Любил ли Гамлет Офелию
методическая разработка по литературе на тему

Урок-дискуссия на тему: «Любил ли Гамлет Офелию?»

Цель: научить ребят дискуссионному разговору, умению отстаивать свои взгляды, опираясь на цитаты из текста и высказывания авторитетных критиков, поэтов и писателей. Воспитывать уважение к собеседнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubil_li_gamlet_ofeliyu.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия на тему: «Любил ли Гамлет Офелию?»

Цель: научить ребят дискуссионному разговору, умению отстаивать свои взгляды, опираясь на цитаты из текста и высказывания авторитетных критиков, поэтов и писателей. Воспитывать уважение к собеседнику.

На доске написаны два противоположных мнения: критика В.Белинского и писателя И.С.Тургенева.

Офелию « Гамлет … не  любит, но только притворяется, и то только небрежно, что любит».  И.С.Тургенев.

«Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души… »    В. Белинский

На центральной доске – дискуссионные вопросы и значение слова ДИСКУССИЯ:

1. Любил ли Гамлет Офелию?

2. Кто виновен в гибели Офелии?

3. Почему Офелия сходит с ума?

ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

ХОД УРОКА.

I. УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами подискутируем на тему «Любил ли Гамлет Офелию?» Но прежде давайте  с вами вспомним: что такое ДИСКУССИЯ, и как её нужно вести?

Ученики читают вслух с доски значение слова «ДИСКУССИЯ» и говорят о том, что в споре нужно уважать оппонента, не перебивать говорящего и спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.

УЧИТЕЛЬ. Для того, чтобы наша дискуссия пошла в правильном русле, давайте выясним с вами, что такое ЛЮБОВЬ?

Ученики высказывают свои мнения, объяснения.

Учитель предлагает посмотреть, как трактуется это слово в толковом словаре.

Ученики находят в словаре это слово и читают: «Любовь – это чувство глубокой и самоотверженной привязанности, сердечного влечения».

УЧИТЕЛЬ. Хорошо. А теперь послушайте, что пишут о любви великие люди.

Л.Н.Толстой писал: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». «Любить – значит делать доброе».

М.М.Пришвин писал, что любить – это значит бороться за любимого человека.

Э.Фромм писал: «Тот, кто любит по-настоящему кого-то одного человека, любит весь мир».

II. ДИСКУССИЯ.

УЧИТЕЛЬ. А теперь, выслушав мнения своих одноклассников, мнение писателей и философа и, прочитав значение слова «любовь» в словаре, попытаемся ответить на вопрос: «Как вы думаете, любил ли Гамлет Офелию той, настоящей любовью? » Но перед этим обратите внимание на два противоположных мнения авторитетных для нас людей: критика В.Белинского и писателя И.С.Тургенева.

Ученики читают записанные на доске утверждения Белинского и Тургенева. УЧИТЕЛЬ. А как думаете вы, ребята?

УЧЕНИКИ свои мнения, подтверждая сказанное цитатами из «Гамлета». Спорят, соглашаются, не соглашаются, соглашаются частично. И когда мнения разделились, картина стала ясной, учитель спрашивает ребят.

Ребята, почему сходит с ума? Как об этом говорится в трагедии? А как вам подсказывает ваша интуиция?

Одни ученики отвечают, что от горя, когда узнала, что её отец убит, другие говорят, что причины две: это Гамлет, отвергнувший её любовь и гибель отца.

УЧИТЕЛЬ. Зная все эти факты, может мы сумеем ответить на вопрос: кто виноват в гибели Офелии?

Одни ученики отвечают, что никто не виноват в гибели Офелии, она сама погибла нечаянно, другие говорят, что Гамлет виновен, так как он отверг её любовь и убил отца Офелии, она сошла с ума и в этом состоянии утопилась.

УЧИТЕЛЬ. Итак, вся картина этих трагических событий перед нами. Может быть у кого-то изменилась первоначальное мнение о любви Гамлета к Офелии, если да, то почему?

Ученики высказывают свои мнения, доказывают, опровергают.

Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворения А.Блока и М.Цветаевой о Гамлете и его чувствах к Офелии.

Ученики читают стихотворения вслух выразительно.

УЧИТЕЛЬ. Чьё стихотворение, ребята, вам ближе?

Ученики задумываются и отвечают, подтверждая ответы строчками из стихотворений.

III. Заключение.

УЧИТЕЛЬ. А теперь, девочки, я задам вам вопрос для размышления. Ответьте на него сами себе: «Хотели бы вы, чтобы вас любили так, как Гамлет любил Офелию?» И думаю, что этот ответ будет самым правильным ответом для каждого на наш дискуссионный вопрос: «Любил ли Гамлет Офелию?»

IV. Подведение итогов урока.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...

"Старый спор и вечно живые вопросы" (из серии "Гамлет на уроках литературы")

   Творчество В. Шекспира занимает важное место в литературе и культуре России и во всем мире. Его произведения однозначно можно назвать наследием мировой культуры. Тексты великого др...

План-конспект урока английского языка 8 класс "В. Шекспир. Гамлет"

План-конспект урока английского языка по теме "В. Шекспир. Гамлет", ориентировочный уровень Pre-Intermediate....

Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»

Тема урока: Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»Тип урока: урок изучения новых знанийВид урока: практикумИспользуемые технологии: технология развивающего метода, здоровьесбережениеЦели урока: О...

Открытый урок по теме "Гамлет" 8-10 классах

Дается полный план-конспект урока по чтению с упражнениями...

Презентация к уроку Гамлет

Даются слайды к уроку по теме "Гамлет"...