Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести;

                        - учить детей видеть авторскую позицию;

                        - формировать способность  детей к переосмыслению своих действий;

                        - помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokie_igry_tekst.doc83.41 КБ

Предварительный просмотр:


                                                   ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ


                                                        «Жестокие игры»

                         (по материалам  произведений художественной литературы)

                                                                    (6-8 класс)

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести;

                        - учить детей видеть авторскую позицию;

                        - формировать способность  детей к переосмыслению своих действий;

                        - помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками.

Оборудование занятия: репродукции портретов писателей, тексты художественных произведений., иллюстрации к произведениям, толковые словари,  ученические сочинения на тему «Обижать человека – это сила или слабость ?»

Методические приемы: - беседа по вопросам;

                                            - элементы анализа текста;

                                            - словарная работа;

                                            - выразительное чтение текста.

   

Ход занятия

1.Вступительное слово учителя.

Л.Н.Толстой в  повести «Детство» пишет :  « Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней ? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.»

 Мы в жизни часто слышим, что детство -самая счастливая пора .  Многие из ребят не  совсем согласны с данными утверждениями.

Подтверждением тому служат их сочинения на морально-этическую тему: « Обижать человека- это сила или слабость ?» В своих работах они  говорят( о том , что у них очень много проблем. И проблемы эти особенно для них  трудны: это и предательство друзей , и оскорбления взрослых, и унижения со стороны учителей., и душевная боль, и жестокие забавы одноклассников.

Иногда мы наблюдаем, как забавные игры переходят в жестокие игры. Это одна из основных проблем детства, когда группа детей обижают, унижают одного человека.

Читая произведения художественной литературы, мы  всегда обращаем  внимание на конфликты детей, на их поступки, на мотивы их действий, на то , какие роли занимают подростки в конфликтных ситуациях : лидера, мстителя, преследователя, жертвы.

С повестью Л.Н.Толстого «Детство» вы познакомились кратко на уроках (гл.»Маман», «Папа», «Классы».) Я предлагаю вам поразмышлять  над отдельными отрывками художественной литературы  и ответить на некоторые вопросы.

.

  1. Читаем отрывок  главы повести Л.Н.Толстого «Детство»  Со слов

            …Вскоре после этого, когда к нашей компании присо единился еще Иленька Грап и мы до обеда отправились наверх, Сережа имел случай еще больше пленить и пора зить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.

. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грана в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку.      

До ….    

     Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они про извели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.)

 

  • Вопросы и задания:
  • Как можно распределить роли между мальчиками ?
  • Почему автор употребил слово « жертва».Какой смысл он в него вкладывал ?
  • Раскаивается ли Николенька по поводу случившегося ?
  • Легко ли поддаться настроению, царящему в компании подростков ?

Вывод 1

   

Легко поддаться общему настроению, царящему в компании сверстников, но необходимо учиться контролировать свои действия, думать об их последствиях, думать о том , не принесут ли они страдания другим людям.

 

3.Работа над текстом повести В.Железникова « Чучело».

В центре повести конфликт между новенькой ученицей 5 класса и группой ее ровесников.

Много всего пришлось пережить Лене Бессольцевой: первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшим ей прозвище «Чучело»,бойкот. ,который ей объявили  ребята, возглавляемые девочкой по прозвищу  Железная Кнопка. Они ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. Очень хорошо , что девочке есть с кем поделиться своей бедой. Обо всем она рассказывает своему дедушке.

   Прочитаем   отрывок из повести.      (можно посмотреть  фрагмент фильма «Чучело»)

 А они веселились вокруг чучела.  Прыгали и хохотали:

"Ух, наша красавица-а-а!"

"Дождалась!"

"Я придумала! Я придумала! - Шма кова от радости запрыгала. - Пусть Димка подожжет костер!.."

После этих слов Шмаковой я сов сем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я про сто умру.

А Валька в это время - он повсюду успевал первым - воткнул чучело в землю и насыпал вокруг него хворост.

"У меня спичек нет", - тихо сказал Димка.

"Зато у меня есть!"-Лохматый всу нул Димке в руку спички и подтолкнул его к чучелу.

Димка стоял около чучела, низко опустив голову.

Я замерла - ждала в последний раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет:

"Ребята, Ленка ни в чем не виновата... Все я!"

"Поджигай!" - приказала Железная Кнопка.

Я не выдержала и закричала:

"Димка! Не надо, Димка-а-а-а!.."

