В гостях у Д.Хармса. Игровой урок
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Наталья Борисовна

Урок внеклассного чтения, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература, 5 класс

Тема:  Урок внеклассного чтения. В гостях у Д.Хармса. Игровой урок.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса, привитие интереса к литературе и чтению, развитие творческих способностей пятиклассников, их речевой изобретательности, артистических способностей, знакомство с жанром лимерика

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки выразительного чтения
  2. Выяснить причины обращения писателя к жанру абсурда
  3. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными Д.Хармса
  4. Провести словарную работу над терминами абсурд, лимерик, карикатура, юмор

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: стихи Д.Хармса, презентация «Д.Хармс», половина ватманского листа, восковые мелки, аудиозапись «Иван Топорышкин», «Миллион» и «Игра» в исполнении Радионяни, конверты с домашним заданием

Этапы урока и их продолжительность:

  1. Организационный момент урока (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята!  

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня у нас урок необычный. Я хотела бы узнать, а любите ли вы ходить в гости? Сегодня мы пойдем в гости к удивительному человеку, который очень любил принимать гостей.(СЛАЙД № 1) А звали его – Хармс. Вернее, не Хармс, это его псевдоним.(СЛАЙД № 2)

- Что такое псевдоним? (Вымышленное имя)(СЛАЙД № 3)

- А в переводе с английского и французского языков, которые вы изучаете, что обозначает этот псевдоним? (Шарм, обаяние)

- А настоящее имя этого писателя  Даниил Иванович Ювачев. Но прежде, чем отправиться  к нему в гости, мы должны узнать, что же он любил, что умел.

  1. Изучение нового материала
  1. Слово о писателе

- Даниил Хармс умел разговаривать на нескольких иностранных языках , играл на волторне (Что такое волторна?), сочинять веселые стихи и истории. Умел изображать муху в полете, когда она думает, куда бы ей приземлиться.

- Попробуем (Ученики по желанию изображают муху)

-Итак, представьте, мы подходим к двери писателя, видим табличку…Чармс…Шармс…Шардам.. А если мы придем в другой день, то увидим новое имя. Как вы думаете, а зачем Даниил Иванович придумывал себе каждый день новые имена? (Так веселее). Он считал. Что постоянное имя приносит несчастье, а новые всегда радость и счастье.

3.2. Изучение нового материала.

-Звоним в дверь. Нас встречает писатель: «Здравствуйте, дорогие гости! Руки мыть будете?» Заходим в ванную, а там… ЗМЕЯ.Страшно? Не бойтесь, просто в ванной плавал ужик, но в темноте его не видно.

- Проходим в комнату.Что же здесь интересного: машина из жестянок, абажюр с карикатурами его приятелей.

- Что такое карикатура? (Юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями)(СЛАЙД № 4)

- Давайте попробуем тоже нарисовать карикатуру. (Вывешивается лист ватмана). Кто хочет, чтобы нарисовали его карикатуру? Кто будет рисовать?(Выходят несколько человек, рисуют по очереди глаза, нос, рот, учитель овал лица и волосы). Получилось у нас?

3.3. выразительное чтение, анализ стихотворного текста.

- Писатель зовет нас к столу. А мы пришли в гости с подарками. Мы подарим рисунки к стихам, почитаем стихи выразительно.

- Подготовленный учение читает стихотворение

Внимание! Внимание!
Дорожное изобретение Ивана Топорышкина!
Шляпа, которая не сваливается с головы!
Секрет изобретателя!
Прочно! Незаменимо! Удобно!
Каждый сам может сделать шляпу,
Которую никакой ветер не сдует с головы
Для этого нужно только баночку клея и кисточку.
Остальное – секрет изобретателя!

- Кто знает, что за секрет?

- А Карл Иванович Шустерлинг изобретать не умел, он часто обращался к читателям за подсказкой. (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Что это было?», одет в длинный плащ и шляпу)

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.

И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!" 

- Что же это было? Ответим Карлу Ивановичу! (Лыжи, коньки)

- А еще в комнате у Д. Хармса висел портрет Карла Ивановича потому, что они были большие приятели (СЛАЙД № 5). Однажды Хармс убирал комнату, снял портрет, вытер с него пыль и повесил его обратно. А когда немного отошел и повернулся посмотреть, ровно ли висит портрет, чуть не умер от страха, волосы встали на голове дыбом от изумления, потому что на него смотрел со стены страшный бородатый старик в дурацкой шапочке. Как мог Карл Иванович Шустерлинг за одну минуту превратиться в этого странного бородача? (СЛАЙД № 5). Может быть, вы скажете мне, куда исчез Карл Иванович?

