Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
    рабочая программа (11 класс) по теме

    Дёмина Нелли Викторовна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н.В., Мосалова Т.М., Тутаева О.В. , 2013 год

    Учебник - Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit_11_-_fiz.doc355 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                           

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Шелеховского района «Шелеховский лицей»

    «Рассмотрено»

    На заседании кафедры

    Заведующий кафедрой

    ___________/_____________________/

    Протокол от _______________№ ___

    «Согласовано»

    Зам. директора по УВР

    ___________/_____________________/

    «____»____________20____ г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ ШР «Щелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова

    Приказ  от «___»________20___ г.  №_______

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по литературе

    Класс – 11 Ф (физико-математический профиль)

    Всего часов на учебный год – 102

    Количество часов в неделю – 3 

    Составлена на основе  комбинаторной программы « Литература», авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,

    Тутаева О.В. , 2013 год

    Учебник - Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.

                                                                                                                                           Составитель:

                                                                                                                                             Дёмина Нелли  Викторовна,

                                                                                                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                                                           МБОУ ШР   «Шелеховский лицей»                                                                                                                                                                    

                                         

    г. Шелехов, 2013

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направленность курса

    Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов физико-математического профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации литературного образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Литература»  разработана на основе комбинаторной программы « Литература»,(авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,

    Тутаева О.В. , 2013 год) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

    Основная цель учебного  курса - формирование у обучающихся на третьей ступени обучения читательской компетентности и осознания своих интересов и способностей,  приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. На этом этапе важно научить школьников постигать общечеловеческий и конкретно-исторический смысл художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений; формировать умения и навыки владения литературным языком.

        Основные задачи курса:

    • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
    • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России;
    • ознакомиться с шедеврами мировой классики;
    • научиться анализировать и оценивать литературные произведения;
    • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
    • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
    • находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

    В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с художественными произведениями, критическими статьями, литературными  источниками информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, аналитические беседы по опережающим заданиям. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут использованы во всех сферах будущей деятельности, сформируют толерантное отношение и уважение к другим народам и культурам.

     Поскольку данная рабочая программа разработана для обучающихся физико-математического профиля, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены задания  на сопоставление  различных произведений,  на умение обобщать литературные явления и факты.

    Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук

    Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет "Литература" также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей  обществознанием и психологией литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. На уроке литературы и при подготовке к нему учащийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

               Организация обучения 

    • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
    •  репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
    • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
    • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
    • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

    Формы организации обучения: основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

               Методы обучения:

    По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

    По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

    По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

    Технологии обучения: личностно ориентированная, деятельностная, практикоориентированная,  информационно-коммуникационные.

             Результаты обучения

    Формы проверки и оценки результатов обучения:

    (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных,)

            Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы, сочинения, творческие работы, эссе.

           Средства проверки и оценки результатов обучения:

    Зачётные  вопросы на знания текста,  разноуровневые задания.

    Результаты освоения курса  литература:

    Личностные результаты

     уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;

    • быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
    • определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
    • работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
    • быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
    • понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
    • понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

     Метапредметные результаты:

    • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
    • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
    • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
    • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
    • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
    • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
    • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
    • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни;
    • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    Предметные результаты:

    •  знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
    • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
    • сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
    • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
    • способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
    • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
    • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.

       

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    № п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

     Из них

    Уроки

    (теоретический материал)

    Практические работы

    Контрольные работы

    1.

    Введение

    2

    2

    2.

    Русская  проза  начала XX века

    14

    9

    2

    3

    3.

    Русская  поэзия  начала XX века

    31

    22

    4

    5

    4.

    Русская литература в произведениях первой половины  XX века (1921—1941)

    20

    16

    2

    2

    5

    Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956)

    20

    16

    2

    2

    6

    Поэзия второй половины XX века.

    5

    4

    1

    7

    Проза второй половины XX века

    10

    7

    1

    2

    Итого

    102

    76

    11

    15

    \КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № урока п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Тип урока

    Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке)

    Формы контроля

    1

    Русская литература конца XIX - начала ХХ века.

