Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе для 9 класса основного общего образования.
    рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

    Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента среднего (полного) общего образования, а также программы по литературе для 5-11 классов ( базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Примерная программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_prog._9_kl._liter.doc376.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                                            средняя общеобразовательная школа № 4

                                           городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

       Рассмотрено                                        Согласовано                                           Утверждаю

    на заседании МО                            Зам. директора по УР                         Директор МОБУ СОШ № 4

    Мозжерина Л.А. _____                  Зиангирова Л.Н._______                     Юсупова Л.Ю._________

    Протокол № ____                           от «___» ______2012 г.                        «___» __________2012 г.                   «___» __________ 2012 г.

                   

                                                         Рабочая программа

                                      по литературе для 9 класса

                                Васюткиной Светланы Егоровны

    Нефтекамск, 2012год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

        Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.

    Структура документа

        Рабочая программа по литературе для 9 класса базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; тематический план, основное содержание учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса;календарно-тематическое планирование; список литературы.

    Общая характеристика учебного предмета

        Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

    Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
    • выразительное чтение художественного текста;
    • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
    • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
    • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
    • анализ и интерпретация произведения;
    • составление планов и написание отзывов о произведениях;
    • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
    • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

    Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

    Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

    Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

    Цели

    Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
    • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
    • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

    В результате изучения литературы ученик должен

    знать/понимать

    • образную природу словесного искусства;
    • содержание изученных литературных произведений;
    • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также других писателей, изучение творчества которых предусмотрено программой
    • изученные теоретико-литературные понятия;

    уметь

    • воспринимать и анализировать художественный текст;
    • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
    • определять род и жанр литературного произведения;
    • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
    • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
    • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
    • выявлять авторскую позицию;
    • выражать свое отношение к прочитанному;
    • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
    • владеть различными видами пересказа;
    • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
    • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
    • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

                                                                                   9 класс

    ВВЕДЕНИЕ

    Литература и ее роль в духовной жизни человека.

    Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

    Теория литературы: литература как искусство слова (углубление представлений).

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

    «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

    Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы.

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

    Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

    Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

    «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

    Теория литературы: ода как жанр лирической поэзии.

    Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор).

    «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

    «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

    Теория литературы: понятие о классицизме. Основные каноны классицизма.

    Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

    Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

    Теория литературы: сентиментализм (начальные представления).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА.

    Василий Андреевич Жуковский. Слово о писателе.

    «Светлана». Особенности поэтического языка

    Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о драматурге.

    Пьеса «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.»Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»).

    Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте.

    Роман «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев.

    Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

    Теория литературы: понятие о реализме.

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.

    Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

    Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.

    Теория литературы: понятие о романтизме.

    Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.

    Рассказ «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящей бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

    Поэма «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи.

    Теория литературы: развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ.

    Из поэзии 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

    Теория литературы: обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.

    Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

    Пьеса «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

    Теория литературы: комедия как жанр драматургии.

    Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

    Повесть «Первая любовь». Психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь в жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.

    Теория литературы: повесть.

    Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

    Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

    Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

    Повесть «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

    Теория литературы: автобиографичность произведений, внутренний монолог.

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

    «Тоска». Художественное мастерство писателя. Рассказ «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

    Теория литературы: жанровые особенности рассказа.

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

    Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.

    Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

    Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

    Максим Горький. Слово о писателе.

    Рассказ «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.

    Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

    Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

    Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

    Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира.

    Из русской поэзии 20 века. 

    Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

    Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

    «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

    Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

    «Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

    Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

    «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Сатирические стихи, стихи о любви.

    Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

    «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая неясность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

    Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

    «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

    Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

    Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

    Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

    «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о Родине, о природе.

    «Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

    Теория литературы: силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

     Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

    «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

    Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

    Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

    Теория литературы: реализм в художественной литературе. 

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере.

    «Мещанин во дворянстве» (обзор). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии.

    Теория литературы: классицизм, сатира.

    Г.В.Катулл, К.Г.Флакк. Слово о поэтах. Лирика.

    У.Шекспир. Своеобразие лирики. 

    И.В.Гёте. Творческий путь. Трагедия «Фауст»

    Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    всего

    теория

    Практика

    1

    Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

    1

    1

    Из древнерусской литературы.

