РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
рабочая программа (11 класс) по теме

Дёмина Нелли Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н.В., Мосалова Т.М., Тутаева О.В. , 2013 год

Учебник - Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit_11_-_fiz.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Шелеховского района «Шелеховский лицей»

«Рассмотрено»

На заседании кафедры

Заведующий кафедрой

___________/_____________________/

Протокол от _______________№ ___

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/_____________________/

«____»____________20____ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ШР «Щелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова

Приказ  от «___»________20___ г.  №_______

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Класс – 11 Ф (физико-математический профиль)

Всего часов на учебный год – 102

Количество часов в неделю – 3 

Составлена на основе  комбинаторной программы « Литература», авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,

Тутаева О.В. , 2013 год

Учебник - Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.

                                                                                                                                       Составитель:

                                                                                                                                         Дёмина Нелли  Викторовна,

                                                                                                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                                                       МБОУ ШР   «Шелеховский лицей»                                                                                                                                                                    

                                     

г. Шелехов, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов физико-математического профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации литературного образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Литература»  разработана на основе комбинаторной программы « Литература»,(авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,

Тутаева О.В. , 2013 год) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Основная цель учебного  курса - формирование у обучающихся на третьей ступени обучения читательской компетентности и осознания своих интересов и способностей,  приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. На этом этапе важно научить школьников постигать общечеловеческий и конкретно-исторический смысл художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений; формировать умения и навыки владения литературным языком.

    Основные задачи курса:

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России;
  • ознакомиться с шедеврами мировой классики;
  • научиться анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
  • находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с художественными произведениями, критическими статьями, литературными  источниками информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, аналитические беседы по опережающим заданиям. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут использованы во всех сферах будущей деятельности, сформируют толерантное отношение и уважение к другим народам и культурам.

 Поскольку данная рабочая программа разработана для обучающихся физико-математического профиля, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены задания  на сопоставление  различных произведений,  на умение обобщать литературные явления и факты.

Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет "Литература" также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей  обществознанием и психологией литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. На уроке литературы и при подготовке к нему учащийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

           Организация обучения 

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  •  репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Формы организации обучения: основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

           Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: личностно ориентированная, деятельностная, практикоориентированная,  информационно-коммуникационные.

         Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных,)

        Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы, сочинения, творческие работы, эссе.

       Средства проверки и оценки результатов обучения:

Зачётные  вопросы на знания текста,  разноуровневые задания.

Результаты освоения курса  литература:

Личностные результаты

 уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;

  • быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
  • определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
  • работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
  • быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  • понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
  • понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

 Метапредметные результаты:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предметные результаты:

  •  знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
  • сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

 Из них

Уроки

(теоретический материал)

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

2

2

2.

Русская  проза  начала XX века

14

9

2

3

3.

Русская  поэзия  начала XX века

31

22

4

5

4.

Русская литература в произведениях первой половины  XX века (1921—1941)

20

16

2

2

5

Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956)

20

16

2

2

6

Поэзия второй половины XX века.

5

4

1

7

Проза второй половины XX века

10

7

1

2

Итого

102

76

11

15

\КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке)

Формы контроля

1

Русская литература конца XIX - начала ХХ века.

1

Урок усвоения новых знаний.

Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов,

Составление плана лекции

2

Особенности литературного процесса рубежа веков.

1

Лекция.

Связь с общественно-политическими процессами в России.

Составление таблицы

Русская  проза начала XX века

3

Жизнь и творчество И.А. Бунина.

1

Лекция, презентация

Вехи биографии писателя

Презентация,

запись лекции

4

Традиционные образы и мотивы русской поэзии в лирике

 Бунина. Чтение и осмысление стихотворений.

1

Аналитическая беседа, работа в группах

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина.  Философичность и лаконизм поэзии.

Составление  тезисов

5

Анализ произведений художественной литературы в прозе

 на основе самостоятельно прочитанного рассказа

И.А. Бунина «Холодная осень»,

 «Темные аллеи», « Легкое дыхание», «Солнечный удар» ,

 "Чистый понедельник"и др.).

1

Аналитическая беседа, работа в группах

Трагедийная концепция любви. Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия.

Письменный ответ в краткой форме.

6

Рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

Символика бунинской прозы.

1

Урок-практикум

Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе

Перерабатывать информацию учебника, составление  тезисов

7

А.И. Куприн. Биография писателя.