    1

    Урок усвоения новых знаний.

    Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов,

    Составление плана лекции

    2

    Особенности литературного процесса рубежа веков.

    1

    Лекция.

    Связь с общественно-политическими процессами в России.

    Составление таблицы

    Русская  проза начала XX века

    3

    Жизнь и творчество И.А. Бунина.

    1

    Лекция, презентация

    Вехи биографии писателя

    Презентация,

    запись лекции

    4

    Традиционные образы и мотивы русской поэзии в лирике

     Бунина. Чтение и осмысление стихотворений.

    1

    Аналитическая беседа, работа в группах

    Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина.  Философичность и лаконизм поэзии.

    Составление  тезисов

    5

    Анализ произведений художественной литературы в прозе

     на основе самостоятельно прочитанного рассказа

    И.А. Бунина «Холодная осень»,

     «Темные аллеи», « Легкое дыхание», «Солнечный удар» ,

     "Чистый понедельник"и др.).

    1

    Аналитическая беседа, работа в группах

    Трагедийная концепция любви. Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия.

    Письменный ответ в краткой форме.

    6

    Рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

    Символика бунинской прозы.

    1

    Урок-практикум

    Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе

    Перерабатывать информацию учебника, составление  тезисов

    7

    А.И. Куприн. Биография писателя.

     «Гранатовый браслет» – высокая трагедия

     в мире обыденной жизни).

    1

    Самостоятельная работа с текстом

    А. Куприн: наследник чеховской традиции.  

    Тема высоты истинной любви

    Сообщения учащихся,

    просмотр эпизодов фильма.

    8

    Тема любви в произведении. 

    1

    Урок - диспут

    Интерпретация образа «маленького человека».

    Устные  ответы в кратком формате

    9

    Контрольная работа  по творчеству А.И. Куприна и

     И.А. Бунина

    1

    Урок обобщения и систематизации

    10

    М. Горький. Творческая биография писателя

    1

    Урок - лекция

    Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века.

    Просмотр документальных фильмов, составление тезисов

    11

    Романтизм ранних рассказов М. Горького.

    1

    Аналитическая беседа

    Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие композиции. Прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя

    Комментирование эпизодов из произведения.

    12

    Драматургический конфликт в пьесе М. Горького

    «На дне».

    1

    Аналитическая беседа

    Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта

    Тезисы

    13

    Правда, ложь, вера и человек в спорах героев

     и размышлениях автора.

    1

    Работа в группах

    Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования,  

    Характеристика героев

    14

    Образы Луки и Сатина

    1

    Урок-практикум

    Авторская позиция и способы ее воплощения в пьесе.

    Устные  ответы в кратком формате

    15

    Развитие речи. Классное сочинение.

    1

    Урок обобщения и систематизации

    16

    Развитие речи. Классное сочинение.

    1

    Урок обобщения и систематизации

    Русская поэзии конца XIX – начала XX в.

    17

    Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

    Серебряный век как поэтическая эпоха. Крестьянская поэзия

    Комбинированный

    Поэзия серебряного века как эстетический феномен.

    Сообщения учащихся,

    18

    Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX –

     начала XX в.

    Семинар

    Возникновение и становление течений русского модернизма

    подготовка презентаций

    19

    И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, М.А. Волошин,

     Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.Ф. Ходасевич

    Урок- семинар

    Символизм, акмеизм и футуризм.

    Заполнение таблицы

    20

     А. Блок. Жизнь и творчество поэта.

    1

    Урок-презентация

    Основные вехи писателя.

    Составление хронологической таблицы

    21

    А. Блок и символизм. Романтический мир «Стихов

    о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы…»,

    «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» и др.

    1

    Аналитическая беседа

    Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя, лирические жанры.

    Составить таблицу о средствах речевой выразительности

    22

    «Незнакомка» чтение и анализ. Путь: трилогия

     «вочеловечения»   (эволюция лирики от первого

     к третьему тому).

