Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".

Цели: 
-  развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А . С . Пушкина ;
-  развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;
-  напомнить о лицейских годах А . С . Пушкина, углубить материал, познакомить с термином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе.

Тема: Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина

Цели:

-  развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А . С . Пушкина ;

-  развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;

-  напомнить о лицейских годах А . С . Пушкина, углубить материал, познакомить с термином.

Оборудование:

  1. Портреты А.С. Пушкина и его друзей
  2. Сборники стихов А.С. Пушкина
  3. Выставка докладов, рефератов, плакатов на тему «Тесный круг друзей моих» (о  дружбе в жизни и лирике А.С. Пушкина).
  4. Медиааппаратура с записями:

     а) Трудно найти человека, который был бы таким верным и преданным другом, как Пушкин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Н. Г. Чернышевский

б)  Эпиграф.

в)  Нет друга – ищи, а нашел – береги (пословица).

г)  Мультимедиа энциклопедия «А.С. Пушкин в зеркале 2-х столетий»

д)  Термин «послание».

е)  Мотивы, звучащие в стихах А.С. Пушкина

Ход урока

1. Работа с эпиграфом, чтобы определить тему урока.

Проецирую эпиграф на экран. 

Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. (В. Г. Белинский)

Вступительное слово учителя:

"Становление пера" поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Потребность в постоянном живом общении развилась у Пушкина в настоящую духовную жажду, и ни от чего он так остро не страдал, как от долгой разлуки с друзьями. И как бурно, по–детски искренне радовался он встречи с ними. Как щедро дарил им себя, свое сердце! Как трогательно умел он восхищаться друзьями, как полно жил их радостями и невзгодами! Как отзывчив он на каждое искренне проявление дружеского участия и как сторицей вознаграждает каждый сердечный дружеский порыв!

2.Жанр дружеского послания - один из типично "пушкинских". Вопрос: Какой жанр мы называем посланием?

Проецирую термин на экран.

Комментарий учителя, записи в тетради:

ПОСЛАНИЕ - произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе . "Дружеское послание" было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.

Вопрос: Кому А . С . Пушкин адресует свои послания?

(Дружбу с товарищами юности: Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Пушкин пронес через всю свою жизнь).

Сообщения учащихся.

3. Отчет групп о проделанной работе дома.

1.   группа. Пущин:

1 В Лицее. Влияние Пущина на будущее великого поэта.

2. Встреча в Михайловском.

3. Пущин-декабрист.

4. Чтение стихотворения "Мой первый друг..." наизусть.

 (Иван Пущин уже в Лицее оказывал большое влияние на своего гениального друга. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «товарищ милый, друг прямой»- так трогательно обращается поэт к Пущину. Когда Пущин узнал, что его опальный друг в ссылке в Михайловском, он, пренебрегая запретами, поехал его навестить. И вот счастливая, трогательная минута встречи друзей: однажды ранним утром колокольчик  зазвонил в воротах Михайловского, лошади протащили сани прямо к крыльцу и «засели в снегу нерасчищенного двора».

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный, ты в день его Лицея превратил.

Увы, это была последняя встреча друзей. И когда Иван Пущин, в свою очередь, оказался в изгнании, как активный участник восстания декабристов, в сибирском остроге, Пушкин тоже не без риска прислал ему слова сердечного привета.

Мой первый друг, мой друг бесценный

И я судьбу благословил, Когда мой друг уединенный,

Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе моей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826 г.)

Учитель: "...если бы я была на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашела средство сохранить поэта - товарища, достояние России".

2   группа. Дельвиг:

Учитель: Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Он отправляет в редакцию журнала "Вестник Европы" пушкинскую рукопись стихотворения "К другу стихотворцу". Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.

1.  Дельвиг в Лицее.

2. Дружба поэтов после Лицея.

3. Чтение стихотворения «Дай руку, Дельвиг!»   наизусть. (Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»).