 «Гранатовый браслет» – высокая трагедия

 в мире обыденной жизни).

1

Самостоятельная работа с текстом

А. Куприн: наследник чеховской традиции.  

Тема высоты истинной любви

Сообщения учащихся,

просмотр эпизодов фильма.

8

Тема любви в произведении. 

1

Урок - диспут

Интерпретация образа «маленького человека».

Устные  ответы в кратком формате

9

Контрольная работа  по творчеству А.И. Куприна и

 И.А. Бунина

1

Урок обобщения и систематизации

10

М. Горький. Творческая биография писателя

1

Урок - лекция

Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века.

Просмотр документальных фильмов, составление тезисов

11

Романтизм ранних рассказов М. Горького.

1

Аналитическая беседа

Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие композиции. Прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя

Комментирование эпизодов из произведения.

12

Драматургический конфликт в пьесе М. Горького

«На дне».

1

Аналитическая беседа

Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта

Тезисы

13

Правда, ложь, вера и человек в спорах героев

 и размышлениях автора.

1

Работа в группах

Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования,  

Характеристика героев

14

Образы Луки и Сатина

1

Урок-практикум

Авторская позиция и способы ее воплощения в пьесе.

Устные  ответы в кратком формате

15

Развитие речи. Классное сочинение.

1

Урок обобщения и систематизации

16

Развитие речи. Классное сочинение.

1

Урок обобщения и систематизации

Русская поэзии конца XIX – начала XX в.

17

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как поэтическая эпоха. Крестьянская поэзия

Комбинированный

Поэзия серебряного века как эстетический феномен.

Сообщения учащихся,

18

Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX –

 начала XX в.

Семинар

Возникновение и становление течений русского модернизма

подготовка презентаций

19

И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, М.А. Волошин,

 Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.Ф. Ходасевич

Урок- семинар

Символизм, акмеизм и футуризм.

Заполнение таблицы

20

 А. Блок. Жизнь и творчество поэта.

1

Урок-презентация

Основные вехи писателя.

Составление хронологической таблицы

21

А. Блок и символизм. Романтический мир «Стихов

о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы…»,

«Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» и др.

1

Аналитическая беседа

Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя, лирические жанры.

Составить таблицу о средствах речевой выразительности

22

«Незнакомка» чтение и анализ. Путь: трилогия

 «вочеловечения»   (эволюция лирики от первого

 к третьему тому).

1

Практическая работа

 Лирический герой  и «страшный мир»,  эволюция лирического героя.

Комментарий  и анализ лирических текстов

23

Тема Родины в лирике А.Блока. « Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,

«Россия»,

Аналитическая беседа

Образ Родины в лирике Блока

Чтение стихов наизусть.

24

Философская  и любовная лирика А.Блока. «О доблестях,

 о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…,

.«Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Уроки чтения и анализа текста.

Три тома лирики как путь и судьба лирического героя.

Комментарий  и анализ лирических текстов

25

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

1

Работа в группах

Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.

Связные краткие и развернутые ответы  

26

Символические образы в поэме. Образ Христа.

1

Работа в группах

Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

Записи в тетради

27

Контрольное сочинение по восприятию, анализу и оценке

 стихотворения А. Блока.

1

Урок контроля

28

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского.

Чтение и осмысление стихотворений «Нате!»,

 «Скрипка и немножко нервно». «Послушайте!»,

 «А вы могли бы?», и др. Заучивание наизусть стихотворений

1

Комбинированный урок

В.Маяковский

 и футуризм. Своеобразие поэтического языка. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы.

Чтение стихов наизусть.

29

Особенности любовной лирики В.В.Маяковского.

 «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».

 Поэма «Облако в штанах».  Исповедь и проповедь

в образном строе поэмы.

1

Практическая работа по анализу текстов

Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность.

Составление цитатного плана и заполнение таблицы

30

Осмысление проблемы художника и времени:

 «Юбилейное», «Необычайное приключение,

бывшее с Владимиром Маяковским  летом на. даче».

1

Уроки чтения и анализа текста.

Маяковский о назначении поэзии

Работа с информацией учебника и дополнительным материалом.

31

Новокрестьянская поэзия С.Есенина. Биография поэта

Ранняя лирика С.А.Есенина.