    1

    Практическая работа

     Лирический герой  и «страшный мир»,  эволюция лирического героя.

    Комментарий  и анализ лирических текстов

    23

    Тема Родины в лирике А.Блока. « Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,

    «Россия»,

    Аналитическая беседа

    Образ Родины в лирике Блока

    Чтение стихов наизусть.

    24

    Философская  и любовная лирика А.Блока. «О доблестях,

     о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…,

    .«Ночь, улица, фонарь, аптека…».

    Уроки чтения и анализа текста.

    Три тома лирики как путь и судьба лирического героя.

    Комментарий  и анализ лирических текстов

    25

    Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

    1

    Работа в группах

    Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.

    Связные краткие и развернутые ответы  

    26

    Символические образы в поэме. Образ Христа.

    1

    Работа в группах

    Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

    Записи в тетради

    27

    Контрольное сочинение по восприятию, анализу и оценке

     стихотворения А. Блока.

    1

    Урок контроля

    28

    В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

    Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского.

    Чтение и осмысление стихотворений «Нате!»,

     «Скрипка и немножко нервно». «Послушайте!»,

     «А вы могли бы?», и др. Заучивание наизусть стихотворений

    1

    Комбинированный урок

    В.Маяковский

     и футуризм. Своеобразие поэтического языка. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы.

    Чтение стихов наизусть.

    29

    Особенности любовной лирики В.В.Маяковского.

     «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».

     Поэма «Облако в штанах».  Исповедь и проповедь

    в образном строе поэмы.

    1

    Практическая работа по анализу текстов

    Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность.

    Составление цитатного плана и заполнение таблицы

    30

    Осмысление проблемы художника и времени:

     «Юбилейное», «Необычайное приключение,

    бывшее с Владимиром Маяковским  летом на. даче».

    1

    Уроки чтения и анализа текста.

    Маяковский о назначении поэзии

    Работа с информацией учебника и дополнительным материалом.

    31

    Новокрестьянская поэзия С.Есенина. Биография поэта

    Ранняя лирика С.А.Есенина.

    1

    Урок -лекция

    Имажинизм в русской поэзии

    Отражение в лирике особой

    связи природы и человека

    Составление

    таблицы по творчеству С.Есенина. Просмотр документальных фильмов о С.Есенине

    32

    Тема родины в поэзии Есенина. Чтение и осмысление

     стихотворений :«Край любимый! Сердцу снятся…», «Русь Советская»,

    «Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь», «Запели тесаные дроги…»,  и др. Заучивание наизусть стихотворений.

    1

    Работа в группах

    Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя.

    Составление

    таблицы по творчеству С.Есенина.

    Чтение стихов наизусть.

    33

    Философская лирика поэта. Чтение и осмысление

    стихотворений: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…»,

    «Не жалею, не зову, не плачу…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». «Пушкину», «Письмо матери».

    1

    Работа в группах

    Есенин о месте поэта в послереволюционной России

    Составление

    таблицы по творчеству С.Есенина

    34

    Любовная лирика. «Не бродить, не мять в кустах

     багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

    1

    Работа в группах

    Психологизм лирики 

    Чтение стихов наизусть.

    35

    Контрольная работа по творчеству А.Блока и С.Есенина

    1

    Урок обобщения и систематизации

    36

    А. Ахматова. Жизнь и творчество Любовная лирика

     А. Ахматовой.

    1

    Лекция

    Акмеизм. Эстетические задачи

    37

    Чтение и осмысление стихотворений: «Песня последней

    встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»,  «Песенка»,

    «Вечером»

    Работа в группах

    Воспевание прекрасной ясности, любви и красоты.

    Чтение стихов наизусть.

    38

    Эволюция образа лирической героини. Чтение и

    осмысление стихотворений: «Я научилась просто, мудро жить...”, «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Перед весной бывают

     дни такие…», «Молитва» и др.

    1

    Работа в группах

    Внимание к природному началу в человеке

    Связные краткие и развернутые ответы  

    39

     Революция в судьбе А. Ахматовой.

     Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве. Чтение и осмысление стихотворений: «Мне голос был. Он звал утешно…», “Не с теми я, кто бросил землю...”, «Заплаканная осень, как вдова…» и др. «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге».

    1

    Практическая работа по анализу текстов

    Формирование эпического взгляда на мир.

    Связные краткие и развернутые ответы. Чтение стихов наизусть.

    .

    40

    Чтение и осмысление поэмы “Реквием”.

     История создания и публикации поэмы.

    1

    Аналитическая беседа

    Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы.

    Чтение  комментарий эпизодов

    41

    Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

    1

    Работа в группах

    Трагедийный пафос, идея преодоления смерти.

    Письменные   ответы в кратком формате

    42

    О. Э. Мандельштам. Биография поэта. Представление

     о поэте как хранителе культуры.

    1

    Лекция

    Акмеизм. Эстетические задачи.

    Записи в тетради

    43

    Чтение и изучение стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

    1

    Урок -практикум

    Воплощение темы творчества и любви.

    Чтение наизусть

    44

    М.И. Цветаева. Романтическое мироощущение Цветаевой.

    1

    Урок-лекция

    Противопоставление быта бытию, духа — материи.

    Просмотр документальных фильмов, составление тезисного плана  

    45

     Исповедальное и трагедийное начало в лирике.

    1

    Работа в группах

    Образ лирического героя.

    Сообщения  учащихся

    46

    Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой.

    1

    Урок обобщения и систематизации

    47

    Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой.

    1

    Урок обобщения и систематизации

    Русская литература в произведениях первой половины  XX века (1921—1941)

    48

    Художественный мир М. А. Булгакова. «Последний закатный роман»: замысел и название романа «Мастер и Маргарита»

    1

    Урок-лекция

    Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике.  «роман в романе»:

    Составление и заполнение

    таблиц

    49

    Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита».

    1

    Аналитическая беседа

    Система художественных образов, осмысление библейской темы

    Презентация  портретной галереи

    50

    Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве.

    1

    Практическая  работа

    Сатира в романе

    Анализ эпизода

    51

    Смысл финальной главы романа. Авторская позиция в романе

    1

    Аналитическая беседа

    Образ Ивана Бездомного и его значение в романе.

    Устные выступления

    52

    Подготовка к домашнему контрольному сочинению по роману М.А Булгакова.

    1

    Практическая  работа

    Составление тезисов, плана

    Домашнее контрольное сочинение

    53

    Интегрированный урок по  повести М.А.Булгакова «Морфий».

    1

    Интегрированный урок с психологией

    История болезни доктора Полякова

    Выступления

    54

    «Скажи наркотикам: «Нет».

    1

    Интегрированный урок с психологией

    Психологизм повести

    Составление памятки

    55

    А.П. Платонов. «Котлован». Избранные главы повести.

     Символика названия произведения. Самобытность языка

    и стиля писателя.

    1

    Урок - лекция

    Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии

    Запись лекции

    56

    Изображение коллективизации в повести “Котлован”.

    1

    Аналитическая беседа

    Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка

    Сообщения учащихся,  работа с дополнительным материалом

    57

    М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

    1

    Комбинированный урок

    Основные вехи писателя

    Просмотр фильма

    58

    «В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов»

     к «Тихому Дону».  

    1

    Групповая работа

    Бесчеловечность Гражданской войны. Прославление народных (общечеловеческих) ценностей.

    Сообщения учащихся

    59

    Судьба романа “Тихий Дон”.

    1

    Урок-лекция

    Роман-эпопея

    Запись лекции

    60

     Образ Григория Мелехова  как сюжетный и идейный центр романа. Характер героя.

    1

    Аналитическая беседа по опережающим заданиям

    Мир казачества в романе Шолохова, распад патриархальных семейных связей,

    Выступления  учащихся.

    61

    «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора

    1

    Уроки чтения и анализа текста.

     Разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции.

     Устные  ответы на проблемные вопросы.  

    62

     «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека

    Уроки чтения и анализа текста.