Дельвиг посетил Пушкина в Михайловском. Гостеприимный, великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить всех, его окружающих, хотя гениальным поэтом он не был. Дельвиг умер, едва перешагнув за тридцатилетие. Никто не ожидал столь ранней смерти Дельвига. Трудно себе представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: «Ужасное известие получил я в воскесение… Вот первая смерть, мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига». «Он был лучшим из нас, наши ряды начинают редеть».)

3    группа. Кюхельбекер:

Учитель: О творчестве А . С . Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного "Кюхлю". Кто он?

1. Закончил Лицей с серебряной медалью.

2. Пушкин и Кюхельбекер.

3.  Кюхельбекер-декабрист.

4. Последняя встреча поэтов.

  5. Чтение стихотворения "Разлука" наизусть.

С Кюхлей у Пушкина сложились еще в с Лицея иные дружеские отношения, чем с Пущиным. К этому нескладно сроенному, вечно попадающему в комические и нелепые ситуации человеку, словно родившемусю неудачником и фанатично влюбленному в поэзию, Пушкин относился насмешливо, но тем не менее всегда торогательно и заботливо

Одно стихотворение кончалось так:

Вильгельм, прочти свои стихи

Чтоб мне заснуть скорее.

Кюхельбекер обижался смертельно, приходил в бешенство, но так же скоро и остывал, продолжая нежно любить Пушкина.

Покидая Лицей, Пушкин прочел Кюхле посвященную ему «Разлуку», которая растрогала адресата до слез:

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, нам верный круг…

Прости! Где б я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера.

И вот опять Лицея день священный;

 Но уж и Пушкина меж вами нет.

 Не принесет он новых песней вам,

 И с них не затрепещут перси ваши;

 Не выпьет с вами он заздравной чаши:

 Он воспарил к заоблачным друзьям.

Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба- это счастье, а почему горе?   (Уход лицеистов из жизни).

4. Вопрос: А какие мотивы звучат в стихах Пушкина?

Проецирую на экран и записываем в тетради:

1. Мотив братства ("Разлука", 1817г)

2. Анакреонтические мотивы.

Анакреон - древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Эпикурейство, эпикуреизм ( по имени древнегреческого философа Эпикура) -наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

("Мое завещание друзьям", 1815г.)

3. Гражданские мотивы ("Во глубине сибирских руд..." 1827)

5. Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз".

В стихотворении  «19 октября 1825 года» поэт славит верную нерушимую дружбу, которая прошла через все испытания.

Анализ отрывка из стихотворения "19 октября" - манифеста дружбы.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас не бросила нас судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Слово учителя.

Таким образом, вызывает восхищение верная братская дружба, которую Пушкин и друзья его юности пронесли через годы жестоких испытаний; уважение к жизненному подвигу этого поколения, к их высоким идеалам, к их мужеству и благородству.

Просмотр отрывка из фильма «Пушкин в Лицее»

Проецирую тест на экран.

6.  Тест по теме (см. приложение).

7. Слово учителя: Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина - высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг.

Вопрос: А как вы понимаете слово ДРУЖБА?

Проецирую на экран пословицу о дружбе.

А теперь поговорим о дружбе в наши дни, что изменилось, какие идеалы сейчас у поколения 21 века.

Учащимся предлагаются вопросы, которые распределяются между всеми учениками. Если один ученик выступает по данному заданию, остальные учащиеся могут дополнять, спорить, высказывать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое настоящая дружба?
  2. Кто в твоем понимании может стать настоящим другом, а кто нет?
  3. Если у человека нет друзей, как это объяснить?
  4. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  5. За что вы цените своих друзей?
  6. За какие недостатки вы могли простить, а за какие нет?
  7. Можно ли обижаться на друзей?
  8. Как объяснить пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?»
  9. Предъявляя высокие требования к другим, ты сам этому соответствуешь?

После обсуждения вопросов о понимании школьниками настоящей дружбы, переходим к обсуждению маленьких рассказов из школьной жизни. Несколько учеников передают их содержание и предлагают вопросы, по которым учащиеся высказываются.

В заключении еще раз обращаемся к проблемному вопросу:

Что такое настоящая дружба, и может ли это понятие меняться с годами?

