Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Борисова Марина Анатольевна

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание .....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_v_5_klasse.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы________________

/С.В. Симонова/

_____________________________

№ приказа, дата

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5 классе

разработала: учитель русского языка и литературы

Борисова Марина Анатольевна

Рассмотрено на заседании ШМО                                             Согласовано

_____________________                                  Заместитель директора по УВР_____________

    № протокола, дата                                                                                           Н.В.Панкратова          

2014-2015


Пояснительная  записка

В основе Рабочей программы учебного курса литературы для 5 класса  лежат следующие документы:

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9. М.: Просвещение, 2010; 
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под. ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе сочинений - 4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный  (контрольные работы, сочинения) и устный опрос (собеседование).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  •  учебник (Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010);
  •  методическое пособие для учителя (Методические советы к учебнику-хрестоматии   "Литература. Начальный курс.  5 класс: Пособие для учителя / под ред. Снежневской М. А. Авторы: Хренова О.М., Снежневская М.А., Демидова Н.А. Издательство: Мнемозина, 2011).

ЦЕЛЬ

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

ЭТАПЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5-9-го классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

  В 5-6-м классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы,

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически  (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 5-м классе такими объединяющими центрами являются жанры древнейшей, древней и отчасти новой литературы, устного народного творчества. Выделяются разделы: «Человек перед лицом жизненных испытаний»; «Поэзия природы»; разделы, в которых представлены произведения о Великой Отечественной войне, о сверстниках пятиклассников.

Отметим также, что теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача — способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором — более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д. В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов «Для чтения и изучения» в разделы «Для чтения и бесед» и наоборот; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

Ориентиры в изучении произведений условно намечены в аннотациях к ним, где названы те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при разборе произведений. В рубриках «Для чтения и бесед аннотации предлагаются только в сложных случаях.

Комментарии к программе не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения тем. Учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно избирать аспекты анализа предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.

Вместе с тем любой выбор, сделанный учителем, любое его методическое решение должны быть оправданны и должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным обязательным минимумом литературного образования.

В среднем и старшем звене по-разному представлены теоретико-литературные понятия, которыми необходимо овладеть учащимся. В 5-7-м классах они включены в общие аннотации, поскольку освоение литературоведческой терминологии на этом этапе тесно связано с изучением и анализом конкретных произведений. С 8-го класса работа по теории литературы начинает приобретать относительно самостоятельное значение и выделяется в программе с помощью специальных рубрик.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  Тексты художественного произведения.
  •  Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  •  Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  •  Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  •  Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  • Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  • Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  • Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения  
  • Составлять   план характеристики героев художественного произведения.
  • Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  • Давать анализ отдельного эпизода.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Основные понятия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

О художественной литературе и чтении.

Мифы.

Мифы Древнего Египта.

Вера людей в вечную жизнь в мифах Древнего Египта («Путешествие солнечной Ладьи»).

Мифы Древней Греции.

Картина мира в мифах Древней Греции. Внеклассное чтение по мифам Древней Греции.

Подвиги Геракла: выбор его жизненного пути.

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея».

Мифы древних славян.

Славянские мифы как отражение язычества.

Устное народное творчество.

Народные сказки.

Сказка и миф как литературные жанры (на примере сказок «Коршун и кошка», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»).

Виды народных сказок.

Метод противопоставления в сказке «Белая уточка».

Творческая работа по теме «Что за прелесть эти сказки!..»

О легенде и предании.

Легенда и предание как литературные жанры.

Загадки.

Тематика и художественные особенности загадок.

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки как «историческая память народа».

Подготовка учащихся к сочинению по пословице.

Народный кукольный театр.

Популярность Петрушки в народном балагане.

Причины столкновения Петрушки с миром в пьесе «Петрушка Уксусов». Внеклассное чтение по устному народному творчеству.

Сказочные события и герои в литературе.

Литературные сказки.

Пушкин А. С.

Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина как жанр литературной сказки.

Образы Руслана и Людмила в поэме А. С. Пушкина.

О стихотворной речи.

Стих, ритм, стопа.

Стихотворный размер.

Рифма.

Андерсен Х. К.

«Х. К. Андерсен – величайший мастер изумлять людей полётом воображения» (С. Я. Маршак).

«Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Божие!» (Глубинный смысл сказки Андерсена «Снежная королева»).

«Истинная правда» Х. К. Андерсена как жанр сатирической сказки.

Сказки о гонимой падчерице.

Шарль Перро.

«Золушка» - типичная сказка о гонимой падчерице.

Шварц Е. Л.

Талант сказочника-драматурга в кинокомедии «Золушка».

О пьесе и театре.

Бажов П. П.

Творчество П. П. Бажова. Особенности сказа как литературного жанра.

Образ Данилы в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

Отличия литературной сказки от народной. Внеклассное чтение по литературным сказкам.

Басни.

Крылов И. А.

Басня как литературный жанр.

Образы и смыслы в баснях И. А. Крылова.

Басни Эзопа и Лафонтена – сравнительная характеристика.

Урок-концерт: читаем басни И. А. Крылова.

Человек перед лицом жизненных испытаний.

Лермонтов М. Ю.

Личность М. Ю. Лермонтова.

«Бородино» М. Ю. Лермонтова: нравственно-эстетическое значение произведения.

Эпитет и сравнение в стихотворении Бородино.

О теме и идее художественного произведения.

Сочинение-рассуждение на тему: «Почему Лермонтов посвятил Бородинскому сражению своё стихотворение?»

Кольцов А. В.

«Косарь» А. В. Кольцова: впечатление от стихотворения.

Тургенев И. С.

«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле». Герасим в городе и деревне.

Образы главных героев в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

Толстой Л. Н.

Разговор о писателе. Л. Н. Толстой.

Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и горцы в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

О сюжете и героях.

Сочинение об одном из героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Гаршин В. М.

В. М. Гаршин как писатель и человек.

Отношения Василия с окружающими в рассказе В. М. Гаршина «Сигнал».

Покаяние Василия в рассказе В. М. Гаршина «Сигнал».

Андреев Л. Н.

Жанр мемуаров. Беседа о писателе Л. Н. Андрееве.

Общечеловеческий и гуманный смысл рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». Внеклассное чтение по рассказам о животных.

Куприн И. А.

Слово о писателе А. И. Куприне. Реальная история, которая легла в основу рассказа «Белый пудель».

Строение рассказа А. И. Куприна «Белый пудель».

Образы главных героев в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель». Внеклассное чтение по рассказам А. И. Куприна.

Поэзия природы.

Поэзия природы в стихотворениях А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова.

Пейзажная лирика К. Д. Бальмонта, Н. И. Рыленкова. Внеклассное чтение по русской поэзии.

Паустовский К. Г.

Паустовский как писатель-художник.

Авторское своеобразие, стиль писателя  Паустовского в «Мещёрской стороне». Внеклассное чтение по рассказам К. Г. Паустовского.

Носов Е. И.

Мир животных в рассказах Е. И. Носова.

«Идёт война народная, священная война!»

«По дорогам пропыленным…» (стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»).

«…до смерти четыре шага…» (стихотворения О. Берггольц, М. Джалиля, С. Орлова, Р. Гамзатова и стихотворение А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…»).

Тема детства в военных произведениях (В. М. Шукшин «Жатва»).

Рассказы о твоих сверстниках.

Казаков Ю. П.

Тема добра и зла в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро».

Солоухин В. А.

Звание Человека в рассказе В. А. Солоухина «Мститель».

Брэдбери Р. Д.

Неумирающая мечта в произведениях писателя-фантаста.

Рассказ как литературный жанр.

Итоговый урок. «Любимые книги, любимые авторы».