1

Урок -лекция

Имажинизм в русской поэзии

Отражение в лирике особой

связи природы и человека

Составление

таблицы по творчеству С.Есенина. Просмотр документальных фильмов о С.Есенине

32

Тема родины в поэзии Есенина. Чтение и осмысление

 стихотворений :«Край любимый! Сердцу снятся…», «Русь Советская»,

«Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь», «Запели тесаные дроги…»,  и др. Заучивание наизусть стихотворений.

1

Работа в группах

Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя.

Составление

таблицы по творчеству С.Есенина.

Чтение стихов наизусть.

33

Философская лирика поэта. Чтение и осмысление

стихотворений: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…»,

«Не жалею, не зову, не плачу…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». «Пушкину», «Письмо матери».

1

Работа в группах

Есенин о месте поэта в послереволюционной России

Составление

таблицы по творчеству С.Есенина

34

Любовная лирика. «Не бродить, не мять в кустах

 багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

1

Работа в группах

Психологизм лирики 

Чтение стихов наизусть.

35

Контрольная работа по творчеству А.Блока и С.Есенина

1

Урок обобщения и систематизации

36

А. Ахматова. Жизнь и творчество Любовная лирика

 А. Ахматовой.

1

Лекция

Акмеизм. Эстетические задачи

37

Чтение и осмысление стихотворений: «Песня последней

встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»,  «Песенка»,

«Вечером»

Работа в группах

Воспевание прекрасной ясности, любви и красоты.

Чтение стихов наизусть.

38

Эволюция образа лирической героини. Чтение и

осмысление стихотворений: «Я научилась просто, мудро жить...”, «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Перед весной бывают

 дни такие…», «Молитва» и др.

1

Работа в группах

Внимание к природному началу в человеке

Связные краткие и развернутые ответы  

39

 Революция в судьбе А. Ахматовой.

 Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве. Чтение и осмысление стихотворений: «Мне голос был. Он звал утешно…», “Не с теми я, кто бросил землю...”, «Заплаканная осень, как вдова…» и др. «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге».

1

Практическая работа по анализу текстов

Формирование эпического взгляда на мир.

Связные краткие и развернутые ответы. Чтение стихов наизусть.

.

40

Чтение и осмысление поэмы “Реквием”.

 История создания и публикации поэмы.

1

Аналитическая беседа

Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы.

Чтение  комментарий эпизодов

41

Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

1

Работа в группах

Трагедийный пафос, идея преодоления смерти.

Письменные   ответы в кратком формате

42

О. Э. Мандельштам. Биография поэта. Представление

 о поэте как хранителе культуры.

1

Лекция

Акмеизм. Эстетические задачи.

Записи в тетради

43

Чтение и изучение стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

1

Урок -практикум

Воплощение темы творчества и любви.

Чтение наизусть

44

М.И. Цветаева. Романтическое мироощущение Цветаевой.

1

Урок-лекция

Противопоставление быта бытию, духа — материи.

Просмотр документальных фильмов, составление тезисного плана  

45

 Исповедальное и трагедийное начало в лирике.

1

Работа в группах

Образ лирического героя.

Сообщения  учащихся

46

Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой.

1

Урок обобщения и систематизации

47

Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой.

1

Урок обобщения и систематизации

Русская литература в произведениях первой половины  XX века (1921—1941)

48

Художественный мир М. А. Булгакова. «Последний закатный роман»: замысел и название романа «Мастер и Маргарита»

1

Урок-лекция

Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике.  «роман в романе»:

Составление и заполнение

таблиц

49

Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита».

1

Аналитическая беседа

Система художественных образов, осмысление библейской темы

Презентация  портретной галереи

50

Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве.

1

Практическая  работа

Сатира в романе

Анализ эпизода

51

Смысл финальной главы романа. Авторская позиция в романе

1

Аналитическая беседа

Образ Ивана Бездомного и его значение в романе.

Устные выступления

52

Подготовка к домашнему контрольному сочинению по роману М.А Булгакова.

1

Практическая  работа

Составление тезисов, плана

Домашнее контрольное сочинение

53

Интегрированный урок по  повести М.А.Булгакова «Морфий».

1

Интегрированный урок с психологией

История болезни доктора Полякова

Выступления

54

«Скажи наркотикам: «Нет».

1

Интегрированный урок с психологией

Психологизм повести

Составление памятки

55

А.П. Платонов. «Котлован». Избранные главы повести.

 Символика названия произведения. Самобытность языка

и стиля писателя.

