Творческий проект. Тема: «Счастье - это быть с природой..»
проект по литературе по теме

  • Широко применяемый в мире метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); нацелен на развитие познавательного интереса учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schaste_-_eto_byt_s_prirodoy.doc42.5 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx519.74 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект.

Тема:                 «Счастье  - это быть с природой..»

Цель урока:

Показать своеобразие пейзажной лирики  русских поэтов и              мастерство  в  создании картин осеннего пейзажа.

Развивать умение анализировать лирические произведения.

Обучение выразительному чтению, развитие связной устной речи. Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к природе.

Оборудование: портреты писателей, поэтов; выставка книг, картины,

         эпиграфы к уроку;

        т/с : магнитофон,  мультимедийный проектор;

        План урока.

1.Организационный момент.

         Приветствие.

       

2.Актуализация.

          а) Эпиграфы к уроку. Высказывания о природе видных писателей и поэтов.

        «Я не знаю ничего более  прекрасного, чем наша земля»                слайды

                                                     (К.Г.Паустовский.)

        Родная земля, Родина, родной край,родная природа!

Когда мы призносим эти слова взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина – это прежде всего дом, в котором ты родился, береза под окном, улица, по которой бегал в школу. Двор, где играл в прятки,речка, лес.Человек бережно хранит его в своем сердце, проносит через всю жизнь.         

        

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью                                                   неразрывных  нитей, он сын ее»

(И.С.Тургенев)

Природа – мать  - так любовно мы называем ее.  Природа предстает перед нами во всей своей красе  и величии. Мы любуемся ею, она бескорыстно дарит нам радость, обогащает нас. Да, человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее.

        «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»

                                                                                        (Л.Н.Толстой)

Счастье – это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в ее тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит».

  Природа живет своей жизнью, имеет собственные духовные ценности.

                                               «Не то, что мните вы, природа:

                                               Не слепок, не бездушный лик –

                                               В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                               В ней есть любовь, в ней есть язык»

                                                                                      (Ф.И.Тютчев)

б) 

-Если внимательно  послушать, тогда можно услышать удивительные голоса природы.

                      (Прослушивание фрагментов «Лесные голоса»)

            слайды

в)

Посмотрите на эту красоту природы. Как прекрасны поля, леса, рощи, сады, через которые, меняясь, проходит весна, лето, осень, зима. В этом любовь и радость бытия.

Люди всегда любили деревья, солнце, траву, цветы, птиц. И любовь эта проявляется                    по – разному.  Поэты создавали восхитительные стихи, художники творили изумительные картины, композиторы – музыку.

        (на экране картина И.И.Шишкина  «Осень»)        слайды

г)

Художники, музыканты, писатели и поэты посвящают природе свои произведения.                  Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе.

Как мы видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться. Поспешим за поэтом в поле, в лес, в рощу .. . Увидим его глазами мир природы, постараемся почувствовать гармонию этого мира.

  Сегодня у нас урок проект.

3. Творческий проект.

        I ЭТАП              слайды

                                          Русские поэты о родной природе.

Недаром так высоко ценили его стихотворения величайшие наши писатели – и А.С.Пушкин, и  Н.А.Некрасов,  и   И.С.Тургенев, и Л.Н.Толстой, который как –то сказал: «Без Тютчева жить нельзя».

        Федор Иванович Тютчев

        (1803 –1873)

1.

- Когда и где он родился? Когда в печати появляются первые его стихотворения?

        (биография Ф.И.Тютчева)                  биограф

2.

- В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по - другому.

        «Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева»                           реферат

3.

  • Давайте познакомимся с его стихотворением.

Стихотворение            «Есть в осени первоначальной…»

  4.

- Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Расскажите.

  • Представьте описанную поэтом картину природы.
  • …..
  • Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.

                           (картина И.И.Левитана «Золотая осень»)        слайды

        искусствовед

          - Эта картина соответствует прочитанному стихотворению?

   5. - Какую музыку вы нашли?                                                                              искусствовед

        (П.И.Чайковский  «Времена года»)

    6. Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению?        художник

Вывод.