    4

    2

    Самобытный характер древнерусской литературы

    1

    3

    «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

    1

    4

    Художественные особенности «Слова…»

    1

    5

    Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков

    1

    Из русской литературы 18 века

    10

    6

    Характеристика русской литературы 18 в. Гражданский пафос русского классицизма

    1

    7

    М.В.Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

    1

    8

    Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова

    1

    9

    Г.Р.Державин. Новая эра русской поэзии

    1

    10

    Внеклассное чтение. Стихотворения Державина

    1

    11

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

    12

    Вн. чт Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

    1

    13

    Н.М.Карамзин – писатель и историк

    1

    14

    Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме

    1

    15

    Главные герои повести. Нравственность и безнравственность

    1

    Из русской литературы 19 века

    48

    16

    Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана»

    1

    17

    А.С.Грибоедов: личность и судьба

    1

    18

    Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями

    1

    19

    «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии

    1

    20

    Чацкий в поединке с обществом. Смысл названия комедии

    1

    21

    Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

    1

    22

    А.С.Пушкин: жизнь и судьба

    1

    23

    Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

    1

    24

    Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии

    1

    25

    Любовная лирика А.С.Пушкина

    1

    26

    «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа

    1

    27

    Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа

    1

    28

    Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками

    1

    29

    М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха

    1

    30

    Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы  лермонтовской лирики

    1

    31

    Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова

    1

    32

    «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

    1

    33

    Своеобразие сюжета и композиции романа

    1

    34

    Печорин – «портрет поколения»

    1

    35

    Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи

    1

    36

    Цикл «Петербургские повести»

    1

    37

    «Шинель» - центральная повесть цикла

    1

    38

    «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

    1

    39

    Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова.

    40

    Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

    41

    Губернский город в поэме «Мертвые души»

    42

    Лирические отступления в поэме. Образ автора.

    43

    Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского.

    1

    44

    Жанровое своеобразие «Мертвых душ»

    1

    45

    Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

    1

    46

    Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

    1

    47

    А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского

    1

    48

    Пьеса «Бедность не порок»

    1

    49

    Основной конфликт комедии

    1

    50

    Любовь в патриархальном мире

    1

    51

    И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Повесть «Первая любовь»

    1

    52

    История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

    1

    53

    Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя

    1

    54

    Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева

    1

    55

    Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества

    1

    56

    Повесть «Белые ночи». Место в творчестве

    1

    57

    Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей

    1

    58

    Петербург Достоевского

    1

    59

    Внеклассное чтение. Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания

    1

    60

    Подлинные и мнимые ценности жизни

    1

    61

    Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приемы психологического самоанализа героя

    1

    62

    Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Тоска».

    1

    63

    Особенности рассказа «Анна на шее» Истинные и ложные ценности героев рассказа

    1

    Из русской литературы 20 века

    34

    64

    Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века

    1

    65

    И.А.Бунин. Мотивы русской литературы в новелле И.А.Бунина «Темные аллеи»

    1

    66

    М.Горький. Судьба писателя и раннее творчество.

    1

    67

    Рассказ «Макар Чудра». Идеализация гордых и сильных людей

    1

    68

    Художественное своеобразие рассказа

    1

    69

    М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар

    1

    70

    Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания

    1

    71

    Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце»

    1

    72

    Художественные особенности повести «Собачье сердце»

    1

    73

    Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии

    1

    74

    А.А.Блок. Художественное своеобразие поэзии Блока

    1

    75

    Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности

    1

    76

    Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире»

    1

    77

    С.А.Есенин: судьба и творчество

    1

    78

    Тема любви в лирике поэта

    1

    79

    Тема Родины в лирике поэта

    1

    80

    В.В.Маяковский. Поэт-публицист, поэт-новатор

    1

    81

    Сатирические стихи, стихи о любви

    1

    82

    Особенности стиха

    1

    83

    М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы

    1

    84

    Стихотворения о поэзии, о любви

    1

    85

    Особенности поэтики Цветаевой

    1

    86

    Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте

    1

    87

    «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого

    1

    88

    А.А.Ахматова. «Я отраженье вашего лица»

    1

    89

    Стихотворения о любви, о поэте и поэзии

    1

    90

    Особенности поэтики стихотворений Ахматовой

    1

    91

    А.Т.Твардовский. Слово о поэте

    1

    92

    Стихотворения о Родине, о природе

    1

    93

    Военная тема в творчестве Твардовского

    1

    94

    А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

    95

    М.А.Шолохов. Слово о писателе

    1

    96

    «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека

    1

    97

    Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика

    1

    Из зарубежной литературы

    5

    98

    Ж.-Б.Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии

    1

    99

    Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка

    1

    100

    Своеобразие лирики У.Шекспира.

    1

    101

    Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст»

    1

    102

    Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.

    1

     

                                                                ЛИТЕРАТУРА        

    • Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
    • Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.

                - М.: ВАКО, 2003.

    • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс.

    - М.: ВАКО, 2008.

    КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    • Тест по комедии «Горе от ума»
    • Тест по творчеству А.С.Пушкина
    • Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова
    • Тест по «Мёртвым душам»
    • Тест по поэзии «серебряного века»

           

                                         

    Тема урока

    Часы

    Дата

    Вид учебного занятия

    Требования к ЗУН

    Примечание

    план

    факт

    1

    Литература и ее роль в духовной жизни человека

    1

    1 нед

    Лекция

    Навык конспектирования

    Из древнерусской литературы

    2

    2

    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    История открытия памятника, проблема авторства

    Аудиофрагмен-ты

    3

    «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения

    1

    Беседа

    Навык выразитель-ного чтения

    Наизусть

    Русская литература 18 века

    9

    4

    Русская литература 18 века. Гражданский пафос русского классицизма

    1

    2 нед

    Лекция

    Понятие «классицизм»

    5

    М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха

    1

    Лекция с элементами беседы

    Значение творчества Ломоносова

    Портрет

    6

    Ода «На день восшествия» - типичное произведение в духе классицизма

    1

    Беседа

    Жанр оды

    Наизусть

    7

    Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина

    1

    3 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Особенность лирики

    Портрет

    8

    «Властителям и судиям». Тема несправедливости «сильных мира сего».

    1

    Беседа

    Навык выразительного чтения

    9

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

    Слово учителя.

    Беседа

     Навык конспекти-рования, анализа

    10

    Внеклассное чтение. Д.И. Фонви-зин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

    1

    4 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Черты классицизма

    Портрет

    11

    Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.

    1

    Лекция

    Навык конспектирования Сентиментализм

    Портрет

    12

    Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа.

    Русская литература 19 века

    56

    13

    Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана»

    5 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа

    14

    А.С. Грибоедов: личность и судьба

    1

    Лекция

    Хронологическая таблица

    Портрет

    15

    Загадка «Горе от ума». Особеннос-ти драматического произведения.

    1

    Беседа

    Навык анализа

    16

    Утро в доме Фамусова. Чацкий – Софья – Молчалин

    1

    6 нед

    Беседа

    Навык анализа

    17

    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев.

    1

    Беседа

    Умение характери-зовать лит. героя

    Наизусть

    18

    «Век нынешний» и «век минув-ший» в комедии. Смысл названия произведения.

    1

    Семинар

    Умение характери-зовать лит. героя

    19

    Развитие речи.  Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    1

    7 нед

    Развитие речи

    Умение создавать письменное выска-зывание

    20

    А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Одухотворенность, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина.

    1

    Лекция

    Навык конспектирования

    Портрет Наизусть

    21

    Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    22

    Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики.

    1

    8 нед

    Лекция, беседа

    Навык анализа лирического произведения

    23

    Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Образ природы в лирике

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    24

    Мое любимое стихотворение А.С, Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

    1

    Практикум

    Навык анализа лирического произведения

    25

    Поэма «Цыганы». Мир европей-ский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии.

    1

    9 нед

    Беседа

    Индивидуалистичес

    кий характер Алеко.

    26

    «Пиковая дама». Осуждение бездуховности существования в повести.

    1

    Беседа

    Навык художественного пересказа и анализа

    Кинофрагмент

    27

    «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция романа

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Авторский замысел

    Наизусть

    28

    Система образов романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

    1

    10 нед

    Беседа

    Навык анализа

    29

    Письмо Татьяны как выражение ее чувств. Глубина, значительность личности.

    1

    Беседа

    Навык выразительного чтения

    30

    Трагическое столкновение Онегина и Ленского.  Прощание Онегина с юностью.

    1

    Беседа

    Умение характеризовать лит. героя

    31

    Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблемы счастья в романе

    1

    11 нед

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    32

    М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.  

    1

    Лекция

    Навык конспектирования

    Портрет Наизусть

    33

    Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    34

    Образ России в лирике Лермонто-ва. Анализ стихотворения «Ро-дина»

    1

    12 нед

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    35

    Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    36

    Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Дума»

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    37

    Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени»

    1

    13 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Композиция

    38

    Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч»

    1

    Беседа

    Умение характеризовать лит. героя

    39

    Повесть «Княжна Мери». Образная система. Анализ сцены дуэли.

    1

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание

    40

    Повесть «Фаталист». Дружба и любовь в жизни Печорина.

    1

    14 нед

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание

    41

    «Так что же за человек этот Печорин?» Печорин как портрет своего времени.

    1

    Беседа

    Навык анализа

    42

    Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    1

    Развитие речи

    Умение создавать письменное высказывание

    43

    Н.В. Гоголь: страницы жизни.

    1

    15 нед

    Лекция

    Навык конспектирования

    Портрет

    44

    Цикл «Петербургские повести». Тема маленького человека в повести «Шинель»

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа

    45

    «Шинель». Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества.

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    Кинофрагмен-ты

    46

    «Мертвые души» - поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление.

    1

    16 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Прозаический жанр поэмы

    47

    Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова.

    1

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    48

    Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

    1

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    Кинофрагмен-ты

    49

    Губернский город в поэме «Мертвые души»

    1

    17 нед

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    50

    Лирические отступления в поэме. Образ автора.

