Внеклассное мероприятие по литературе "Мысль семейная в жизни и творчестве А. С. Пушкина".
методическая разработка (9 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Сценарий литературно-музыкальной композиции для уч-ся 9-10 классов. Посвящено мероприятие 225 летию со дня рождения А.С. Пушкина и году семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 9-10 классов

«Мысль семейная» в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Звучит песня «Родительский дом – начало начал».

Учитель: здравствуйте, ребята, 2024 год объявлен президентом РФ годом семьи. В этот знаменательный год 6 июня исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И мы с вами сегодня  проследим за развитием «мысли семейной» в жизни и творчестве поэта.

Ведущий 1: с самого детства входит в нашу жизнь звучное имя – Александр Сергеевич Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт.

Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас – это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Любое из человеческих чувств - печаль и гнев, грусть и радость, любовь и дружба – он поднимал в своей поэзии до высочайших точек.

Это имя - знакомое с детства -

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь!          

Ведущий 2: Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве на улице Баумана 10. Там и доныне прикреплена мемориальная доска с надписью: “Здесь родился Пушкин”.

Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого, ставшего впоследствии русским генералом.

А родился прадед Пушкина в Африке, в богатой княжеской семье. Маленьким мальчиком он был взят в плен, привезен в Россию и подарен русскому царю Петру. За трудолюбие и большие умственные способности был отправлен царем Петром учиться во Францию. Вернувшись в Россию, стал великим государственным деятелем.

А. С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно…». И сам он хорошо знал историю своих предков как со стороны отца, так и со стороны матери, урождённой Ганнибал. Гордился прадедом Абрамом Петровичем Ганнибалом, "арапом Петра Великого":

СЦЕНКА.

Пушкин: моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой прелестной женой Наташей, произошла зимним вечером 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрый от снега, и прямо с порога кричит…

Вяземский: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Йогелю, выбирать мне молоденькую невесту.

Пушкин: Я не успел слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский: А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин: Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

(Звучит 4 сочинение Шопена)

Вяземский: Из особняка доносились звуки волшебной музыки. И в больших окнах мелькали силуэты дам и кавалеров.

Пушкин: Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило и волновало душу. Петр что-то говорил. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её в прозрачном облаке воланов и кружев, среди молодых поклонников. Я шагнул навстречу своей судьбе.

(Звучит вальс из балета «Спящая красавица»)

Пушкин: С тех пор, как я шагнул навстречу Натали, для меня не было ничего прекраснее и дороже её. Я понял, что это прелестное создание составит моё счастье.

Пушкин:

Я думал, сердце позабыло

Способность лёгкую страдать.

Я говорил: тому, что было

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легкозерные мечты.

Но сердце вновь затрепетало

Перед мощной властью красоты.

Ведущий 3: Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец, согласие было получено. В конце августа накануне свадьбы  Пушкин уехал в Болдино  для устройства своих денежных дел. Ехал на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённый холерным карантином. Три месяца тревог, тоски ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей: две последние главы Онегина, около тридцати стихотворений и пяти повестей, несколько маленьких трагедий.

Ведущий 4: Наконец, дорога в Москву открыта. Он встретил Натали, и не было для него более счастливых минут. 18.02.1831 г. в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, состоялось венчание. У Пушкиных было четверо детей.

 «… Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились» (из письма П.В. Нащёкину)

Показ слайдов « ДЕТИ ПУШКИНА».

Ведущий 5: Александр Сергеевич смог создать идеальную семью, преподав и нам несколько уроков того, как это можно сделать.

Первый и, наверное, самый главный из этих уроков он дал нам уже самим выбором супруги. Прежде всего, Пушкин искал мать своим будущим детям. Как он разглядел это в шестнадцатилетней девушке, почти девочке, невозможно понять. И ведь не ошибся: Наталья Николаевна стала прекрасной, образцовой, говоря пушкинским языком «добродетельной» матерью его детей.

Пушкин дал нам урок своим выбором жены, выбрав, прежде всего, не внешнюю красоту (которую сразу увидели все, о которой многие писали, потому что Наталья Николаевна, говоря словами П.А. Вяземского, была «такая красавица, такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать»), а красоту внутреннюю. Точнее, редкостное сочетание внешней и внутренней красоты.

Ведущий 6:  Вот его строки из письма к самой Наталье Николаевне: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица».

В жёны себе, матерью детей своих он выбрал женщину чистую, смиренную, способную на самозабвение и самопожертвование – истинную христианку. И в своих письмах он называл её ангелом.

