Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК Г.И. Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-6-liter-belenkiy.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 6-А класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого (М.: Мнемозина, 2009).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится  в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. О главном в литературе

2

2.

Устное народное творчество

3

3.

Из литературы Древней Руси

3

4.

Баллады

4

5.

Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

24

6.

О Родина святая! (русская лирика)

3

7.

Нравственная ответственность человека

27

8.

Движение весны (страницы поэзии)

2

9.

Резервные уроки

2

Итого:

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата (нед)

1 четверть. Сентябрь.

1

2

3

4-5

6

7

8

9

Введение. О главном в литературе

О книге

Художник книги о книге

Устное народное творчество

О былине и её героях

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Из литературы Древней Руси

«Повесть временных лет»

«Слово о погибели земли русской»

«Евпатий Коловрат»

Баллады

В.А. Жуковский «Светлана», «Лесной царь»

2

3

3

4

1

1

1

2

1

1

1

1

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

10

11

12

13-14

 15

16-17

Ф. Шиллер «Перчатка»

А.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут»

О рифме и строфе

Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

А.С. Пушкин. О поэте

«Песнь о вещем Олеге»

А.С. Пушкин Стихотворения

24

1

1

1

2

1

2

6 н.

7 н.

8 н.

9 н.

П четверть. Ноябрь.

18-23

24

25

А.С. Пушкин «Дубровский»

Письменная работа по роману «Дубровский»

Н.М. Языков Стихотворения

6

1

1

10-12

13 н.

Декабрь.

26-27

28

29-30

31

32

М.Ю. Лермонтов Стихотворения

Трёхсложные размеры стиха

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

Вн.чтение Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня»

2

1

2

1

1

14 н.

15 н.

16 н.

Ш четверть. Январь.

33-35

36

37

38

О Родина святая! (русская лирика)

Стихотворения В.А. Жуковского, Н.П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова

А.П. Чехов О смешном в художественном произ-ии

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника», «Пересолил»

3

3

1

1

1

17-18

19 н.

Февраль.

39

40

41-44

45

46-47

Письменная работа по разделу «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»

Нравственная ответственность человека

В.Г. Короленко, о писателе

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Письменная работа «Портрет литературного героя»

Н.Д. Телешов «Домой»

27

1

1

4

1

2

20 н.

21-22

23 н.

24 н.

Март.

48

49-50

51-54

Вн.чтение А. Доде «Маленький шпион»

А.П. Платонов «Песчаная учительница»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

1

2

4

25 н.

26-27

1У четверть. Апрель.

55

56-57

58

59-60

61-63

Письменная работа по «Кладовой солнца»

Движение весны (страницы поэзии)

Стихотворения И.А. Бунина, И. Северянина, А.Т. Твардовского, А.П. Межирова

Вн.чтение М.М. Зощенко Рассказы

Ю.М. Нагибин «Старая черепаха»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

2

1

2

1

2

3

28 н.

29 н.

30 н.

31-32

Май.

64-65

66-67

68

69-70

Н.М. Рубцов Стихотворения

Дж. Олдридж «Последний дюйм»

Письменная работа по разделу «Нравственная ответственность человека»

Резервные уроки

2

2

2

1

2

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение  (А.С. Пушкин «Дубровский», В.Г. Короленко «В    дурном обществе»,  М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

3

Домашнее сочинение       (В.Г. Распутин «Уроки французского»)

1

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009.
  2. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. / М.: Мнемозина, 2012.
  3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". / М.: Мнемозина, 2010.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия:

  • художественная литература как искусство слова;
  • художественный образ;
  • фольклор, жанры фольклора;
  • литературные роды и жанры;
  • основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;
  • форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;
  • стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление;
  • конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;
  • язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола; аллегория;
  • проза и поэзия; основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  5. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 6 класс. -  М.: Вако, 2009.
  6. Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.:  СОЮЗ, 1998
  7. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Айрис-пресс», 2006
  8. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  9. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И. Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
  2. Журавлев В.П.  Читаем, думаем, спорим… 6 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  3. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, - СПб.: Просвещение, 2004.
  4. Обернихина Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, -  Программы  общеобр...

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........