    1

    Беседа

    Навык анализа

    51

    Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    52

    Итоговый урок по поэме «Мертвые души». Образ Чичикова. Мотив дороги.

    1

    18 нед

    Семинар

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    Тест

    53

    Развитие речи. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

    1

    Развитие речи

    Умение создавать письменное высказывание

    54

    Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения

    Портреты

    55

    А.Н. Островский – слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок»

    1

    19 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Род драмы

    Портрет

    56

    Основной конфликт комедии. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

    1

    Беседа

    Конфликт, элементы композиции

    57

    Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе

    1

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание

    58

    Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Н.А. Некрасова

    1

    20 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    Портрет Наизусть

    59

    И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». История любви как основа сюжета повести

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык конспектирования и анализа

    Портрет

    60

    Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»

    1

    Лекция

    Понятие «Петербург Достоевского»

    Портрет

    61

    «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя.  Петербург Достоевского.

    1

    21 нед

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание

    Кинофрагмен-ты

    62

    Тема одиночества человека в странном мире ночей. Роль истории Настеньки в повести.

    1

    Беседа

    Навык анализа

    63

    Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык конспектирования

    Портрет

    64

    «Юность». Подлинные и мнимые ценности жизни. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками.

    1

    22 нед

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    65

    Глава «Я проваливаюсь».  Приемы психологического самоанализа.  Внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    66

    А.П. Чехов. Художественное мас- терство Чехова-рассказчика. «Тос- ка»

    1

    Лекция

    Малая форма прозы

    Портрет

    67

    «Маленькая трилогия». Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

    1

    23 нед

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    68

    Идейно-художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Анна на шее».  Истинные и ложные ценности героев рассказа.

    1

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    Русская литература 20 века

    26

    69

    Русская литература 20 века: много-образие жанров и направлений

    1

    Лекция

    Навык конспектирования

    70

    И.А. Бунин. Идейно-художествен-ные особенности цикла «Темные аллеи»

    1

    24 нед

    Беседа

    Навык анализа

    Портрет

    71

    «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    72

    Максим Горький. Романтизм. Стол кновение любви и свободы в расска зе «Макар Чудра»

    1

    Лекция

    Беседа

    Навык выразитель ного чтения. Черты романтизма

    Портрет

    73

    «Серебряный век» русской поэзии

    1

    25 нед

    Лекция

    Навык конспектирования

    74

    А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Портрет Наизусть

    75

    Анализ стихотворения А. Блока «Россия»

    1

    Беседа

    Навык выразительного чтения

    76

    С.А. Есенин. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

    1

    26 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Док. фильм. Портрет Наизусть

    77

    Тема России – главная в есенинской поэзии.

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    78

    В.В. Маяковский. Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.  

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Портрет

    79

    М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы

    1

    27 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Портрет Наизусть

    80

    Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    81

    Развитие речи. «Племя двадцатых». Конкурс чтецов.

    1

    Развитие речи

    Навык выразительного чтения

    82

    М.А. Булгаков. Сатирический дар писателя. «Собачье сердце»

    1

    28 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Сатира

    Портрет

    83

    Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце»

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    Кинофрагмен-ты

    84

    Художественные особенности повести «Собачье сердце»

    1

    Беседа

    Умение характеризовать лит. героя

    85

    Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике поэта

    1

    29 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Портрет

    86

    «Я отраженье вашего лица». А. Ахматова.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык выразительного чтения. Анализ

    Портрет Наизусть

    87

    Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

    1

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    88

    М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.

    1

    30 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание

    Портрет

    89

    Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведе-нии.

    1

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    Кинофрагмен-ты

    90

    А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    Портрет

    91

    «Я знаю никакой моей вины…» Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского.

    1

    31 нед

    Беседа

    Навык анализа лирического произведения

    Наизусть

    92

    А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Умение создавать устное высказывание, обобщать

    Портрет

    93

    Развитие речи. Романсы и песни на слова русских писателей

    19 – 20  века

    1

    Развитие речи. Беседа

    Романс. Навык анализа

    Из зарубежной литературы

    4

    94

    Внеклассное чтение. Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма.

    1

    32 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Черты классицизма

    Кинофрагмен-ты  Портрет

    95

    Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа, конспектирования

    96

    Своеобразие лирики У.Шекспира.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа

    Портрет

    97

    Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст»

    33 нед

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа

    98

    Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произве- дения.

    1

    Слово учителя.

    Беседа

    Навык анализа и пересказа

    99

    Ещё раз о поэзии и о поэтах

    1

    Беседа

    Систематизация ЗУН


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

    Настоящая Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Россий...

    Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)

    Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

    Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)

    Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...

    Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

    Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа   для 5...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...