  1. (Учащиеся отмечают, что по отношению к своему другу необходимо быть честным, справедливым, умеющим держать свое слово.
  2. (Быть человеком на которого можно положиться, который не предаст и поможет в трудную минуту.

Заключительное слово учителя:

Пушкинское представление о дружбе может служить образцом для молодежи нашего времени, и останется навсегда прекрасной нормой человеческого поведения.

После подведения итогов учащиеся исполняют песню о дружбе.

Домашнее задание:

  1. Подберите, пожалуйста, пословицы, поговорки, «крылатые слова» и выражения на тему «Дружба».
  2. Напишите сочинение «Дружба в моей жизни».

Используемая литература:

Белоцкая Г. В. Литература. Ответы на вопросы. - М. : "Экзамен", 2002.

Коровина В. Я. Литература. Методические советы. - М. : Просвещение, 2001.

"Русская литература в вопросах и ответах", Москва, НТЦ, 1999г.

© 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ

(кому посвящены эти строки?)

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,                                    

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...»

«О...! начертали

Мне музы мой удел;

Но ты ль мои печали                                          

Умножить захотел?»

«Опомнимся - но поздно! И уныло

 Глядим назад, следов не видя там.                    

 Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,              

 Мой брат родной по музе, по судьбам?»

«Они жрецы единых муз;

 Единый пламень их волнует;                              

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью».

«Писатель нежный, тонкий, острый,

Мой дядюшка - не дядя твой,

Но, милый, - музы наши сестры,

Итак, ты все же братец мой.

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе на примере отношения Пушкина к друзьям.
  2. Оттолкнуться от пушкинского представления о дружбе, удивительной душевной щедрости и доброжелательности к людям, которые до сих пор остаются прекрасной нормой человеческого поведения и могут служить образцом для молодежи в современном понимании.

Проблемный вопрос: что такое настоящая дружба, может ли это понятие с годами меняться?

План

  1. Верная братская дружба Пушкина с друзьями его юности, пронесенная через годы жестоких испытаний (сообщения учащихся).
  2. Настоящая дружба, как ты ее понимаешь? (обсуждение вопросов и маленьких рассказов из школьной жизни.)
  3. Вывод: ответ на проблемный вопрос.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

3

Потребность в постоянном живом общении развилась у Пушкина в настоящую духовную жажду, и ни от чего он так остро не страдал, как от долгой разлуки с друзьями. И как бурно, по–детски искренне радовался он встречи с ними. Как щедро дарил им себя, свое сердце! Как трогательно умел он восхищаться друзьями, как полно жил их радостями и невзгодами! Как отзывчив он на каждое искренне проявление дружеского участия и как сторицей вознаграждает каждый сердечный дружеский порыв!

Сообщения учащихся.

5

Дружбу с товарищами юности: Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Пушкин пронес через всю свою жизнь.

7

Иван Пущин уже в Лицее оказывал большое влияние на своего гениального друга. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «товарищ милый, друг прямой»- так трогательно обращается поэт к Пущину. Когда Пущин узнал, что его опальный друг в ссылке в Михайловском, он, пренебрегая запретами, поехал его навестить. И вот счастливая, трогательная минута встречи друзей: однажды ранним утром колокольчик  зазвонил в воротах Михайловского, лошади протащили сани прямо к крыльцу и «засели в снегу нерасчищенного двора».

…Поэта дом опальный,

О пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный, ты в день его Лицея превратил.

Увы, это была последняя встреча друзей. И когда Иван Пущин, в свою очередь, оказался в изгнании, как активный участник восстания декабристов, в сибирском остроге, Пушкин тоже не без риска прислал ему слова сердечного привета.

Мой первый друг, мой друг бесценный

И я судьбу благословил, Когда мой друг уединенный,

Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе моей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826 г.

