Тема семьи в произведениях художественной литературы
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Романцова Ольга Александровна

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;

                     выделить проблемы современной семьи, проанализировав произведения Альберта Лиханова «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», Татьяны Толстой «Чистый лист», Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tema_semi_v_proizvedeniyah_hudozhestvennoy_literatury.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема семьи в произведениях художественной литературы

(9 класс)

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;

                     выделить проблемы современной семьи, проанализировав произведения Альберта Лиханова «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», Татьяны Толстой «Чистый лист», Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»;

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Основное содержание урока.

1. Слово учителя: В традиции русской классической литературы семья – это нравственная  основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения ХIХ века. Век же ХХ – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. В романе М.Булгакова «Белая гвардия» рушатся семья и Дом – столь важные категории для всего творчества писателя, как по разные стороны баррикад оказываются герои М.Шолохова в рассказе «Родинка» и в романе «Тихий дон», как в антиутопии Е.Замятина «Мы» Единое Государство боится любви и нивелирует само понятие семьи. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.

Совершенно закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой», обречен на одиночество.

Мы рассмотрим произведения, в которых по-разному изображены семьи.

2. Выступления обучающихся. Они работали в группах, готовили презентации об авторах, читали произведения, писали мини-сочинения о семье.

I группа – произведение Е.Долгопят

II группа – произведение Т.Толстой

3. Беседа:

– Какие у вас ассоциации связаны со словом «семья»?

Родители, поддержка, надежность, любовь, счастье, радость, дети, тепло, уют.

– Поэтика названия произведения. Обратимся к названию произведения Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

– Как вы понимаете название рассказа? Какие ключевые слова?

(В своем произведении автор использует 2 сюжетные линии, свидетельствующие о событиях разных эпох. Одно из ключевых слов в названии – «мелодрама»)

Словарная работа

Сюжет  - последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.

Мелодрама

1.      Драма с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла.

2.      Перен. Неестественное, преувеличенное выражение чувств. Мелодраматичный – излишне чувствительный как в мелодраме.

Работа с текстом

- Давайте прочитаем начало рассказа. Почему рассказ начинается со слов «Как у Хичкока…»?

(Хичкок известный сценарист, режиссер, мастер жанра мелодрамы. Рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» начинается «по-хичкоковски» неожиданно, с рекламы, которая сама по себе сделана в жанре мелодрамы.)

– Поговорим о первом сюжете в рассказе? Давайте вспомним содержание, героев этого сюжета.

 (Главному герою рассказа Коле посчастливилось участвовать в съемке рекламного ролика семейной жизни. Идиллия семейной жизни на съемочной площадке серьезно повлияла на сознание мальчика. Для мальчика, который рос без родителей, не знал, что такое «семейное счастье», забота и внимание родителей, который в повседневной жизни сталкивался только с негативом и агрессией,  атмосфера на съемочной площадке стала идеалом, смыслом жизни. Жизнь научила его добиваться своей цели упорно, просчитывая наперед каждый свой шаг. Поэтому он упорно «осаждает» квартиру Дмитрия Васильевича, применяет все свое искусство ведения хозяйства (убирается в квартире, печет булочки, готовит обед, обустраивает кабинет хозяина квартиры), чтобы стать «необходимым», полезным для своего «папы» по рекламе).

– Коля создал уют в доме Дмитрия Васильевича, но появилась ли атмосфера счастья? Чего не хватает для счастья?

(Последняя часть рассказа свидетельствует о хладнокровной расправе мальчика Коли с мужем и двумя детьми женщины из рекламного ролика. Все трое в итоге живут в квартире Дмитрия Васильевича, и, на первый взгляд, счастливы.)

– Какая еще эпоха упоминается в рассказе? (2-й сюжет). С какой целью автор включает в канву рассказа 2 сюжета разных временных эпох?

(1902 год. Рассказывается  о семье Г.В. в период революционного движения; о его дочери Эти и ее возлюбленном, революционер-«изверге», о переживаниях матери Эти, Татьяне. Семья Г.В. – это еврейская семья, в основе которой лежит уважение к культуре и искусству, ко всему, что связано с понятием «красота». Г.В. не принимает революции, потому что та разрушает их представления о жизни, разрушает их семью.)

 - Как вы думаете, почему автор не дает имени герою-революционеру и называет его «извергом»?

(Герой-революционер типичен для того времени. Период истории, когда к власти пришли большевики, - страшный период нашей истории). Демонстрация кластера:

Революционер-«изверг»

Любовь бесполезна

Считает институт семьи излишним в будущем

Довольство уничтожает ради бедности

Достижение цели любым путем (даже путем насилия)

Отрицает искусство, любовь, религию

Строит новое, разрушая старое

– Что спасает Этю от разрушительного воздействия «изверга»?

