«Теория Раскольникова и жизнь» (урок - исследование)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Ф. Достоевского "Преступление и наказание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Теория Раскольникова и жизнь» (урок - исследование)
- Вступление
Роман прочитан, но все ли понятно, что хотел сказать автор? В чем еще предстоит разобраться? Какие вопросы вы хотели бы задать автору? Современен ли он (роман)?
Конечно, один из главных вопросов связан с теорией Р.Р. о праве сильной личности. О ней мы и поведем сегодня разговор. Какой проблемный вопрос должен быть самым главным?
- Имеет ли теория Раскольникова право на существование? (запишем)
- Отсюда и цели урока:
1. Осмысление содержания ряда эпизодов, их анализ.
2. Определение главных причин рождения этой теории. «Мы все глядим в Наполеоны. Безногих тварей миллионы для нас орудие одно».
3. Выявление авторской позиции. Как вы ее понимаете?
4. Нахождение антиподов и аналогов Раскольникова.
- Что будет задачей для вас:
1. Пересказать, проанализировать эпизоды.
2. Найти нужные цитаты, подтверждающие ваши высказывания.
3. Сделать для себя какие-то открытия.
Какую вы хотите выдвинуть гипотезу (предположение)
«Теория о праве сильной личности не имеет права на существование, т.к. она бесчеловечна».
- Объект исследования – роман Ф.М. Достоевского.
- Предмет исследования : статья «О праве сильной личности», П.П. Лужин, Свидригайлов, Разумихин, явления современной жизни.
- Методы исследования : анализ, рассуждение, синтез.
- Актуален ли роман? Актуальна ли проблема, которую хотел решить автор?
- Основная часть
- Начнем с теории Раскольникова. Как она показывается? Изложите ее.
- Под влиянием чего родилась она в воспаленном мозгу Раскольникова? (исторические предпосылки, реальные причины?)
- Актуальна ли она?
- Есть ли сейчас « разумные эгоисты »?
- « Разумные эгоисты» в романе. Ваше отношение к ним.
- Всегда ли человек бывает разумным? Какой это человек? Объясните значение слова «разум».
- Кто из героев романа носит такую фамилию? Что вы о нем можете сказать? Он «вошь дрожащая» ?
- Авторское отношение к герою?
- Ваше отношение?
Выводы: - Как же жить?
- Как относиться к окружающим людям?
- Это важно или нет для человека?
Вернемся к проблеме, к гипотезе.
- - Подтвердили или нет гипотезу?
- А как бы вы теперь ответили на проблемный вопрос?
- Что новое узнали о героях, о романе?
- Что узнали о себе? – Об авторе?
- Попробуйте создать кодекс человечности.
1 Вариант (можно, нужно) 2 Вариант (запреты)
Заслушивание вариантов ответов, обсуждение их.
- О чем вы задумались сегодня на уроке?
- Почему о человечности надо говорить?
- Надо ли учиться ей?
Домашнее задание: сочинение - рассуждение «Имеет ли теория Раскольникова право на существование?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"
Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так ...
Урок литературы "Крушение теории Раскольникова". 11 класс
Урок литературы в 11 классе " Крушение теории Раскольникова"...
Урок-исследование в 10 классе "Путь Родиона Раскольникова к мечте"
Урок по технологии РКМ. Урок нацелен на развитие мыслительных способностей обучающихся, с применением ИКТ....
Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В з...
Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."
Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....