1

Урок - лекция

Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии

Запись лекции

56

Изображение коллективизации в повести “Котлован”.

1

Аналитическая беседа

Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка

Сообщения учащихся,  работа с дополнительным материалом

57

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

1

Комбинированный урок

Основные вехи писателя

Просмотр фильма

58

«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов»

 к «Тихому Дону».  

1

Групповая работа

Бесчеловечность Гражданской войны. Прославление народных (общечеловеческих) ценностей.

Сообщения учащихся

59

Судьба романа “Тихий Дон”.

1

Урок-лекция

Роман-эпопея

Запись лекции

60

 Образ Григория Мелехова  как сюжетный и идейный центр романа. Характер героя.

1

Аналитическая беседа по опережающим заданиям

Мир казачества в романе Шолохова, распад патриархальных семейных связей,

Выступления  учащихся.

61

«Чудовищная нелепица войны» в изображении автора

1

Уроки чтения и анализа текста.

 Разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции.

 Устные  ответы на проблемные вопросы.  

62

 «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека

Уроки чтения и анализа текста.

Особенности финала романа и его значение

Письменные   ответы на проблемные вопросы.  

63

Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе.

1

Групповая работа

Русский национальный характер в рассказе

Выступления учащихся

64

Образы автора и рассказчика.      

1

Групповая работа

Рассказ в рассказе, рассказ-эпопея

Работа с дополнительным материалом

65

Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова

1

Урок обобщения и систематизации

66

Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова

1

Урок обобщения и систематизации

Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956)

67

Литература и война: музы и пушки. Высокий патриотический

 пафос лирики (К. Симонов, А. Сурков, О. Берггольц).

1

Читательская конференция

Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны.

Презентация  учащихся

68

Песни военных лет.

1

Читательская конференция

Высокий патриотический пафос песен военных лет

Презентация  учащихся

69

А.Т.Твардовский. «Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского.

1

Лекция

Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского

Записи в тетради

70

Исповедальный характер лирики Твардовского. Чтение

 и изучение стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

 «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),

 «Я знаю, никакой моей вины…».

1

Урок чтения и анализа текста

Образ лирического героя.

Чтение наизусть

71

«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле».

1

Урок чтения и анализа текста

Василий Теркин – типичный герой, вынесший на своих плечах груз войны.

Чтение и  комментарий

глав

72

Великое и смешное в поэтической летописи войны в поэме

 «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата»,

 «Поединок»,

1

Урок чтения и анализа текста

Чтение и  комментарий

глав

73

Б.Л.Пастернак. Поэт и время: личность и судьба  Б.Л. Пастернака.

 Чтение и осмысление стихотворений «Единственные дни»,

 «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест…»,

 «Никого не будет в доме…».

1

Работа в группах

Мотивы любви и природы  в лирике Б.Л.  Пастернака.  

74

Тема призвания в поэзии Б.Л. Пастернака. Чтение и изучение стихотворений: «Когда строку диктует чувство…», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется  дойти до самой сути…», «Сосны», «Иней», «Июль».

1

Работа в группах

«Определение поэзии»:  образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике

Презентация учащихся

75

Б.Л.  Пастернака. «Вариант книги Бытия».

1

Урок чтения и анализа текста

Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории.

Письменные   ответы на проблемные вопросы.  

77

Роман «Доктор Живаго».  «Ход веков подобен притче».

1

Урок чтения и анализа текста

Роль искусства в бессмертии человека. Стихотворения в романе Юрия Живаго

Читать и комментировать эпизоды

78

Контрольная работа по творчеству Б.Л.Пастернака.

1

Урок обобщения и систематизации

79

Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне К.Воробьев. «Убиты под Москвой».

Урок чтения и анализа текста

Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.

Читать и комментировать эпизоды

80

В.Кондратьев. «Сашка». Испытание властью, любовью, дружбой.

1

Просмотр фильма с анализами эпизодов

Испытание властью, любовью, дружбой.

Читать и комментировать эпизоды

81

В. Т. Шаламов. Биография писателя. История создания книги “Колымские рассказы”.

1

Комбинированный

Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы.

Просмотр фильма

82

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в рассказах,

например, «Последний замер», «Шоковая терапия».

1

Урок-практикум

Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы.