    Особенности финала романа и его значение

    Письменные   ответы на проблемные вопросы.  

    63

    Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе.

    1

    Групповая работа

    Русский национальный характер в рассказе

    Выступления учащихся

    64

    Образы автора и рассказчика.      

    1

    Групповая работа

    Рассказ в рассказе, рассказ-эпопея

    Работа с дополнительным материалом

    65

    Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова

    1

    Урок обобщения и систематизации

    66

    Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова

    1

    Урок обобщения и систематизации

    Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956)

    67

    Литература и война: музы и пушки. Высокий патриотический

     пафос лирики (К. Симонов, А. Сурков, О. Берггольц).

    1

    Читательская конференция

    Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны.

    Презентация  учащихся

    68

    Песни военных лет.

    1

    Читательская конференция

    Высокий патриотический пафос песен военных лет

    Презентация  учащихся

    69

    А.Т.Твардовский. «Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского.

    1

    Лекция

    Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского

    Записи в тетради

    70

    Исповедальный характер лирики Твардовского. Чтение

     и изучение стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

     «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),

     «Я знаю, никакой моей вины…».

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Образ лирического героя.

    Чтение наизусть

    71

    «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле».

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Василий Теркин – типичный герой, вынесший на своих плечах груз войны.

    Чтение и  комментарий

    глав

    72

    Великое и смешное в поэтической летописи войны в поэме

     «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата»,

     «Поединок»,

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Чтение и  комментарий

    глав

    73

    Б.Л.Пастернак. Поэт и время: личность и судьба  Б.Л. Пастернака.

     Чтение и осмысление стихотворений «Единственные дни»,

     «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест…»,

     «Никого не будет в доме…».

    1

    Работа в группах

    Мотивы любви и природы  в лирике Б.Л.  Пастернака.  

    74

    Тема призвания в поэзии Б.Л. Пастернака. Чтение и изучение стихотворений: «Когда строку диктует чувство…», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется  дойти до самой сути…», «Сосны», «Иней», «Июль».

    1

    Работа в группах

    «Определение поэзии»:  образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике

    Презентация учащихся

    75

    Б.Л.  Пастернака. «Вариант книги Бытия».

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории.

    Письменные   ответы на проблемные вопросы.  

    77

    Роман «Доктор Живаго».  «Ход веков подобен притче».

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Роль искусства в бессмертии человека. Стихотворения в романе Юрия Живаго

    Читать и комментировать эпизоды

    78

    Контрольная работа по творчеству Б.Л.Пастернака.

    1

    Урок обобщения и систематизации

    79

    Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне К.Воробьев. «Убиты под Москвой».

    Урок чтения и анализа текста

    Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.

    Читать и комментировать эпизоды

    80

    В.Кондратьев. «Сашка». Испытание властью, любовью, дружбой.

    1

    Просмотр фильма с анализами эпизодов

    Испытание властью, любовью, дружбой.

    Читать и комментировать эпизоды

    81

    В. Т. Шаламов. Биография писателя. История создания книги “Колымские рассказы”.

    1

    Комбинированный

    Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы.

    Просмотр фильма

    82

    Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в рассказах,

    например, «Последний замер», «Шоковая терапия».

    1

    Урок-практикум

    Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы.

    Чтение и  комментарий эпизодов

    83

    А.И.Солженицын. «Писатель, которого сердце…

    переболело всеми болями общества…»:

    1

    Лекция

    Жизнь и творчество писателя

    84

    «Не стоит село без праведника»:

     героиня рассказа А. Солженицына «Матренин двор»

    1

    Работа в группах

    Мотивы русской литературы XIX века в рассказе. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы.

    Выступления учащихся. записи в тетради

    85

    Повесть “Один день Ивана Денисовича”.

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Первое произведение о лагерном быте в советской литературе.

    Составление тезисов,

    86

    Изображение русского

     национального характера в контексте трагической эпохи.

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына.

    работа с учебником

    87

    Контрольная работа по творчеству А. Солженицына

    1

    Урок обобщения и систематизации

    Поэзия второй половины XX века.

