РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
рабочая программа по литературе (10 класс)

Буянтуева Вера Базаровна

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_lit_10_kl.docx68.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан-Удэ»

 «Согласовано»

Руководитель МО учителей

русского языка и литературы

______  Аюшеева Д.Р.

Протокол № 1 от

«25»08. 2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Белявская Ю.Н.

Протокол педсовета №46

«27» 08. 2020 г.

«Утверждаю»

Директор _____Хамнуев В.И.

Приказ № 113 от

«28»08. 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  литературе

Класс  10

Уровень базовый

                     

 

    Составитель: учитель    русского языка

и литературы

Буянтуева В.Б.

 

                                                                                                                                                                               

г. Улан-Удэ

2020 – 2021 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

3. Учебный план МАОУ «СОШ №19 г.Улан - Удэ» на 2020-2021 учебный год

4.Программы основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету «Литература» (Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2019 г.)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»  

5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №19 г.Улан - Удэ» на 2020-2021 учебный год  (утверждено приказом  №1-88 от 17 июня 2020 г.)

           Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

          Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г.  Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Объем и сроки обучения

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 10 класса предусматривает обучение литературе в объеме 102 часа, 3 часа в неделю. Срок реализации рабочей программы – 2020– 2021 учебный год.

Роль и место дисциплины  

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими русской речью.

   Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство.   Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего

  Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Главной целью общего среднего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

 Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.

Цели  литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне определены образовательным стандартом:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;

выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
  • научиться анализу художественного произведения;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

  

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение (5 ч). 

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

 И.С.Тургенев (11 ч)

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:  художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Н.Г.Чернышевский (3ч)

Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

И.А.Гончаров (9ч)

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей.  Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова  в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

А.Н.Островский (6ч)

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Ф.И.Тютчева (4ч )

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Н.А.Некрасов (10ч) 

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов  в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

А.А.Фет (3ч)

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность  в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

А.К.Толстой (2ч)

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

М.Е.Салтыков-Щедрин (4ч) 

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях  Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1ч)

Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Ф.М.Достоевский (11ч) 

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Л.Н.Толстой (19ч) 

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов   в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.  Война 1812 года – Отечественная война.  Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.  Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи  в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Н.С.Лесков (3ч)

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер  в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века (2ч)

Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А.П.Чехов (9ч)

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад».  Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

 Подведение итогов года (3ч)

Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

                            Учебно- методическая литература:

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.
  2. Лебедев Ю.Я. Литература. Учебник. Ч. 1, 2. 10 кл. М., Просвещение, 2019.
  3. Методические рекомендации; дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим…»
  4. Журнал «Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»; сайт www.prosv.ru (рубрика «Литература»)
  5. Программа литературного образования. 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Каганович С. А. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей – словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – Просвещение».
  7. Чертов В. Ф., Виноградова Е. М., Яблоков Е. А., Антипова А. М. От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения. М., Дрофа, 2005.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Введение

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

1

2

Русская литература на рубеже XIX – XX веков

1

3

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

1

4-5

Русская литературная критика II половины XIX века

2

 И.С.Тургенев

11ч

6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

1

7

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

8

Особенности тургеневского романа (обзор произведений писателя)

1

9

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

1

10

Трагический характер конфликта в романе.  Споры Базарова с Павлом Петровичем.

1

11

Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью.

1

12

Мировоззренческий кризис Базарова

1

13

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова.

1

14

«Отцы и дети» в русской критике.

1

15-16

Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

2

 Н.Г.Чернышевский

17

Н.Г.Чернышевский. Страницы жизни и творчества писателя.

Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа.

1

18

Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного  движения.

1

19

«Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе «Что делать?»

1

 И.А.Гончаров

20

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

1

21

Образ главного героя в романе «Обломов»

1

22

Понятие «обломовщина»

1

23

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

24

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

25

Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»

1

26

Историко-философский смысл романа «Обломов»

1

27

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

28

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

                                 

А.Н.Островский

29

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества

1

30

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

1

31

Город Калинов и его обитатели

1

32

Образ Катерины. Ее душевные трагедии

1

33

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

1

34

Анализ драмы «Бесприданница»

1

Ф.И.Тютчев

35

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева

1

36

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

1

37

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

38

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева

1

                                 

Н.А.Некрасов

10ч

39

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове

1

40

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

1

41

Горькая доля народа пореформенной России

1

42

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

43

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

44

Народ в споре о счастье

1

45

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

46

Народ и Гриша Добросклонов

1

47

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

48

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

А.А.Фет

49

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1

50

Основные мотивы творчества А.А.Фета

1

51

Анализ стихотворений А.А.Фета

1

А.К.Толстой

52

Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.

1

53

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.

1

                             

М.Е.Салтыков-Щедрин

54

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина.

1

55

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов.

1

56

Градоначальники города Глупова как земные идолы.

1

57

Пророческий смысл финала сатиры.

1

Страницы истории западноевропейского романа XIX  века

58

Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс

1

                               

Ф.М.Достоевский

11ч

59

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества

1

60

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

1

61

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных

1

62

Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

63

Преступление Раскольникова

1

64

Раскольников и «сильные мира сего»

1

65

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать»

1

66

Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой

1

67

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

68

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

69

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Л.Н.Толстой

19ч

70

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель

1

71

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.

1

72

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

73

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

1

74

Именины у Ростовых.  Лысые горы.

1

75

Изображение войны 1805-1807г.г.

1

76

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.

1

77

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

78

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

79

Изображение войны в романе.

1

80

Кутузов и Наполеон в романе.

1

81

Партизанская война. Бегство французов.

1

82

«Мысль народная»  в романе «Война и мир».

1

83

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

1

84

Эпилог романа.

1

85

Образ Наташи Ростовой.

1

86

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

87

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

88

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Н.С.Лесков

89

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

1

90

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

1

91

Изображение национального русского характера в повести.

1

Страницы зарубежной литературы

конца XIX – начала XX века

92-93

Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу

2

                             

А.П.Чехов

94

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе

1

95

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

1

96

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

1

97

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

1

98

Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

1

99

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.

1

100

Особенности чеховского диалога

1

                         

Подведение итогов года

101

Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся.

1

102

Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список произведений для летнего чтения.

1