Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.),

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_7_2013.doc155 КБ
Microsoft Office document icon ktp_l_7_2013.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лицей № 6»

.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

Рабочая программа

учебного предмета  «Литература»

( базовый уровень)

  для 7 класса

Составитель

Приймак Ю.А., учитель русского языка и литературы

г. Воскресенск

2013 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и основана на базисном плане, который отводит на изучение литературы в 7 классе 70 часов ( 2 часа в неделю).

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно  духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение  художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т.д.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и  глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию  его речевой культуры.

Основное содержание программы

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

Из устного народного творчества

4

Из древнерусской литературы

2

1

Из  литературы ХVIII века

6

1

Из русской литературы ХIХ века  

24

2

2

Из  литературы ХХ века.

20

1

2

Из литературы народов России (Р.Гамзатов)

1

Из зарубежной литературы

6

Итоговое занятие

1

Итого

70

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение (1)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из  устного  народного  творчества (4)

Былины

«Святогор и Микула Селянмнович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Из древнерусской литературы (2+1)

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Из  литературы  XVIII  века  (6+1)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Из  литературы  XIX  века (24+2)

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа {«Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой».

      Произведения  русских поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...», Н.М. Языков. «Песня »,  И.С. Никитин. «Русь»,  А.Н. Майков. «Нива», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

            А П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Из  литературы  XX  века (20+1)

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН

Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

             Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

 (Урок-встреча в литературной гостиной):

             Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Местные поэты.

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Русские  поэты  XX  века  о  России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... »

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

              С.А. Есенин.  «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».

             Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

         Из   литературы  народов  России (1)

РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Из  зарубежной  литературы (6)

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

           Р.БЁРНС.

 Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно». Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и зле.

МАЦУО БАСЁ.

Поэт-странник. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

           Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери

« Планета людей».

           Я. КУПАЛА.

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Произведения для заучивания наизусть.

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия…» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения – по выбору.

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения – по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…».

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни…».

У. Шекспир. Сонет – по выбору.

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных  умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

          Ученик должен знать/понимать:

  • текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
  • основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
  • основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
  • богатство и разнообразие жанров;
  • характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Ученик должен уметь:

  • выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
  • пользоваться справочным аппаратом и  школьным словарем литературоведческих терминов;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
  • свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
  • выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
  • находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль  в изучении произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

привлекать целесообразные  формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

Требования к оценке знаний учащихся.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.    Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.         Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и  глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при  анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

    Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

   Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для V класса — 0,5—1 страница,

для VI класса  -  1—1,5 страницы,

для   VII класса —    1,5—2  страницы,

для    VIII класса — 2—3 страницы,

для   IX класса — 3—4 страницы.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

    С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

   Сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность и логичность изложения.

   При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки изложений и сочинений:

Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.                                           2. Фактические ошибки отсутствуют.   3.Содержание   изложено   последовательно (по плану или без него).                                    4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых  синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).                                     5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.                                   6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.    3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.        4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.                   5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.                      6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 2орфографические и 2 пунктуационные  ошибки, или 1 орфографическая и  3 пунктуационные  ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.                                                                        2. Имеются отдельные фактические неточности.                                                         3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.        4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.                                           5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.                    6. Допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических,  5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.                      2. Допущено много фактических неточностей.   3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.    4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.               5. Нарушено стилевое единство текста.           6. В работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7

Орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6  орфографических  и 8 пунктуационных, или 5  орфографических  и 9 пунктуационных, или 8 орфографических  и 6 пунктуационных , 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка теста.                                                                                          Использование тестирования как формы контроля знаний, умений и навыков учащихся связано, прежде всего, с содержанием и структурой  контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении единого государственного экзамена по русскому языку.

     Единый  государственный экзамен предполагает задания с выбором ответа  и  задания с кратким ответом.

   Основным  критерием оценки таких заданий является количество правильных ответов.

   Оценка «5» ставится при 95-100% правильных ответов.

   Оценка «4» ставится при 94-75%   правильных ответов.

   Оценка «3» ставится при 74-50%   правильных ответов.

   Оценка «2» ставится, если в работе  менее 50%   правильных ответов.

                                                 Выведение итоговых оценок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Перечень литературы.

Литература для учителя

  1.      Литература 7  класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Меркин Г.С., Дрофа, 2008
  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
  7. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
  8. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
  9. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
  10. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  11. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  12. Литература в  классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002

Литература для ученика.

  1. Литература 7  класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Меркин Г.С., Дрофа, 2008
  2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У - Фактория, 2006
  5. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение»,2007                                                                                                        6.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

Перечень материально-технического обеспечения.

Основой материально-технического обеспечения процесса изучения литературы являются ресурсы библиотеки МОУ «Лицей №6», включающие как тексты изучаемых художественных произведений, так и необходимую критическую, справочную литературу.

В процессе обучения литературе используются также мультимедийные средства: ноутбук и мультимедиапроектор, что позволяет насытить урок необходимым иллюстративным, справочным материалом, организовать контроль знаний обучающихся, осуществить процесс взаимодействия различных видов искусств и наук (межпредметные связи).