(Этя влюбилась в студента  Мишу, который по-настоящему полюбил Этю и своим  вниманием, заботой, способностью к самопожертвованию ради любви смог уберечь свою возлюбленную от разрушительной силы революционера-изверга)

– Как вы думаете, почему автор проводит параллель именно с этим историческим моментом, становлением власти большевиков-революционеров?

(Цель Коли (главного героя рассказа) – воплощение иллюзии семейной идиллии в жизнь. Он представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках», кровавых триллерах, добивающийся своей цели хладнокровно и настойчиво, убивает, как будто нажимает на компьютерную мышь. Коля в какой-то степени  «изверг», который ради достижения своей цели легко убивает людей ни в чем неповинных)

– Произведение заканчивается словами: «…изверг в конце концов победил…нет-нет,  конец времен еще не наступил и рано говорить о победе изверга или о его поражении». Как вы понимаете эти слова?

(В рассказе показана жизнь, извращенная средствами массовой информации. Показана иллюзорность, абсолютное несовпадение киношного мира с реальной жизнью. Герои живут призрачной жизнью. Происходит подмена реальной жизни, реальных чувств «киношными». Но подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Необходимо оберегать ранимую психику подростка и среднего школьника и ориентировать его на позитивные чувства, позитивные отношения, стремление к созданию доброй семьи, с добрыми традициями. Не должно быть такого потока агрессии  в средствах массовой информации.)

Тема семьи в изобразительном искусстве

– Давайте посмотрим, как видят семью художники? Как они отвечают на вопрос: «Что делает семью счастливой?» (демонстрация репродукций в видеопрезентации)

 

Перед вами картины современных художников с выставки под названием «Семья глазами художника».

– Давайте вкратце скажем о каждой картине.

(Художники напоминают своим творчеством о том, что любая семья держится на традиции уважения к родителям, дедам и бабушкам; семья будет крепче, если родители будут больше внимания уделять своим детям, заниматься общими делами, создание и соблюдение традиций)

– Интересное решение темы семьи предлагает Татьяна Толстая в рассказе «Чистый лист». Главный герой – Игнатьев. Что нам известно о герое рассказа?

(Читатель не знает ни имени его, ни профессии. Это типичный герой литературы конца ХХ века – «Средний, массовый» человек)

– Кто является членом его семьи? Счастливы ли они вместе?

(Его семья – это жена и больной сын Валерик, слабенький и хилый, ради которого жена бросила работу и… жизнь, семью)

– А еще один член семьи – неодушевленный или одушевленный. Кто он?

(Еще одним одушевленным, абсолютно ощутимым членом семьи становится Тоска, которая приходит к Игнатьеву каждую ночь: «Тяжелая, смутная. С опущенной головой, садилась на краешек постели, брала руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке». Тоска не оставляет Игнатьева и днем, она сопровождает его всюду. Однажды после очередного откровения товарищ Игнатьева дает телефон знакомого врача и просто советует ампутировать больной орган, после чего жизнь станет простой и ясной)

– В какой момент рушится семья? Кто виноват?

(Если до операции он мечтает о том, что повезет Валерку к морю, то после нее у него совершенно другие, страшные по своему цинизму и бездушие, мысли: «Так и так не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Это в порядке вещей»)

– Что такое ребенок в семье? Каково отношение к вам в семье?

(Рассказы обучающихся с демонстрацией фотографий о своей семье)

  1. Домашнее задание (на выбор)
  • Мини-сочинение «Мое представление об идеальной семье»
  • Сочинение-отзыв об одном из рассказов, проанализированных на уроке.
  • Мини-исследование «Как тема семьи раскрывается в передачах телевидения?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема семьи в произведениях художественной литературы

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;                     вы...

Классические произведения художественной литературы

Материал для проведения библиотечных уроков на тему "Классические произведения художественной литературы"...

Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...

Анализ произведения художественной литературы в старшей школе. Пособие для учащихся выпускных классов

Главное достоинство этой работы не столько в том, что она содержит разнообразные пояснения и примеры анализа художественного  текста, а в том, что эти пояснения, рассуждения и примеры изложены до...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Викторина в картинках "По следам прочитанных произведений художественной литературы на свободную тему"

Презентация содержит иллюстрации к известным произведениям литературы (не по школьной программе) и обложки книг для самопроверки. Материал можно использовать на классном часе, литературной гостиной дл...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....