    Поэт проявляет интерес к внутренней жизни природы. Словами передает, «рисует» красоту природы, осенний пейзаж.

Пристально всматриваясь в нее, художник ищет разгадку ее таинственной жизни.

Вслушиваясь в ее голоса,  композиторы пишут музыку.

А мы любим природу, по - своему  понимаем и изображаем ее красоту.

        Аполлон Николаевич Майков

        (1821 – 1897)

-Часто ли вы читаете стихи о природе?

Когда это интересно, знаете?

- У читателя и слушателя должно быть такое же живое и яркое воображение, как у писателя, чтобы суметь не только представить то, о чем говорит поэт, но и понять те чувства, которое он хочет передать с помощью пейзажа.

Попытайтесь сейчас с закрытыми глазами представить себе пейзаж, который описывает поэт в стихотворении, которое будет звучать. И расскажите о чувствах, которые они у вас вызывают.

1.                        Стихотворение «Пейзаж»

-Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

Майков А.Н. – русский поэт. Он видит мир глазами художника.

                         

  1. Биография А.Н.Майков.                                                     биограф
  2. Стихи Майкова                                                                  чтец

                                                           «Осень»   - иллюстрация к этому стихотворению.

                              « Весна»    - иллюстрация к стихотворению                       чтец

        художник

4.        Интервью   «Жизнь и творчество А.Н. Майкова»        корреспондент

Вывод.

А.Н.Майков – знаток красок. Он включает в пейзаж самого себя, движущегося, наблюдающего, хорошо видимого со стороны. Помещая себя внутрь картины, поэт словно оттеняет пейзаж присутствием человека, объясняя ее его своеобразным взглядом на природу.

            5.        Татарские поэты о родной природе.              слайды

Природа была одной из самых излюбленных тем  в поэзии Тукая. Природа родного края всегда возвышенна  и прекрасна, исполнена внутренней радости и света. От простых  и ясных картин поэт переводит разговор на сложные вопросы бытия.

                         чтец.

                                                     Г.Тукай «Осень»

6.

- А теперь послушайте чудесную музыку. «Осенний вальс»

        -Какие чувства вызывает она у вас?        музыкант

II ЭТАП

        Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живешь.

                                         - Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного?   Обязательно ли для этого совершать дальние путешествия? Нет, не обязательно.

1.Экскурсия.         слайды

2. Пословицы и поговорки.        фотография

3. Кроссворд.

Загадки.

4. Сочинения.

5. Стихи.                                                                                                                  поэты

6.Сказка.                                                                                                                  сказочник

7.Природа и человек.        эколог

        Композиция «Весна», «Осень»

Вывод.  Итог к уроку.



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект Тема: «Профессия химик-технолог»

В жизни каждого из нас наступает время, когда перед нами вплотную встает вопрос: «Какую профессию выбрать?», «Куда пойти учиться дальше?». И здесь важно не ошибиться, ведь от того, насколько удачно мы...

Презентация. Открытый творческий конкурс «Природа Донского края – путешествие юного краеведа» (в рамках открытого творческого проекта «МИР глазами детей»)

В конкурсе приняли участие 250 работ школьников города Ростова-на-Дону в возрасте от 7 до 18 лет. Рисунки 2017 года показали красоту и колорит природы Донского края, отличались яркостью, нежностью и л...

Творческий проект. Тема: «Лоскутная пластика (прихватка)».

Исполнитель: ученица 5 класса Кузнецова Анастасия.Руководитель:Хачак С.Б. Содержание:Идея проекта.1.    Описание внешнего вида.2.    Материалы, оборудование, ин...

Творческий проект "Платье на счастье"

Этот вопрос задают многие девушки, которые хотят сшить платье своими руками, особенно на новогодние праздники хочется выглядеть роскошно! Новый год 2020 идет вперед! Ведь если немного пофантазировать,...

Творческий проект Тема: «Прихватка»

Проект для 7-8 класса прихватка-рукавичка...