Для создания компьютерных презентаций и других электронных продуктов учителем и учащимися используются следующие Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/ 

Наряду с оригинальными материалами используются имеющиеся электронные пособия:

- «Русская литература. 8 – 11 классы. Мультимедийная энциклопедия»;

- «Литература. 5 – 11 классы» (серия «Библиотека электронных наглядных пособий», издательство «Дрофа»);

- «Русская литература от Нестора до Маяковского»;

- «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия»;

- «Библиотека русской классики». Выпуски 1, 2, 3;

- «Русская поэзия XVIII – XIX веков»;

- «Радиоспектакль «Горе от ума»  (серия «Звуковая книга»).

В качестве иллюстративных пособий применяются набор таблиц Е. А. Зининой «Теория литературы в таблицах» и комплекты портретов писателей (Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XVIII – XIX веков», издательство «Дрофа»; Портреты для кабинета русского языка и литературы «Русские писатели XIX века» и «Русские писатели XX века» из серии «Современные наглядные пособия» издательства «Учебная книга БИС»).

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/ Бочарова И.М./

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /Сергеева Т.А./



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по литературе в 7  классе

Приймак Ю.А.

на 2013- 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение 1

1

1

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

Из устного  народного  творчества 4

2

1

Былины. Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин.

3

2

«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.

4

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

5

4

Русские народные песни.

Из древнерусской литературы 2+1

6

1

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего»).

7

2

Поучительный характер древнерусской литературы.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

8

3

Р.Р. Подготовка развернутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Из  литературы  XVIII  века 6+1

9

1

М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия…»). Особенности поэтического языка оды.

10

2

Теория Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории.

11

3

Г.Р. ДЕРЖАВИН «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

12

4

Д.И. ФОНВИЗИН. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

13

5

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

14

6

Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

15

7

Р.Р. Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Из литературы XIX века 24+2

16

1

А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении поэта: «К Чаадаеву»

17

2

Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»).

18

3

Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

19

4

А.С.Пушкин поэма «Полтава», образ Петра I в ней.

20

5

Р.Р. Творческая работа на тему: «Петр I и Карл XII в поэме А.С. Пушкина».

21

6

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Стихотворение «Родина».

22

7

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы

23

8

Художественные особенности «Песни про царя Ивана Васильевича…» Фольклорные элементы в произведении.

24

9

Н.В. ГОГОЛЬ в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».  Повесть «Шинель»

25

10

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

26

11

Р.Р. Подбор цитат для характеристики персонажа по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

27

12

И.С.ТУРГЕНЕВ. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»

28

13

Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»

29

14

Н.А. НЕКРАСОВ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения.

30

15

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины.

31

16

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

32

17

Изображение нравственных пороков общества в  сказке «Дикий помещик».

33

18

Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.)

34

19

Л.Н. ТОЛСТОЙ – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

35

20

Н.С. ЛЕСКОВ. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

36

21

Сказ «Левша». Образный мир произведения.

37

22

А.А. ФЕТ. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике.

38

23

Произведения русских поэтов XIX века о России

39

24

А.П. ЧЕХОВ. Человек и чин в творчестве писателя. «Смерть чиновника».

40

25

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

41

26

 Внеклассное чтение «Над чем смеетесь?» (М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи).

Из  литературы  XX  века 20+1

42

1

М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство»)

43

2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство»

44

3

«Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.

45

4

Человек и природа в стихах И. БУНИНА. Размышления о поэзии.

46

5

И.А. Бунин Рассказ «Кукушка». 

47

6

Рассказы А.И.Куприна «Куст сирени», «Allez!» Сюжетная линия, подтекст, художественная идея

48

7

«Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).

49

8

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 

50

9

С.А. ЕСЕНИН. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

51

10

Внеклассное чтение «Мой Сергей Есенин».

52

11

И.С. ШМЕЛЕВ. Рассказ «Русская песня».

53

12

М.М. ПРИШВИН. Рассказ «Москва-река».

54

13

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Человек и природа в художественном мире писателя.

55

14

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Моя малая Родина».

56

15

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».

57

16

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

58

17

А.Т. Твардовский. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

59

18

Внеклассное чтение. Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

60

19

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ. Рассказ «Экспонат №...».

61

20

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. ШУКШИНА.

62

21

Русские поэты XX века о России

Из литературы народов России 1

63

1

Р. ГАМЗАТОВ. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Из зарубежной литературы 6

64

1

У. ШЕКСПИР. Сонеты.

65

2

Народное представление о добре и силе в стихотворениях  Р.БЁРНСА.

66

3

МАЦУО БАСЁ. Поэт-странник.

67

4

Р.Л. СТИВЕНСОН. «Остров сокровищ» (часть третья).

68

5

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «Планета людей», Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

69

6

Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

70

1

Итоговый урок.

Итого:

часов

В том числе

уроков повторения

контрольных работ

уроков развития речи

По программ ме

70

1

5

Выполне но

              СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/ Бочарова И.М./

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /Сергеева Т.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса

Рабочая программа  предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра» базовый уровень

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, утвержденного прик...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  для 5-9 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета "биология" (базовый уровень) для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета «биология» в 6 классе составлена на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С...