12

С Кюхлей у Пушкина сложились еще в с Лицея иные дружеские отношения, чем с Пущиным. К этому нескладно сроенному, вечно попадающему в комические и нелепые ситуации человеку, словно родившемусю неудачником и фанатично влюбленному в поэзию, Пушкин относился насмешливо, но тем не менее всегда торогательно и заботливо

Одно стихотворение кончалось так:

Вильгельм, прочти свои стихи

Чтоб мне заснуть скорее.

Кюхельбекер обижался смертельно, приходил в бешенство, но так же скоро и остывал, продолжая нежно любить Пушкина.

Покидая Лицей, Пушкин прочел Кюхле посвященную ему «Разлуку», которая растрогала адресата до слез:

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, нам верный круг…

Прости! Где б я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

10

Третий из лицейских друзей Пушкина – Антон Дельвиг. «Добрый Дельвиг», ленивец и необыкновенный фантазер, вымыслами которого лицеисты заслушивались.

Он посетил Пушкина в Михайловском. Гостеприимный, великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить всех, его окружающих, хотя гениальным поэтом он не был. Дельвиг умер, едва перешагнув за тридцатилетие. Никто не ожидал столь ранней смерти Дельвига. Трудно себе представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: «Ужасное известие получил я в воскесение… Вот первая смерть, мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига». «Он был лучшим из нас, наши ряды начинают редеть».

14

В стихотворении  «19 октября 1825 года» поэт славит верную нерушимую дружбу, которая прошла через все испытания.

16

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас не бросила нас судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Слово учителя.

Таким образом, вызывает восхищение верная братская дружба, которую Пушкин и друзья его юности пронесли через годы жестоких испытаний; уважение к жизненному подвигу этого поколения, к их высоким идеалам, к их мужеству и благородству.

19

А теперь поговорим о дружбе в наши дни, что изменилось, какие идеалы сейчас у поколения 21 века.

Учащимся предлагаются вопросы, которые распределяются между всеми учениками. Если один ученик выступает по данному заданию, остальные учащиеся могут дополнять, спорить, высказывать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое настоящая дружба?
  2. Кто в твоем понимании может стать настоящим другом, а кто нет?
  3. Если у человека нет друзей, как это объяснить?
  4. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  5. За что вы цените своих друзей?
  6. За какие недостатки вы могли простить, а за какие нет?
  7. Можно ли обижаться на друзей?
  8. Как объяснить пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?»
  9. Предъявляя высокие требования к другим, ты сам этому соответствуешь?

После обсуждения вопросов о понимании школьниками настоящей дружбы, переходим к обсуждению маленьких рассказов из школьной жизни. Несколько учеников передают их содержание и предлагают вопросы, по которым учащиеся высказываются.

В заключении обращаемся к проблемному вопросу:

Что такое настоящая дружба, и может ли это понятие меняться с годами?

  1. (Учащиеся отмечают, что по отношению к своему другу необходимо быть честным, справедливым, умеющим держать свое слово.
  2. (Быть человеком на которого можно положиться, который не предаст и поможет в трудную минуту.

Учитель:

Пушкинское представление о дружбе может служить образцом для молодежи нашего времени, и останется навсегда прекрасной нормой человеческого поведения.

После подведения итогов учащиеся исполняют песню о дружбе.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Жизнь и творчество А. С. Пушкина"

Повторительно-обобщающий урок о жизни и творчестве А. С. Пушкина в нетрадиционной форме по принципу игры "Счастливый случай". Главная цель - воспитывать интерес к личности А. С. Пушкина и его литерату...

Урок по литературе в 5 классе "По мотивам сказок А.С.Пушкина"

Данный урок предназначен для использования в рамках интегрированной недели "Искусство+", а также - в качестве самостоятельного материала. В комплекте представлены конспект урока и презентация с видео-...

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Урок по литературе для 10 класса по изучению лирики Ф.И. Тютчева

По данной презентации можно проводить урок по лирике Ф.И.  Тютчева....

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...

Презентация по литературе для 5 класса . "Жизнь и Творчество А.С. Пушкина"

Презентация по литературе для 5 класса . "Жизнь и Творчество А.С. Пушкина". Выполнила учитель русского языка и литературы Троегубова А.А....