

    Твой луч упорный, преломляя,

    Сверкает в брызгах с высоты.

    <1836>

    -Композицию стиха на сколько частей можно разделить?

    -Какой приём использует автор?

    -Какое иррациональное понятие сравнивается со зримым образом –фонтаном?

    -В каких строках мы чувствуем ответственность поэта перед Богом?

    Поэт понимает, что человеческая природа не любит оставаться в своих границах, всегда ищет большего и стремится к высшему. А это губит людей, губит человека желание о том, что выше его. (пример из ветхого завета  Вавилонская башня.)

    IX. Промежуточное обобщение.

    Чтобы передать такие Истины, автору недостаточно обращаться к зримым рациональным образам, он часто обращается к образам иррациональным. Что принято называть в философии к образам «ночного» сознания. Это позволяет автору передать мысль лаконично, но ёмко.

    Слайд  11

    Слайд  12

    2.Как океан объемлет шар земной,

    Земная жизнь кругом объята снами;

    Настанет ночь - и звучными волнами

            Стихия бьет о берег свой.

    То глас ее; он нудит нас и просит...

    Уж в пристани волшебный ожил челн;

    Прилив растет и быстро нас уносит

            В неизмеримость темных волн.

    Небесный свод, горящий славой звездной,

    Таинственно глядит из глубины,-

    И мы плывем, пылающею бездной

    Со всех сторон окружены.

    <1830>

    -Какие выражения  здесь метафоричны?

    Давайте их объясним.

    Это стихотворение передаёт весь процесс творчества с использованием образов «ночного» сознания, которое позволяет свободно творить.

    Прослушаем ещё стихи этого периода.

    3.Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Вы зрите лист и цвет на древе:

    Иль их садовник приклеил?

    Иль зреет плод в родимом чреве

    Игрою внешних, чуждых сил?..

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Они не видят и не слышат,

    Живут в сем мире, как впотьмах,

    Для них и солнцы, знать, не дышат,

    И жизни нет в морских волнах.

    Лучи к ним в душу не сходили,

    Весна в груди их не цвела,

    При них леса не говорили

    И ночь в звездах нема была!

    И языками неземными,

    Волнуя реки и леса,

    В ночи не совещалась с ними

    В беседе дружеской гроза!

    Не их вина: пойми, коль может,

    Органа жизнь глухонемой!

    Души его, ах! не встревожит

    И голос матери самой!..

    4.Тени сизые смесились,

    Цвет поблекнул, звук уснул -

    Жизнь, движенье разрешились

    В сумрак зыбкий, в дальний гул.

    Мотылька полет незримый

    Слышен в воздухе ночном...

    Час тоски невыразимой!..

    Всё во мне, и я во всем...

    Сумрак тихий, сумрак сонный,

    Лейся в глубь моей души,

    Тихий, томный, благовонный,

    Все залей и утиши.

    Чувства - мглой самозабвенья

    Переполни через край!..

    Дай вкусить уничтоженья,

    С миром дремлющим смешай!

    <1836>

    5.ВИДЕНИЕ

    Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

       И в оный час явлений и чудес

       Живая колесница мирозданья

    Открыто катится в святилище небес.

    Тогда густеет ночь, как хаос на водах;

       Беспамятство, как Атлас, давит сушу;

          Лишь Музы девственную душу

    В пророческих тревожат боги снах!

    - С какими жизненными фактами можно связать эту особенность творчества Тютчева?

    - Увлечение философией Шлегеля, который рассматривал природу как некое живое неделимое существо.

    И опять ответственность художника перед Творцом.

    6.SILENTIUM!

    Молчи, скрывайся и таи

    И чувства и мечты свои -

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звезды в ночи,-

    Любуйся ими - и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймёт ли он, чем ты живёшь?

    Мысль изречённая есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи,-

    Питайся ими - и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей -

    Есть целый мир в душе твоей

    Таинственно-волшебных дум;

    Их оглушит наружный шум,

    Дневные разгонят лучи,-

    Внимай их пенью - и молчи!..

    * Молчание! (лат.).

    <1829>, начало 1830-х годов

    -Почему молчи?

    Здесь опять идёт противопоставление двух разных философий: восточной и западной

    Слайд 13

    Какая пословица отражает идею этого стиха? (Молчание-золото, слово-серебро)

    Это стихотворение переплетается со стихотворением

    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…

    27 февраля 1869

    X. Итак, подведём итог урока.

    -Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?

    Слайд 14 Ключевые слова:

    Домашнее задание. Пронализировать стихотворение, объяснить,  какие  иррациональные образы помогают читателю понять  философию стиха.

    Из переполненной господним гневом чаши


    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.


    Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —


    Славянский мир, сомкнись тесней...


    «Единство, — возвестил оракул наших дней, —


    Быть может спаяно железом лишь и кровью...»


    Но мы попробуем спаять его любовью, —


    А там увидим, что прочней...

    Сентябрь 1870



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

    Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

    Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

    Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

    Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

    Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

    Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

    Приём "Двойной дневник". Карточка по литературе "Философская лирика Ф.И. Тютчева"

    Приём технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"  "Двойной дневник". Карточка по теме "Философская лирика Ф.И. Тютчева"....