Пушкин-семьянин дает нам урок не только правильным выбором жены, правильным подходом к этому выбору, но и мудрой серьезностью отношения к браку, понимая его, прежде всего, как ответственность за судьбу другого человека, как самопожертвование. «Я женюсь, то есть я жертвую независимостию, моей беспечной, прихотливой независимостию, моими роскошными привычками, странствованиями без цели, уединением, непостоянством», – писал он.

Ведущий 5: Семьянин не может и не должен быть эгоистом – учит Пушкин. В семье живет не каждый сам по себе и не для себя. «Жизнь моя будет отныне посвящена счастию той, которая удостоила меня своего выбора...» (из письма к деду Натальи Николаевны Афанасию Николаевичу Гончарову). Но в том-то и заключается и суть, и мудрость семейной жизни, что, заботясь о счастье своего избранника или избранницы, сам становишься счастливым! «Я женат – и счастлив, – написал Пушкин вскоре после свадьбы П.А. Плетневу. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Ведущий 6: Единство взглядов Александра Сергеевича и Натальи Николаевны на брак определило то, что жили они «душа в душу». Не случайно в сохранившихся 78 письмах Пушкина к своей избраннице он постоянно использует местоимение «мы»: «с тобой вдвоем», «мы двое»..., к друзьям пишет: «жена моя и я».

Учитель:         Семейная тема  нашла своё отражение и в творчестве  писателя.

Какова она? – «семья в произведениях Александра Сергеевича Пушкина».

Тема семьи в произведениях А.С. Пушкина очень значительна.

Повесть «Капитанская дочка».

Чтец 1 : “Семейным романом” можно назвать и повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом.

В центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитывается словом и делом, оно защищёно от подлости, жестокости, бесчестия.

(Фрагмент из фильма).

Чтец 2: Обратимся к семье Гриневых, все члены которой любят и заботятся друг о друге. Между мужем и женой царит согласие и взаимопонимание. Эта патриархальная поместная семья, где хранят «привычки милой старины”, в ней царит доброта, взаимопонимание, уют. Традиции этой семьи неразрывно связаны с чувством долга, чести, справедливости, понятия дома.

Семья сыграла непосредственную роль в формировании Петруши. С детства он чувствовал любовь и заботу родителей, которые учили его уважать старших, быть честным человеком, не совершать дурных поступков. Отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Для Гриневых честь превыше всего. Слово отца - закон, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Гринев-старший видит сына офицером, защитником Родины. Петруше прививают морально-волевые качества, но мало уделяют внимания изучению наук. Родители влияют на поведение и мироощущения сына.

(Фрагмент из фильма).

Чтец 3: С семьей Мироновых мы знакомимся в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Глазами Гринева мы видим уклад этой семьи. Мироновы почитают патриархальные традиции. Живут тихо и мирно. Глава семейства - Иван Кузьмич, необразованный и простой, но честный и добрый человек. Он комендант Белогорской крепости, выходец «из солдатских детей». В обращении с подчиненными сказывается его крестьянское происхождение.  В молодости он совершал боевые походы, имел награды и диплом, который висит на стене за стеклом в рамке. Хозяин семейства отличается гостеприимством, любит свою семью: дочь и жену. Несмотря на капитанский чин, он дает возможность Василисе Егоровне командовать в семье и полностью вести все хозяйство. Капитан Миронов добрый по натуре человек. Однако в решающие моменты он проявляет мужество, стойкость, готовность отдать жизнь за родину. Для него патриотизм и честь являются важнейшими качествами.

(фрагмент из фильма).

Чтец 1: Семьи Гриневых и Мироновых во многом похожи, они взаимно дополняют друг друга. Обе семьи объединяют вечные ценности – любовь, доброта, совесть, верность. Это те нравственные категории, на которых держится мир, которые передаются из поколения в поколение.

Роман «Евгений Онегин».

Чтец 1: Семья Лариных была любящей, родители уже привыкли друг к другу, хотя поначалу мать к отцу любви не испытывала. Они хорошо заботились о детях, и в их доме всегда было за всем услежено. Но семья всё же была создана скорее по расчёту, чем по любви. Вот что А. С. Пушкин пишет об отце Лариных:

Отец её был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый

Мать же была довольно властной женщиной:

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И всё тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь, -

Всё это мужа не спросясь.

Но муж её любил сердечно,

В её затеи не входил,

Во всём ей веровал беспечно,

А сам в халате ел и пил

Вот и Татьяна соблюдала верность своему мужу, хотя тоже не по любви вышла замуж, но на ухаживания Евгения, которого любит,  отвечает:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить,

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь,

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

(Фрагмент из фильма)

Чтец 2: В семье Лариных воспитываются две девочки – Ольга и Татьяна. Они были абсолютно разными и по характерам, и по внешности, вот как А. С. Пушкин описал Ольгу:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан

Татьяна же разительно отличалась от Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой

Чтец 3: Вот такие две разные девушки росли в одной семье, у одних родителей; Татьяна – закрытая и молчаливая, воспитанная на романах, и Ольга – ветреная, красивая и милая.