- Даниила Хармса называли мастером абсурда. Что такое абсурд? (Нелепица, бессмыслица)(СЛАЙД № 6)

- Почитаем выразительно еще стихотворения Хармса. (На партах листочки со стихотворением «Иван Торопышкин») (СЛАД № 7).

- Интересно читать и слушать такие стихи? Почему?

3.4. Сочинение лимериков

- А теперь я предлагаю самим научиться писать стихи. Называются они ЛИМЕРИКИ. Их придумали английские ребята. Это веселые, несуразные стихи. А сочиняются они по правилам (СЛАД № 8). В этом стихотворении 5 строк (1 рифмуется со 2, 3 с 4, 5 с 1 и 2)

1. Кто и откуда

2. А что собственно с героем случилось

3.4.5.Чем все кончилось или повторение 1 строчки.

- Я почитаю вам лимерики Эдварда Лира, (СЛАЙД № 9) английского художника и поэта, основоположника «поэзии бессмыслицы», автора многочисленных популярных абсурдистских лимериков.(СЛАЙД № 10,11). (Возможно, при наличии времени попробовать перевести лимерик Лира с английского языка) (СЛАЙД № 12)

- Ну, что попробуем сочинять месте.. О ком, откуда он? (Записываем 1 строку на доске, даем время сочинить оставшиеся 4, затем зачитываем)

3.5. Рефлексия 

- Наша поход в гости заканчивается, и на прощание  давайте поможем Д. Хармсу написать стихотворение. Нужно закончить поэтическую фразу, подобрав подходящее слово в рифму. (Стихотворение “Очень-очень вкусный пирог”). Дети могут отвечать хором.

Я захотел устроить бал,
И гостей к себе _____________ (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____________ (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не идут ____________(идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ____________ (откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ___________ (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек __________ (не нашли).

- На прощание споем песню на стихи Хармса (Слушаем песню в исполнении «Радионяни» «Миллион» и «Игра») (СЛАЙД №  14)

4. Подведение итогов, выставление оценок

5. Домашнее задание.

        - Домашнее задание тоже будет необычным. Посмотрите в конверты, которые лежат у вас на партах, в них текст, а некоторые слова не пропечатались. Ваша задача: найти дополнительный материал о Д.Хармсе и заполнить пробелы.

(Когда Даня Ювачев был маленьким, он любил слушать ______________ (сказки) и разгадывать ______________(загадки). Даниил Иванович жил ______________(в Ленинграде). В его комнате у окна стоял удивительный и редкий музыкальный инструмент ______________(фисгармония). Волосы у писателя были не черные и не светлые, а ____________(темно-русые). Он зачесывал их _____________(назад). Глаза небольшие, _____________(светлые). Лоб высокий, как ________________(спортивная площадка). В спортивном пиджаке, в брюках- гольф, в шапочке с длинным козырьком он был удивительно похож на английского сыщика ________________(Шерлока Холмса). Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил ___________ (Маршак), Корней______________ (Чуковский), Борис________________(  Житков). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались “_______________” и “___________” (“Чиж”, “Еж”). Даниил Хармс придумал таких героев этих журналов, как Умная___________ (Маша), Иван___________ (Топорышкин), профессор_______________ (Трубочкин).)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровой урок 4 класс

Совершенствование элементов игры баскетбола....

Игровой урок по плаванию в 4 классе

Цель урока: применение подвижных игр в воде - как средство обучения плаванию учащихся.На уроке используется подборка  игр, формирующих различные навыки учащихся плаванию.Организовано соревнование...

Игровой урок "Treat or trick" в 5 классе

веселое мероприятие к празднику "Halloween"...

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

В гостях у сказки (Сценарий игровой программы)

Сценарий «В гостях у сказки» Звучит музыка.Фея:           Вы знаете, друзья,         Чудес на свете мног...

Сценарий спектакля "В гостях у Даниила Хармса" (часть 1)

Невероятное литературно-музыкально-танцевально-цирковое представление! Сценарий, который дает возможность не только познакомиться с жизнью и творчеством Даниила Хармса, но и проявить свои танцева...

Сценарий спектакля "В гостях у Даниила Хармса" (часть 2)

Невероятное литературно-музыкально-танцевально-цирковое представление! Сценарий, который дает возможность не только познакомиться с жизнью и творчеством Даниила Хармса, но и проявить свои танцева...