    88

    Поэзия второй половины XX века. Обзор.

    1

    Семинар

    Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников

    Мир русской деревни и картины родной природы в изображении

    Защита проектов

    89

    Лирика поэтов-шестидесятников

    1

    Семинар

    Жанровое многообразие лирики

    Защита проектов

    90

    М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Видения на холме», «Листья осенние» и др.

    1

    Комбинированный

    Основные  темы и мотивы  лирики поэта. – Родина-Русь, ее природа,  и история.

    Чтение наизусть

    91

    И.А.Бродский. Чтение и осмысление стихотворений «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

    1

    Комбинированный

    Романтический мир в поэзии раннего Бродского и его связь с реальностью

    Составление тезисов

    92

    Контрольная работа

    Урок обобщения и систематизации к

    .

    Проза второй половины XX века

    93

    Проза второй половины XX века. Обзор.

    1

    Урок-лекция

    Обзор прозы  второй половины 20 века

    Работа с учебником,тезисы

       94

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина.  «Верую!», «Алеша Бесконвойный» или др.

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Скрытое величие души простого человека

    Сообщения учащихся

    95

    Символические образы в повестях В.Г.Распутина. «Прощание с Матерой»

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повести

    Устные  ответы в кратком формате

    96

     Обзор драматургии  ХХ века. Психологизм пьес А.В.Вампилова. «Утиная охота».

    1

    Семинар

    Проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции.

    Сообщения

    97

    Образ Зилова в системе художественных образов пьесы

    1

    Урок чтения и анализа текста

    Смысл финала пьесы

    Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос

    98

    Пьеса А.Вампилова «Старший сын»

    1

    Интегрированный урок с психологией

    Образы героев, смысл названия

    99

    «Искусство человеческого общения».

    1

    Работа в группах

    Взаимоотношения с родителями

    Написание эссе

    100

    Современная литературная ситуация. Новейшая русская поэзия и проза

    1

    Семинар

    Обзор современной литературы

    Защита проектов

    101

    Литература XX века: прошлое, настоящее, будущее. Неоконченные споры. «Писатель – Книга – Читатель».  

    1

    Конференция.

    Создавать собственную «золотую полку» любимых книг и программу чтения на ближайшие годы.

    Защита проектов

    102

    Резервный урок

    1

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

    Для учителя

    1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
    2. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы [Текст] / Сост. и общая ред. В.И. Кулешова. – М.: Дет.лит., 1983. – 430 с.
    3. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
    4. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы:  – М.:  Просвещение,  2013.
    5. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 1. – 224 с.
    6. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 2. – 225 с.
    7. Меркин, Г.С. Русская литература XX века [Текст]: Учебная книга для учащихся старших классов / Г.С. Меркин. – М.: Скрин, 1995. – 349 с.
    8. Новое в школьных программах. Современная русская проза [Текст]: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128 с.
    9. Русские писатели. Библиографический справочник [Текст]: В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990.- Ч. 1.- 430 с.

    Для ученика

    1. Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.
    2. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
    3. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
    4. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
    5. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

    Интернет – ресурсы

    1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru/ 
    2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
    3. Культура письменной  речи www.gramma.ru 
    4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 
    5. ВiblioГид  -  книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
    6. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/ 
    7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
    8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
    9. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
    10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
    11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
    12. Русская литература XVIII–XX веков  www.a4format.ru
    13. Ахматова А.А. anna.ahmatova.com
    14. Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
    15. Бунин И.А. bunin.niv.ru
    16. Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru

    ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Экранно-звуковые средства обучения:

    CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.

    ТСО:

    Компьютер;

    Мультимедиапроектор,  локальная сеть  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа для10-11 классов физико-математического профиля.

    При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при изуче...

    Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)

    Пояснительная запискаРабочая программа курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

    Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля

    Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...

    Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

    Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

    Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

    Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

    Рабочая программа по физике для 8 класса с физико-математическим уклоном

    Рабочая программа по физике профильного уровня для 8 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и  составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике  7 –...