1

5

1

1

3

1

1

1

1

1

10

4

1

1

1

1 (Р/Р)

1

1

1

1

2

1

1 (Р/Р)

2

1

1

5

2

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

3

1

1

1

4

3

1

1

1

1

26

5

1

1

1

1

1 (Р/Р)

1

1

2

1

1

5

1

1

1

1

1 (Р/Р)

3

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

Литература, изобразительно-выразительные возможности слова.

Миф как жанр.

Олимп, титаны.

Герои.

Поэма, перенос стиха, пауза.

Язычество.

Сказка как вид устного народного творчества, фантастическое.

Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.

Антитеза, антонимы, противопоставление.

Легенда, предание как литературные жанры.

Загадка как литературный жанр, аллегория, иносказание.

Пословица и поговорка как литературные жанры, историческая память народа.

Балаган, народный театр, пьеса. Социальная проблематика.

Литературная сказка.

Авторская оценка, интонация, эпитеты, метафоры, олицетворения, народные и литературные источники, пролог.

Стих, ритм, стопа.

Стихотворный размер.

Рифма.

Описание, литературные образы, смысл произведения.

Сатирическая сказка.

Драматург, киносценарий.

Пьеса, ремарки, действующее лицо.

Сказ как жанр.

Литературный образ, трилогия.

Басня как жанр, строение басни.

Образы басни, антитеза, аллегория , мораль басни.

   

Нравственно-эстетическое значение.

Эпитет, сравнение.

Тема, идея произведения.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, строение стихотворения.

Образы в произведении.

Общечеловеческий смысл, нравственно-эстетическое значение.

Сопоставительная характеристика, быль.

Сюжет, герои художественного произведения.

Мемуары как жанр.

Общечеловеческий и гуманный смысл.

Народные, литературные и реальные источники.

Строение рассказа: завязка, развитие, кульминация.

Главный герой, смысл названия.

Поэзия природы.

Пейзажная лирика.

Писатель-художник.

Авторский стиль.

Тема, идея, образы.

Изобразительно-выразительные художественные средства.

Тема, идея, проблематика художественного произведения.

Рассказ как литературный жанр, сюжет.

Рассказ как литературный жанр.

Рассказ как литературный жанр, сюжет.

Содержание программы

5 класс

(68 часов)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«0 граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр                                                                                                              

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери  добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка — душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма .

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника. Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин.«Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки;Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик-звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасии». И. Зиедонис. Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Касима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Милн. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; П. Трэверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

IV. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV) И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI—XXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Давыдов. «Партизан».

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.        

                                                                                                                                             

    И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном  законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

В. М. ГАРШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед        '

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что — осудить дачников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин - Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

VI. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...».

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Весна! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок); В. В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

VII. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. М. Шукшин.«Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII) В. П. Катаев. «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

 

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»;

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо.  «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в издании для детей);

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»;

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»;

В. Гюго. «Козетта»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

Ч. Диккенс. «Пип» (гл. I—V из романа «Большие надежды»);

Уйда. «Нелло и Патраш»;

Р. Брэдбери. «Мальчик-Невидимка».

   

Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (контрольные работы, сочинения), устный опрос (собеседование), тестирование.


Перечень учебно-методических средств обучения

1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010.

2. Ерёмина О.А «Поурочное планирование  по литературе 5 класс», издательство « Экзамен», 2008 год          

3. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель –АСТ».-2005

4. Коршунова Н. Н. Тесты. Литература. 5-8 классы. - М.: Дрофа, 2004.-112с.  

5. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-

сост. Т.М.Амбушева и др. –      Волгоград: Учитель, 2009

6. Методические советы к учебнику-хрестоматии   "Литература. Начальный   курс.  5 класс: Пособие для учителя (под ред.  Снежневской   М.А.) … Автор:   Хренова О.М., Снежневская М.А., Демидова Н.А.

 Издательство: Мнемозина, 2011  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...

рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина  составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...