А он по-прежнему стоял около чучела - мне была видна его спина, он ссутулился и казался каким-то малень ким. Может быть, потому, что чучело было на длинной пал ке. Только он был маленький и некрепкий.

"Ну Сомов! - сказала Железная Кнопка. - Иди же на конец до конца!"

Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону.

Они подтащили меня вплотную к огню. Я не отрыва ясь смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла.

Я закричала, я так закричала, что они от неожидан ности выпустили меня.

Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья ру ками - мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!

   

Вопросы и задания по тексту :

  • Опиши чувства, переживаемые тобой во время  прослушивания текста или просмотра фрагмента фильма..
  • Как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной Кнопки.?
  • Как отнеслась к содеянному  Лена ?
  • Почему Лена не ответила оскорблением на оскорбление ?
  • Приходилось ли вам оценивать свои поступки заново?

Вывод:

Какими бы сложными ни были отношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

4 Работа на текстом рассказа В.Распутина « Уроки французского»

 

Однако бывают такие ситуации, когда конфликт достигает своей кульминации.

Он перерастает в драку. О этом повествует данный рассказ.

 

Читаем отрывок из рассказа. (читает хорошо подготовленный ученик или ученица)

….Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что мо нета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

- Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел. Он сунул мне под нос кулак.

- А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

До слов

….- Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик. Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи.

Вопросы и задания:

  • С чего началась драка?
  • Сколько человек принимали в ней участие?
  • Как были распределены силы?
  • Какое неписаное правило сработало? Справедливо ли это правило?
  • Трудно ли во время драки применять правила?
  • Какие самые главные уроки преподала мальчику жизнь?

Вывод:

Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди подростков .Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков помогут удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости.

5.Работа над текстом рассказа В.Солоухина « Мститель».

     (краткий художественный пересказ  текста от 1 лица).

(пересказывает подготовленный ученик ).

Со слов

…..Вскоре созрел план мести. Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду. Просто и хорошо. То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" Нет, я сзади бить не буду, я ему дам прямо в нос. Или отплатить тем же? Раз он меня сзади - значит, и я его сзади. Только он нагнется за сухим сучком, а я как тресну по уху, чтобы загудело по всей голове. Он обернется, тут-то я ему и скажу: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" А потом уж и в нос...

До слов

…..Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает. Придумал вот яйца стащить...

Ладно! Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь - ладно.

Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

Когда конфликтная ситуация переходит в месть .Желание отомстить –очень сильное желание. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Познакомимься ещё с одним героем художественного произведения, вашим  ровесником, который оказывается в трудной ситуации выбора.: отомстить обидчику или удержаться  от этого желания.

  • Знакомо ли тебе чувство мести ?
  • Были ли в твоей жизни такие ситуации ?
  • Какой был финал ?
  • Какие этапы в своих чувствах проходит мститель ?
  • Что повлияло на изменение первоначального плана мести ?

Вывод :

Мстить  -это явление сложное и противоречивое, это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление или обиду. Большинство людей в жизни руководствуются гуманитарными принципами, они приходят к выводу, что в конфликтных  ситуациях месть не способствует их разрешению, а наоборот затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Мстить или отказаться от мести- это выбор каждого. Но как становится легко на душе ,когда человек отказывается от мести.

Какие же нравственные уроки дают нам произведения художественной литературы?

Писатели в своих произведениях  дают  нам главные нравственные уроки:

  • Нельзя допускать унижения человеческого достоинства  другого человека.
  • Надо уметь определять свое место среди  сверстников.
  • Необходимо постоянно работать  над собой и стремиться к тому, чтобы уметь себя удерживать от жестокости.
  • Авторы призывает нас к постоянному  самоконтролю и самоанализу действий, поступков, к необходимости иметь чувство сострадания,  уметь плакать и при виде выброшенного из гнезда галчонка, и щенка, выброшенного за забор.
  • Стремитесь быть нужными,  полезными, делайте добро, отличайте его от зла. Различайте правду и ложь. Наблюдайте за самим собой, стремитесь понять себя, учитесь понимать и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема семьи в произведениях художественной литературы

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;                     вы...

Тема семьи в произведениях художественной литературы

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;                     вы...

Классические произведения художественной литературы

Материал для проведения библиотечных уроков на тему "Классические произведения художественной литературы"...

Анализ произведения художественной литературы в старшей школе. Пособие для учащихся выпускных классов

Главное достоинство этой работы не столько в том, что она содержит разнообразные пояснения и примеры анализа художественного  текста, а в том, что эти пояснения, рассуждения и примеры изложены до...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)

Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....