Таким образом, в целом, семья в романе «Евгений Онегин» производит благоприятное наружное впечатление. Но можно заметить, что матери Ольги и Татьяны А. С. Пушкин передал и кое-какие черты своей матери. Например, то, что муж ей был послушен и то, что женщина сама управлялась со всем хозяйством и была довольно властна и своенравна.

 Учитель:        Александр Сергеевич Пушкин создал почти идеальные семьи в своих произведениях, но также заметим, что многие из них неполные и чаще всего воспитывает ребёнка один отец.

Повесть «Барышня-крестьянка».

Чтец 1: В повести «Барышня – крестьянка» сразу можно увидеть резкий  контраст при описании Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.

Чтец 2:  И. П. Берестов – «после того, как отслужил в гвардии, уехал к себе в деревню. Был женат на бедной дворянке, которая умерла при родах, но всё-таки родив ему сына - Алексея. После этого Берестов  завел  суконную фабрику, утроил доходы и считал себя умнейшим человеком во всём околотке. Вообще соседи его любили, хотя и считали гордым, не ладил с ним один лишь Г. И. Муромский». Такую краткую и понятную характеристику дал А. С. Пушкин И. П. Берестову.

Чтец 3:  Совершенно противоположный ему – Г. И. Муромский.

Григорий Иванович «был настоящий русский барин». В Москве промотал большую часть своего имения, и на ту пору овдовев, уехал в последнюю свою деревню, где увлёкся английскими методами ведения хозяйства, что не принесло ему больших доходов». У него была дочь Лиза.

  Чтец 1: Две семьи, представленные в этой повести, враждуют между собой, так как интересы их совершенно не сходятся. Поэтому их вражда и толкнула Лизу Муромскую на отчаянный поступок – переодеться в крестьянку, чтобы познакомиться с Алексеем Берестовым.

  (фрагмент из фильма).

  Чтец 2: Отношения между Алексеем и его отцом внутри семьи были дружественными, между ними было  взаимопонимание, но разногласия, как и в каждой семье, имели место быть - Алексей «намеревался вступить в военную службу, так как считал себя неспособным к статской жизни, отец же его придерживался совершенно противоположного мнения. В этом они друг другу совершенно не уступали».

  (фрагмент из фильма).

 

Чтец 3: Взаимоотношения между Лизой и её отцом – Григорием Ивановичем тоже были полны любви и взаимопонимания. Она являлась его единственным ребёнком, как писал А. С. Пушкин: «Её резвость и поминутные проказы восхищали отца».

Так же их полное взаимопонимание доказывает тот случай, когда её отец упал с лошади на охоте, Лиза проявляет о нём трогательную заботу, которую могла показать лишь любящая дочь.

  Чтец 1: Именно этот случай и примирил две враждующие семьи, так как Берестов помог Муромскому, когда тот упал с лошади, а он в свою очередь позвал его сразу же в благодарность на обед. Так между ними и началась дружба, и они решили, что поженить детей будет выгодно для них обоих, не догадываясь о том, что их дети уже влюблены друг в друга, вот только Лиза в образе крестьянки – Акулины. Пушкин написал в конце повести: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку» - это дает нам понять, что роман Лизы и Алексея ждёт счастливая семейная жизнь.

(фрагмент из фильма).

Сегодня нами были выявлены похожие моменты в создании семейных образов романа «Евгений Онегин» и повестей «Капитанская дочка» и  «Барышня-крестьянка». Совпадения не являются случайными, так как это было характерно для семейного уклада дворян XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Тайны жизни и творчества Вильяма Шекспира».Елфимовой Н.Ф.

(вступление – диалог),1-      Ананьев Д.2-      Васильева А.Диалог (Денис и Настя)•      Д.- Привет, что читаешь?•...

Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"

Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....

Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»

Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией....

Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь в жизни и творчестве А.А. Блока"

Внеклассное мероприятие по литературе с презентацией "Любовь в жизни и творчестве А.А. Блока" для учащихся 11 класса...

Внеклассное мероприятие по чтению на тему: "Жизнь и творчество А. С. Пушкина."

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству великого писателя и поэта А.С. Пушкина. Это мероприятие предназначено для 8 класса специальной коррекционной школе 8 вида. Дети знакомятся с нов...