Чтение и  комментарий эпизодов

83

А.И.Солженицын. «Писатель, которого сердце…

переболело всеми болями общества…»:

1

Лекция

Жизнь и творчество писателя

84

«Не стоит село без праведника»:

 героиня рассказа А. Солженицына «Матренин двор»

1

Работа в группах

Мотивы русской литературы XIX века в рассказе. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы.

Выступления учащихся. записи в тетради

85

Повесть “Один день Ивана Денисовича”.

1

Урок чтения и анализа текста

Первое произведение о лагерном быте в советской литературе.

Составление тезисов,

86

Изображение русского

 национального характера в контексте трагической эпохи.

1

Урок чтения и анализа текста

Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына.

работа с учебником

87

Контрольная работа по творчеству А. Солженицына

1

Урок обобщения и систематизации

Поэзия второй половины XX века.

88

Поэзия второй половины XX века. Обзор.

1

Семинар

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении

Защита проектов

89

Лирика поэтов-шестидесятников

1

Семинар

Жанровое многообразие лирики

Защита проектов

90

М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Видения на холме», «Листья осенние» и др.

1

Комбинированный

Основные  темы и мотивы  лирики поэта. – Родина-Русь, ее природа,  и история.

Чтение наизусть

91

И.А.Бродский. Чтение и осмысление стихотворений «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

1

Комбинированный

Романтический мир в поэзии раннего Бродского и его связь с реальностью

Составление тезисов

92

Контрольная работа

Урок обобщения и систематизации к

.

Проза второй половины XX века

93

Проза второй половины XX века. Обзор.

1

Урок-лекция

Обзор прозы  второй половины 20 века

Работа с учебником,тезисы

   94

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина.  «Верую!», «Алеша Бесконвойный» или др.

1

Урок чтения и анализа текста

Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Скрытое величие души простого человека

Сообщения учащихся

95

Символические образы в повестях В.Г.Распутина. «Прощание с Матерой»

1

Урок чтения и анализа текста

Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повести

Устные  ответы в кратком формате

96

 Обзор драматургии  ХХ века. Психологизм пьес А.В.Вампилова. «Утиная охота».

1

Семинар

Проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции.

Сообщения

97

Образ Зилова в системе художественных образов пьесы

1

Урок чтения и анализа текста

Смысл финала пьесы

Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос

98

Пьеса А.Вампилова «Старший сын»

1

Интегрированный урок с психологией

Образы героев, смысл названия

99

«Искусство человеческого общения».

1

Работа в группах

Взаимоотношения с родителями

Написание эссе

100

Современная литературная ситуация. Новейшая русская поэзия и проза

1

Семинар

Обзор современной литературы

Защита проектов

101

Литература XX века: прошлое, настоящее, будущее. Неоконченные споры. «Писатель – Книга – Читатель».  

1

Конференция.

Создавать собственную «золотую полку» любимых книг и программу чтения на ближайшие годы.

Защита проектов

102

Резервный урок

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учителя

  1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
  2. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы [Текст] / Сост. и общая ред. В.И. Кулешова. – М.: Дет.лит., 1983. – 430 с.
  3. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
  4. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы:  – М.:  Просвещение,  2013.
  5. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 1. – 224 с.
  6. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 2. – 225 с.
  7. Меркин, Г.С. Русская литература XX века [Текст]: Учебная книга для учащихся старших классов / Г.С. Меркин. – М.: Скрин, 1995. – 349 с.
  8. Новое в школьных программах. Современная русская проза [Текст]: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128 с.
  9. Русские писатели. Библиографический справочник [Текст]: В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990.- Ч. 1.- 430 с.

Для ученика

  1. Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.
  2. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
  3. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
  4. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
  5. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

Интернет – ресурсы

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru/ 
  2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
  3. Культура письменной  речи www.gramma.ru 
  4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 
  5. ВiblioГид  -  книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
  6. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/ 
  7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
  8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
  9. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
  10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
  11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
  12. Русская литература XVIII–XX веков  www.a4format.ru
  13. Ахматова А.А. anna.ahmatova.com
  14. Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
  15. Бунин И.А. bunin.niv.ru
  16. Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru

ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Экранно-звуковые средства обучения:

CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО:

Компьютер;

Мультимедиапроектор,  локальная сеть  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для10-11 классов физико-математического профиля.

При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при изуче...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)

Пояснительная запискаРабочая программа курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Рабочая программа по физике для 8 класса с физико-математическим уклоном

Рабочая программа по физике профильного уровня для 8 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и  составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике  7 –...